Русский-Меч ч2. Переход г5. Мир

Олег Широков
Русский-Меч
Часть 2. Переход
Глава 5. Мир


-Видишь, каков ум у магистра сего? - сказал Кириак, когда, хорошенько пропарившись в бане, куда после боя их привел Гуно, они с Саввой отдыхали на кушетках у бассейна- Сделал так, что нужное решение воины за него приняли. 
-Да, умен. Только вот вопрос: на острове мы – гости, здесь франки нам ничего не сделают - а в море? Ведь не даст магистр нам в защиту свою эскадру! Как же он, не встревая против франков, поможет нам от них уйти?   
-Можно нам и на острове отсидеться, если выхода нет. Но, мне кажется, есть у магистра какое-то решение. Когда мы после той свары с ним расставались, уж очень уверенно он нас обнадёжил. Сказал, чтобы завтра утром скажет мне, когда мы сможем покинуть остров, не опасаясь нападения франков.
-Ну, подождем. Моим воинам денёк отдохнуть не мешает.
     В купельном зале открылась дверь, вошёл Гуно в сопровождении двух красивых девушек, одетых в узорные белые тоги. Сам старший офицер Родоса был без кольчуги, но перевязь с мечом по-прежнему висела на его плече.
-Вот вам девы на радость! – сказал он – А ваши женщины у себя в комнатах мыться решили. 
-Сообщили на наш корабль о замирении? – спросил Кириак.
-Конечно. Воинам предложили казармы в городе, или палатками встать в поле за стенами. Но они не пожелали с корабля сходить. Ждут, когда их сотник вернётся.   
     Отодвинув рукой подошедшую к нему девушку, Савва тут же принялся одеваться.
-Успеется же! – сказал Гуно – Пищу горячую в котлах твоим воинам уже привезли.
-Ты его не трогай! Видишь, не сидится рязану! – с усмешкой сказал Кириак – И женщины твои ему не нужны. У него своя есть!
-А-а, гончая та красивая! Помню, как она во время боя на него смотрела!
-С чего ты взял? Не моя она женщина! - тут же насупился Савва.
     Он схватил в охапку оставшуюся одежду и вышел, громко хлопнув дверью.
-Жалко без этого руса! – капризно произнесла одна из девушек – Никогда ещё у нас таких не было.
-Ничего, я вас развлеку, - сказал Кириак – Времени у меня сегодня вдосталь. И Гуно с нами останется. Расскажет, как там теперь поживают друзья наши франки.

