Каирская гениза

Ирина Дахно 4
             Неоднократно, когда в наших палестинах становилось опасно или дискомфортно, евреи находили убежище в Египте, а потом оттуда исходили. Так праотец наш Авраам, спасаясь от голода, вошел с семьей, стадами и прочими бебехами в Египет (Бытие. 12:9-20), затем правнук Авраама Йосеф после многих приключений стал большим визирем у египетского фараона и перетащил на жительство в Египет всю семью своего отца Яакова-Исраэля, и наши предки прожили в Египте около 300 лет, сначала, как свободные люди, а впоследствии - в рабстве, и с большим скандалом удрали оттуда под предводительством Моше, о чем рассказывают книги Бытие и Исход. Помнится еще, что согласно евангельским преданиям другой Йосеф, плотник, с женой Мириям и Младенцем спасались в Египте от преследований царя Герода...
   Правда, наше путешествие в Египет было задумано давно, еще после поездки в Синай мы решили съездить в "настоящий" Египет, в Африку - посмотреть на пирамиды, в чье строительство был вложен рабский труд наших??? ли далеких предков. Ехать в Египет необходимо зимой - летом там несусветная жара, кроме того, непонятно, куда в ближайшее время заведет израильско-египетские отношения, которые и так добрососедскими не назовешь, оруэлловский "мирный процесс"...
   И мы купили тур. Вместе с нами поехали наши приятели.... В еврейской традиции священные книги чтятся столь высоко, что их нельзя выбрасывать. Когда ими уже нельзя пользоваться по ветхости, эти книги хоронят в земле. Так, в 1988 г. несколько свитков Торы, которые пострадали от хулиганов, были публично преданы земле на еврейском кладбище Нью-Йорка. С такими книгами можно поступить и иначе — как было сделано в средневековых синагогах. Там стали создаваться генизы. "Гениза" - слово арамейского происхождения, буквально - хранилище, место хранения пришедших в негодность свитков, книг ТаНаХа, сиддуров, их фрагментов, бумаг, содержащих имена Б-га, а также предметов ритуала, уничтожение которых запрещено нормами иудаизма. В талмудической литературе слово "гениза" встречается как название действию по изъятию из употребления и захоронению обветшавших священных книг и произведений, которые раввинистическими авторитетами считались еретическими, но не подлежавшими сожжению. Наиболее ранние генизы находились, по-видимому, при Иерушалаимском Храме.

В средние века генизы устраивались при синагогах, обычно в особых помещениях, на чердаках, в стенных шкафах, иногда под Ковчегом.

После заполнения генизы собранные в ней предметы и книги отвозились на кладбище и предавались земле. В восточных еврейских общинах эта церемония происходила с большой торжественностью и имела характер празднества. В Иерушалаиме этот обычай сохранился до настоящего времени.

В генизах старинных синагог часто хранились и документы, не имеющие религиозного значения. Это могли быть решения духовных судов, общинные записи, переписка с галахическими авторитетами и главами еврейских общин. Сюда же могли попасть почти любые бытовые записи, так как на них обычно записывалось благословение, которое должно было помочь предпринимаемому делу.

Самая известная гениза, Каирская, помещалась на чердаке синагоги Эзра в Фостате, Старый Каир, построенной в 882 году. Со временем египетские евреи, зная, что содержимое хранилища останется неприкосновенным, стали складывать туда и другие важные документы. Каирская гениза постепенно наполнилась личными письмами, деловой корреспонденцией, документами и разнообразными религиозными текстами. Сухой климат Египта и то, что эта гениза имела значение архива в современном смысле этого слова, способствовали сохранности находившихся в ней книг и документов. В течение веков ничья рука к ним не прикасалась. У каирских евреев было поверье, что того, кто тронет священные бумаги, постигнет беда. Но не только это препятствовало изучению содержимого генизы. Ее помещение было практически недосягаемым, не имело окон и дверей. Попасть туда можно было только по приставной лестнице через отверстие у карниза синагоги.

Об этой генизе на Западе узнали в XVIII веке благодаря сообщениям путешественников, которым было разрешено лишь ознакомиться, но не исследовать ее материалы. Гениза была раскрыта в 1896 г. Вскоре ее сокровища смотрел крупный еврейский ученый Шломо Шехтер, под его руководством более ста тысяч листов документов были перевезены в Кембриджский университет, где Шехтер много лет преподавал. До сих пор в этом фонде делаются новые открытия.

