В порядке вещей

Виталий Тян
"В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ"

Многие люди терпеть не могут бумажную работу и повседневную уборку. Годами они умудряются не обращать внимания на царящий вокруг хаос. Но в определённый момент человеку потребуется что-то жизненно важное, и он не сможет этого найти.

Научившись поддерживать чистоту и порядок дома и на рабочем месте, легко извлечь для себя очень ценный духовный урок. Когда наведение порядка становится для вас духовной практикой, вы обретаете спокойствие ума.  Создание порядка снаружи способствует установлению порядка внутри. Слово «йога» в одном из переводов означает путь приближения к Богу. Упорядочивание,  как и йога, усиливает концентрацию ума.

Организуя жизненное пространство вокруг себя, мы переходим на новый уровень сознательности, что позволяет нам легко и чётко ставить  цели и действовать более эффективно. Мы учимся относиться с большим уважением к  своему драгоценному времени и к жизни вообще. Подходя к процессу наведения порядка как духовной практике, мы не только преодолеваем хаос, царящий вокруг, но и наблюдаем за своими чувствами, меняем способ мышления и формируем новые привычки. А вместе с нами меняется и окружающая действительность.

Не исключено, что многие уже не раз затевали генеральную уборку, тратили целый день на то, чтобы расставить вещи по местам, а через неделю обнаруживали, что всё вернулось на круги своя. Обычно проблема заключается в том, что нам сложно изменить свои привычки. Ведь для того, чтобы убрать квартиру, требуется всего несколько часов, а на формирование новой модели поведения уходят недели, а иногда даже месяцы. Предлагаю несколько упражнений, которые помогут справиться с этой задачей.

Если вы собираетесь сделать уборку своей духовной практикой, вам придётся кардинально изменить подход к этому процессу. Сначала необходимо подвергнуть проверке саму цель, с которой мы решаемся на перемены. В Йога Сутрах Патанджали описывает пять принципов ниямы (самоочищения посредством дисциплины), первый из которых шауча, чистота. Шауча предполагает чистоту тела и дома. Но мы не должны забывать, что здесь подразумевается и чистота намерений. Если цель ясна, то и задача становится проще.

Поэтому, прежде чем переходить к активным действиям по организации пространства, необходимо сформировать чёткое  намерение – только оно приведёт к настоящим переменам. Определившись с намерением, сосредоточимся на каком-то одном пространстве, в которое мы хотим принести покой и держать под контролем. Каким мы хотим его видеть?  Не важно, является ли главной целью порядок в доме, или спокойствие ума. Наше видение и желание добиться результата должны быть достаточно сильным. Помните, что изменения не произойдут в одночасье. Не исключено, что в какой-то момент вам захочется всё бросить. Как только вы почувствуете сопротивление, вспомните первоначальный образ пространства, к которому вы стремились, и снова сделайте процесс наведения порядка более осознанным.

Сформировав чёткое намерение, проанализируйте своё поведение. Сделать это можно, используя второй принцип ниямы – свадхьяйю, самоизучение. Какие действия приводят к беспорядку? Для чего вы это делаете? Исследуя свои движения и мысли, вы обнаружите настоящую причину хаоса. Как только это произойдёт, можно начать работу по организации пространства и формированию новых, более конструктивных привычек.

Изучая своё поведение, важно обращать внимание на то, что делается автоматически и неосознанно, возможно, машинально кладутся ключи не на своё место или после выполненной работы остаются материалы (инструменты) посреди комнаты. Избавиться от этих привычек можно, просто наблюдая за ними. Предположим, готовится ужин, или идёт работа над новым проектом. На кухне или в офисе воцаряется беспорядок. Это естественный результат деятельности. Вопрос в том, вернутся ли вещи на свои места, когда закончится работа? И если нет, то почему?

Ещё один способ изучить свои привычки – пристальнее взглянуть на место, в котором хочется навести порядок. Возьмём, к примеру, ящик рабочего стола. Спросим себя: как сюда попали эти вещи? Вряд ли они оказались здесь помимо нашей воли – мы положили их. И снова задаём себе вопрос: что это? Когда я заполнил стол всем этим хламом? И для чего я это сделал? Последний вопрос поможет начать глубокую работу по осознанному изменению привычек. Страшно ли противостоять ящикам рабочего стола? Какие чувства пробуждаются при взгляде на них? Сложно ли определиться с тем, что выбросить, а что  оставить?  Сложно  ли понять, что в  действительности нужно?

Иногда при виде беспорядка подступает чувство тревоги и, чтобы справиться с этим состоянием, важно вспомнить о своём намерении, быть осознанным и сострадательным к себе. Можно считать себя неряхой или лентяем, однако эти ярлыки мешают реализовать задуманное.
Не надо превращать стремление к организованности в самоцель. Порядок – это не результат, а процесс, способ жить более осознанно. Не проявляя сострадание, можно начать осуждать себя за разведённый беспорядок, поклясться, что избавимся от него, а затем вернуться к старой модели поведения. Теперь, когда известно, чего мы хотим, и пришло понимание, что стало причиной наших привычек,  пора взяться за дело.

Составление списка текущих дел и  уборка – конечно же, не самые приятные занятия, однако это ни в коем случае не должно вызывать отвращения к ним. Духовный рост начинается, когда мы понимаем, что повседневные дела – это часть нашей жизни, и их нужно совершать с любовью.

Одна история Дзэн гласит:
Монах сказал Дзёсю: «Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня».
- А ты уже поел рисовой каши? – спросил Дзёсю.
- Поел, - ответил тот.
- Так вымой лучше миску, - сказал Дзёсю.
В этот миг монах обрёл просветление.

Как бы то ни было, любое занятие, любое мероприятие не считается завершённым, если вы не  убрали после него. Пространство не должно выглядеть идеально, оно должно быть упорядоченным в той мере, в которой оно необходимо для поддержания спокойствия ума.