     Едва высокий рус с волчьей полосой на шлеме в сопровождении орденского служки прошёл через ворота портовой крепости - на рыночную площадь города выехал старший глашатай. Протрубив три раза он дождался, когда вокруг соберётся побольше народа, затем развернул грамоту и громко провозгласил слово магистра: «Ты остров сильный, и вы воинство и миряне его! Решением офицеров ордена, русов, что прибыли к нам на корабле «Ветер», мы принимаем как послов! Каждый из них, покуда будет пребывать на Родосе, находится под защитой ордена! И горе тому, кто проявит к сим русам неуважение. Обидевший гостя - обидит орден!»
     Убедившись, что их сотник жив и свободен, ударные свели с корабля коней, выгрузили походные пожитки, и пошли табором за город на отведённый им для лагеря луг. На корабле Савва оставил лишь сменный караул из десяти человек.
     Оправившийся от раны Уркос принялся с удовольствием организовывать лагерь. Он проследил, чтобы все палатки были надёжно закреплены и окопаны дождевыми канавами, лично проверил, надежна ли привязь каждого из коней.
     На его вопрос, долго ли отряду на этом острове находиться, Савва лишь пожал плечами и ответил, что это дело Кириака.
-Ты следи всё ж! – сказал сотник – Мы – под защитой магистра, но мало ли что. Врагов здесь у нас много.
     Закончив обустройство лагеря, старшина принялся придирчиво проверять у воинов состояние оружия и снаряжения. До самого вечера среди палаток слышалось его недовольное ворчание, но, в результате, к тому времени, когда колокол на портовой башне возвестил о закрытии торга, вся амуниция отряда была снова готова к походу.
     По приказу Гуно, возле лагеря встало на дежурство пятьдесят конных стражников, чтобы не допускать со стороны горожан враждебных действий.
     Это оказалось не лишним. Ночью несколько подростков подобрались к лагерю и принялись обкидывать палатки камнями. Стражники немедленно схватили их и прямо на месте ободрали им спины плетьми.
    Этой же ночью в гостиницу, где проживали Исидор и его люди, постучался закутанный в плащ человек. Открывший дверь слуга потерял дар речи, увидев в руке незнакомца маленькую золотую пластину с выгравированным знаком «Золотого руна».
-Закрой дверь! – велел незнакомец входя – Никого не буди! Где у вас остановился генерал Исидор?
     Услышав от оробевшего слуги номер комнаты, он поднялся по лестнице на гостевой этаж и остановился перед нужной дверью. Капюшон с головы он так и не снял. 
-Гость к генералу Исидору, - негромко произнес он.
     И тут же дверь, возле которой он стоял, приоткрылась.
-А это ты! – произнес Исидор, рассмотрев пластину – Входи, я тебя давно уже жду!
     Было видно, что гость удивился.
     Войдя в комнату, он остался стоять, повернувшись спиной к горевшей на столе лампе.
-Странно. Ты не мог знать, что я к тебе приду.
-Я знал, что ты посетишь меня этой ночью. Когда на корабле русов я увидел сигнальные огни во второй раз - я понял, что в отряде Кириака есть друг.
-В случайность ты не веришь?
-Конечно нет, когда речь идет о таких случайностях.
     Исидор взял незнакомца за ладонь и ещё раз рассмотрел лежащую на ней пластину.
-Эти знаки получают только особо доверенные лазутчики ордена. Кто же ты такой?
-Я – франк из Авиньона. Член тайной канцелярии «Золотого руна». Мои полномочия позволяют мне самостоятельно выбирать задание. Сейчас меня больше всего занимает эта история с грамотой императора Константина.
-Как же ты сумел оказаться в ударном отряде? 
-Я прошёл неплохое обучение и хорошо знаю обычаи большинства русских племен. Мне легко было выдать себя за рязана из семьи, живущей в южнорусских землях.  Большего я о себе пока не скажу…И не пытайся рассмотреть мое лицо под капюшоном. Именем папы, я могу тебя убить.
     Исидор побледнел, но сдержал гнев.
-Как же мне тебя звать, человек из Авиньона?
-Зови меня «Тор».
-Я запомню это имя. А теперь скажи, как там моя дочь? Я видел её во дворце. Её, кажется, почти не охраняют?
-С твоей дочерью всё в порядке. Кириак о ней хорошо заботится. Она дала ему слово не бежать, поэтому за ней почти не следят.
-О, Боже мой! Глупая девчонка! Разве можно держать слово, данное врагам! Это всё - воспитание матери!
-У меня мало времени, - прервал его Тор – Я пришёл сюда передать тебе важную новость. Магистр дал понять Савве и Кириаку, что через день-два русский корабль может без помех уйти с Родоса. Я не знаю, что должно произойти. Может быть, он принял решение арестовать ваши корабли. Но он, явно, не шутил. 
-Вот как? И что ты мне предлагаешь?
-Твоим кораблям надо как можно быстрее выйти из порта и ждать русов на рейде!
     Исидор нахмурился.
-Но, если эти сведения верны - магистр может нас и не выпустить.
-Я подскажу, как сделать так, чтобы магистр вас не только выпустил, но и дочь тебе вернул. Для этого надо принести малую жертву.
     Тор склонился к уху Исидора, пошептал несколько слов.
-Ты очень умен! – удивленно сказал Исидор – Хорошо, я подумаю. Ну, а как я тебя узнаю, когда мы будем брать  русский корабль? Чтобы оберечь твою жизнь.
-Во время боя узнать меня будет нетрудно, - ответил незнакомец и быстро вышел.

     Едва рассвело, Кириак в сопровождении четырёх родосских стражников покинул лагерь и, как было условлено с магистром, направился к нему во дворец. Он  отсутствовал два часа. Когда же царский лазутчик вернулся – его лицо было весьма озабоченным.   
-Странный у нас был разговор, - сказал он Савве – Магистр сообщил лишь, что выйти в море, не опасаясь нападения франков, мы сможем завтра утром. А потом, вдруг начал спрашивал меня о османах: что я знаю об их кораблях, что они за мореплаватели, видел ли я когда-нибудь османские корабли в пушечных сражениях.
-Не воевать же снова он с ними собрался! – удивился Савва – Или просто любопытствовал?
-Нет, не любопытство это было - не стоило меня для пустого разговора спозаранку вызывать! Чтобы сообщить о нашем завтрашнем выходе в море, магистр мог прислать гонца.
-Значит, не сказал он, как франков смирять собрался. Я так разумею: не придумаешь здесь ничего, кроме как арестовать на время в порту франкские корабли. И придержать их, пока мы не уйдём подальше!
-Не так он задумал! Арестовать корабли франков магистр мог ещё сегодня. Вряд ли он захочет ссориться из-за нас с орденом «Золотого руна». Здесь что-то другое. Не понимаю я, что происходит. Непокойно мне от этого. Всё время каких-то напастей нам жду!