250 тысяч документов генизы признаны одним из величайших сокровищ иудаики. Самой знаменитой находкой стал ивритский оригинал апокрифической "Книги Проповедника", известной ранее лишь в греческом переводе. Систематическое изучение этих публикаций сделало достоянием науки много литературных сокровищ и исторических документов. Помимо почти полного текста книги "Премудрости Бен-Сиры" на языке оригинала, стали известны отрывки греческого перевода Торы, выполненного Аквилой, древние палестинские, вавилонские и испанские пиюты, документы по истории еврейских общин Палестины и Египта со времени мусульманских завоеваний до первого крестового похода. Материалы по этому периоду были крайне скудны.

Но не менее важны многочисленные документы о жизни евреев в Египте и Стране Израиля со времен Мохаммеда и до Первого крестового похода (почти ничего об этом периоде раньше известно не было), множество материалов по истории караимов. Видный ученый Шломо-Дов Гойтейн провел за изучением документов генизы целых полвека, опубликовав пятитомное исследование "Средиземноморское общество", где в мельчайших деталях показана повседневная религиозная, интеллектуальная и социальная жизнь средневековых евреев арабского Египта.

Самый ранний документ Каирской генизы датирован 750 годом. Насчитывается около 250 000 документов, из которых не все еще изучены. Часть материалов хранится в Санкт-Петербурге, долгое время доступ к ним был закрыт, и лишь в последнее время началось их активное исследование. Сегодня в музее Израиля выставлена довольно редкая рукопись Ветхого Завета – она была написана 1 300 лет назад. Все это время она пребывала в каирской синагоге.

Эта рукопись датируется где-то седьмым столетием нашей эры. Ученые как раз называют этот период «тихой эрой», так как до наших дней не дошли практически никакие рукописи на иврите, которые были написаны между третьим и восьмым столетием. Зато теперь столь редкий текст выставлен в музее Израиля в Иерусалиме.

Кстати, ученые довольно долго отмечали нехватку оригинальных библейских рукописей, которые были бы написаны между Свитками Мертвого моря, последние из которых датируются третьим столетием, а также текстами 9-го и 10-го столетия.

Чтобы восстановить информацию о том времени, они пользуются греческими переводами, или переводами на других языках. Вот поэтому исследователям очень важно иметь часть оригинального текста, который бы относился к этому времени.

Данный пергамент был обнаружен в древней Синагоге Бена Эзры Каира в конце 1800-х годов. Возможно он долгое время находился в частных руках – до того самого момента, пока американец ливанского происхождения не приобрел его и передал в собрание редких книг и рукописей Университета Дьюка, что в Северной Каролине.... Через 390 лет после разрушения Первого Храма и падения Иудейского государства (587—586 гг. до н. э.) в результате нашествия Навуходоносора, царя Вавилонии, среди заблудших и деморализованных, по мнению автора, остатков еврейского народа, выделяется группа светских людей — “Израиль” в терминологии общины — и жрецов — “Аарон”, которые стремятся обновить завет-союз с Богом. В течение 20 лет они пребывают в стадии становления, не могут “нащупать пути”, т. е., по-видимому, составить определенной программы и плана действий. Тогда Бог, уверившись в искренности их покаяния, посылает им Праведного наставника. С помощью библейских текстов, взятых главным образом из книг пророков и Пятикнижия, выясняется, что праведный наставник увел своих последователей в “страну Дамаска”, где они вступают в “Новый Завет”, т. е. заключают новый союз с Богом. Старый Завет был дан древним избранникам, которые перечислены на страницах II—III текста рукописи А. Таковы Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Моисей. Старый Завет был нарушен и продолжает нарушаться массой народа, несмотря на Тору — Пятикнижие, дарованную народу через посредство Моисея, не раз упоминаемого в книгах Кумрана. Мы узнаем также, что члены Нового гонениям и находились в опасности из-за преследований со стороны лица (или лиц), называемого “Человек глумления” или “Человек лжи”, “Лжец” . Особенно интенсивный период преследования со стороны “людей войны” длился 40 лет, т. е. в течение одного поколения, согласно обычной библейской хронологии. Уже обосновавшись в Дамаске, группа испытала отпадение учительной части своих членов . В Документе сказано, что эти нечестивцы не будут занесены в списки членов обшины и не будут считаться ее членами со дня “приобщения”, т. е. смерти Праведного наставника и до появления помазанника (Мессии?) из Аарона и из Израиля. Списки членов общины возобновлялись периодически, как мы знаем из Устава. Когда и где умер Наставник обшины — неизвестно, но кончина его скорее всего естественна, о чем говорит само выражение “приобщился к своим предкам”. Из Толкования на кн. Аввакума (Хаваккук) мы узнаем дополнительно, что он был преследуем кем-то, кто назьшается “Нечестивым жрецом”, “Человеком лжи”, и что к этому равнодушно отнеслись лица, именуемые “Домом Авессалома”. Это все, что реально известно о “Праведном наставнике”, если не считать еще и того, что многие ученые признают его автором Благодарственных гимнов, другими словами, приписывают ему поэтический талант.
Таким образом, как будто выясняется место действия — город (область) Дамаск; время действия — около 200 г. до н. э., через 390 лет после взятия Иерусалима. Современное определение даты взятия Иерусалима войсками Навуходоносора — 586 г. или 587 г. до н. э. Хронология секты и хронология того времени вообще могла вести счет годам, расходясь с календарем современной научной историографии. Однако эти расхождения вряд ли превысят десятилетие, особенно если принять во внимание, что сектанты издавна вели счет по солнечному календарю, о существовании которого говорит нам кн. Юбилеев. Один из самых важных вопросов, связанный с историей кумранского общества — вопрос о том, как его хронология соотносится с датами, принятыми современной исторической наукой. Некоторые ученые, переносящие на секту данные, полученные из так называемой раввинистической литературы, указывают на то, что древние хронисты, в частности Йосе, автор хроники «Порядок мира», считали срок от возникновения до конца деятельности Второго Храма в 490 лет и 70 лет насчитывали между разрушением Первого Храма и началом постройки Второго — период “вавилонского пленения”. С нашей точки зрения методически неправильно представление законотолкователей Мишны позднейшего периода, держащихся устной традиции, устной легенды весьма далеких от научного мышления в современном смысле слова, автоматически переносить на жреческую коллегию, опирающуюся ва письменную традицию, внимательно следящую за списками генеалогии своих родов и обладающую солнечным календарем.
Как бы то ни было, если мы принимаем отсчет в 390 лет в буквальном смысле, то время зарождения секты — канун Маккавейского восстания.
Наконец, в истории секты, по Дамасскому документу, мы имеем и главного героя — Праведного наставника.
Главная проблема источника, из которой вытекают почти все остальные, заключается в вопросе: реальна ли история, упоминаемая в приводившихся текстах, или же это — символическое обозначение неких событий, развивавшихся в зашифрованном месте в зашифрованное время? Реально ли историческое лицо — Праведный наставник, известно ли оно или безымянно, или это вообще — эсхатологическая фигура, сверхъестественный образ?

Все эти сомнения и предположения возникали на том основании, что, действительно, и в этом, и в других памятниках кумранской общины авторы избегают упоминаний собственных имен и географических названий. Но не везде и не всегда. В отрывке Толкования на кн. Наума упоминаются Антиох и Деметрий и “цари Греции” (Йавана), Иудея и Иерусалим; народ Израиля, Иуда и Иерусалим упоминаются в ряде памятников и соответственно обозначают еврейский народ, его страну и ее столицу. Как уже было видно, вождь или вожди секты величаются почетными прозваниями, а их антагонисты обозначены эпитетами “Нечестивый жрец”, “Лжец”, “Яростный лев”. Эти имена воспринимаются как “х”, под который сведущий человек может подставить нужное имя.
Описание поступков обращенных с пути греха праведников или нераскаявшихся грешников тоже не отличается конкретностью: грешили... отступали... нарушали... преследовали... угрожали... и т. д. Или наоборот: обратились... вспомнили Завет... построили “Истинный Дом” и т. д. Объяснение такому явлению напрашивается само собою, ли учесть, что вся литература секты — литература обличительная по своему направлению. И обличает она лиц, стоящих у власти. Это дает основание для преследований со стороны обличаемых, и отсюда возникает потребность маскировки. Интересно, что Навуходоносор и его деяния названы вполне определенно, потому что события — давние, враждебные политические силы ушли в прошлое безвозвратно. Точно так же, Антиох и Деметрий упомянуты под собственными именами, потому что к моменту записи Толкования на кн. Наума они уже — герои истории. Их сменили скорее всего Хасмонеи, или Ироды, либо римские прокураторы, в зависимости от времени написания основной части текстов.
...«Оглядывая это несметное множество фрагментов вокруг меня, разбором и изучением которых я теперь занимаюсь, я не могу отделаться от охватывающего меня грустного ощущения, что мне вряд ли будет дано самому увидеть все те последствия, которые тексты ге-низы будут иметь для наших знаний об иудеях и иудаизме. Это работа не для одного человека и не для одного поколения. Она будет занимать многих специалистов и в течение времени, значительно более долгого, чем одна жизнь. Однако, как говорится, „это не твой долг — завершить работу, но и не твоя воля — уклониться от нее"»./Соломон Шехтер.1914г./