    Однако, вопреки опасениям Кириака, ничего дурного в ударном отряде этим утром не произошло. Наоборот, отношение к русам простых родосцев теперь явно показывало, что Орден, действительно, не считал уже воинов Союза своими врагами.
     С самого утра, возле палаток ударных начала собираться толпа любопытных жителей острова. Родосцы не боясь ходили по лагерю, разглядывали русских коней и оружие, дивились невиданным московским кольчугам, каждая из которых в латинских землях стоила столько, что на эти деньги могла бы год прокормиться большая семья.
     Когда русы начали по утренней привычке упражняться с оружием, зеваки так плотно окружили место занятий, что стражникам даже пришлось отодвигать родосцев, чтобы никто не попал под случайные удары. Потом из толпы вышло несколько офицеров Ордена и, испросив разрешения Саввы, принялись повторять замысловатые русские приемы. Рязане и византии с удовольствием показывали своё искусство, давали орденцам пробовать свои мечи, учили их стрелять из тяжёлых самострелов.
     К концу упражнений вокруг лагеря собралось, казалось, пол города. Так что, когда русы стали водить своих коней, одобрительный шум и удивлённые крики толпы сделали лагерь подобием площадки театра.
     Неприхотливые русские кони, проведшие несколько дней в корабельном трюме, за ночь отдохнули и стали снова сильны. Осмотрев их сотник велел воинам немного поиграть конно, чтобы покрасоваться перед дружественно настроенными  родосцами. 
     Всадники понеслись по кругу и змеёй, едва не сталкиваясь друг с другом; они крутились в седлах, прыгали через препятствия, склонялись до самой земли, чуть задевая траву руками, и снова легко поднимались в седла. Некоторые родосские всадники попытались было встать за русами в круг, но кони их не так были выезжены и сразу же отшатнулись от быстрого гона.
     В разгар воинского веселья Савва вдруг увидел в толпе Исидора. Рядом с генералом стоял знакомый Савве огромный воин, с которым он бился на корабле, и ещё пятеро плечистых франков, вооружённых широкими мечами. Все они молча наблюдали происходящее.
     Исидор заметил взгляд Саввы, гордо усмехнулся и кивнул Лану.
-Эй, рус! – крикнул великан – Меня в круг возьмёте?
     В этот момент Олия и его люди, упражнявшиеся с другой стороны лагеря, тоже заметили франков. Савва увидел, что они медленно пошли в сторону врагов, крикнул:
-Стой там, Олия! Слово чести магистру дадено!
    Византии остановились. Не отводя от Исидора тяжёлых взглядов, они сдвинули ножны вперёд и опёрлись о рукояти мечей. 
     Неторопливой походкой Лан подошёл к конному кругу. Русы сдержали коней, присматриваясь к франку.
-Ну, что хочешь человек? – спросил Савва.
-Хочу посмотреть, так уж смелы твои воины, как о них говорят.
     И франк указал на ближайшего всадника. Им оказался молодой Дан.
     Савва с сомнением посмотрел на новичка.
-Ничего, сотник. Пусть пробует, что задумал! – весело крикнул Дан.
     Великан подошёл к коню, погладил его по гриве и вдруг подсел ему под самое брюхо. Дан вздрогнул, крепче ухватился за повод. С громким кряхтением франк  выпрямился, и все увидели, что конь оторвался от земли и опирается теперь только на плечи силача.
     Лан зарычал и резко опустил коня на землю. Конь отшатнулся в сторону. Не удержавшись в седле Дан ударился о землю.
     Франки засмеялись.
-Нечего! Парень, видно, молод ещё! – крикнул Савва своим воинам, которые неодобрительно смотрели на новичка – Ну, покажем и мы что?
     И Савва подмигнул стрелку. Юган одним махом вскочил в седло, натянул себе на глаза подшлемник и поднял над головой стрелу и лук.
-Цель! – крикнул он, крутясь на коне.
-Сам реши, как нас удивить! – сказал один из людей Исидора.
     Мгновение, и окружавшая площадку толпа взорвалась восхищенным криком. Пущенная Юганом стрела сорвала шлем с головы говорившего.
-Вот и я им покажу, как надо оружие держать – сказал было Дан, но старшина так шикнул на него, что тот тут же отошёл в сторону.
     Франки ещё долго стояли возле лагеря русов, тихо переговариваясь между собой. Лишь когда воины Саввы, закончив занятия, повели коней в сторону моря, они повернулись и пошли прочь к городским воротам.


Русский-Меч Часть 2. Переход Глава 5. Мир
http://russkiy-mech.ru/perexod/glava-5.html