Повороты

Анатолий Смышляев
            Никогда не забыть 45-го – радость, завоёванную всем поколением. Ожидание перемен к лучшему было всеобщим и самым сильным. Но никто не знал, что продолжение «завинчивания гаек» вместо скорейшего восстановления и развития лёгкой промышленности, означало приход начала конца. После Победы, стараниями коммунистов же, государственный строй страны был обречён на полное поражение: через несколько лет СССР исчез с карты мира.         

             Зато вновь родилась Россия. В  большевистских Советах  её вроде и не было. Можно надеяться  что скоро её голос полностью прорежется и станет самым громким в мире. По крайней мере, её потенциал огромен. Это по духу её и по материальным ресурсам очевидно. Даже в буквальном смысле слова. То-то в лоскутной Европе так бесятся. Даже США ёрзают на стуле, особенно после того, как доллар, судорожно подпрыгивает на пиках осциллограмм американских и других исследователей.



                Глава первая. МЫШИ


             Погибли одни герои, ждали других. Работа предстояла гигантская: страна лежала в руинах, поднять её было по плечу только титанам.
             Не пришли: не пустили. В узких дверях ЦК стоял главный Кот  (по документам об этом мы только потом узнали). Сосо-усатый  строго следил за тем, чтобы ни один серьёзный зверь, способный в будущем составить ему вероятную конкуренцию, не проник в «святая-святых» партаппарата. Основным требованием было: никакой инициативы от кандидата и уж, тем более, самостоятельности. Вся слава победителя, вершителя исторических дел, «принадлежали» исключительно Ему.
             Однако приходили новые люди с другим менталитетом.  Потребовалась свежая струя и высшем руководстве.  А вот тут-то в логике политического развития произошёл сбой: всё оно уцелело (в атаки не ходило и в окопах не погибало).  Вместо ПОСТУПКА  -- «Пора бы и честь знать»,  оно в страхе вцепилось в уплывающие из-под задниц удобные кресла. Утвердившийся авторитарный строй позволил в зародыше придавить подрастающее поколение и перескочить через его голову к очередному этапу развития страны. Начались массовые репрессии в продолжение репрессий довоенных. Сталин и его преемники не допустили в высшие эшелоны власти ни закалённых  фронтовиков, ни  молодых с их новыми идеями.
             Даже я, зашоренный комсомолец 60-80-х гг., удивлялся в то время: почему у нас так много «врагов народа», откуда их столько берётся? И задавал себе вопросы (другим  опасно было): почему нам, освободителям,  не верят, когда мы кругом правы?  Почему относятся к нам, как к агрессорам, а не как самым миролюбивым людям на свете, ведь это так ясно?
             Но, пришло неизбежное. И всё объяснилось. Остались тщательно подчищенные малорослые, по подобию бывшего хозяина, кадры. Свято место пусто не бывает.               
 


                Глава вторая. ХРУСТ

            Эйфория Победы и надежда на, казалось, уже близкую Мировую революцию, скоро переросли во всеобщее чавканье: изголодавшийся народ, в ожидании  каких-нибудь существенных реформ со стороны трусливых мышей, спешил, наконец-то, отъесться, отогреться и приодеться.  Вместо  набившего всюду оскомину цвета хаки, появились яркие краски в одежде и на автомашинах, защеголяли прежде недоступные иномарки, стали,  наконец-то, выезжать за границу без последующего расстрела или ссылки. Постепенно уходил дефицит.
            Дряхлеющее руководство повально вымирало. Началось спешное, «коекакерное» (по Задорнову), строительство капитализма. Правда, с частыми ошибками. Но когда же было набраться опыта?
              С 17-го года, почти не распробовав, яростно  отвергали капитализм, потом, в ходе второй мировой, боролись с ним с колоссальными потерями. И, всё-таки, «напоролись». Под давлением обстоятельств сами постучались   для начала в рыночные ворота  ВТО.
            Ещё не вошли, а на голову  обрушилась дикая реклама: хоть уши затыкай,  хоть глаза закрывай: ешь – не хочу!
            Народ, однако, выглядел уже приличнее. В жизни общества произошла скромная, но заметная перемена, не только внешняя: сами люди стали другими, общество в целом повзрослело. Об этом трогательном, но драматичном процессе ярко и подробно рассказал  своём капитальном труде замечательный  историк Валерий Геннадиевич Бушуев в главе «Послесталинские развилки» в книге «Свет и тени: от Ленина - до Путина». Очень содержательное произведение.
            Меня же больше  расстроило несколько другое.
            Оглядываясь назад и оценивая доставшиеся нам результаты прошлого  с  сегодняшних позиций, часто становится не по себе. Зачем было нужно проливать моря крови, густо удобрять землю, иногда и не свою, трупами, когда потом всё решается на переговорах  одним росчерком пера. Этот росчерк перечёркивал миллионы  жизней, потраченные, получается, напрасно. Не менее страшно и  то, что перенесли оставшиеся в живых родственники и друзья погибших. А сколько добра было уничтожено: городов, предприятий,  труда мирных сограждан! Ведь сколько нужно заново строить! Сколько надо  лечить не только людей, но и окружающую природу! Как много теряется на всё это времени, здоровья, сил! Шаг вперёд, десятки шагов назад, уже навеки НЕПОВТОРИМЫХ. Каждая такая нелепость – украденный дар Бога, за что мы все неминуемо несём наказание.  Горячая война – всегда худший вариант разрешения любых споров.

            Такое крупное заблуждение, как коммунизм, не  было, конечно,  в какой-то степени  случайным. Оно – следствие всего, крайне извилистого, хода развития общества. Люди  всегда хотели счастья, справедливости. А благие желания привели к двум мировым войнам.
            Неизбежный ад и желание халявы, в надежде на какого-то волшебника, вызвало, к большому сожалению, роковой феномен – корявый человечек стал, ни много, ни мало, знаменем самой кровавой эпохи в истории человечества. Он оставил, по масштабам своих злодеяний, далеко позади самых жутких тиранов, каких знала Земля.   
            
            Чтобы не показаться голословным в глазах самых упёртых рабов, я хотел привести цифры и аргументы. Но такая работа слишком велика  и сложна для доказательства вполне  очевидного. Надеюсь, что мне простят такую «лень». О том, как «судил» и рядил новый «царь» с партбилетом, нам всем слишком хорошо известно. И ведь никто не покаялся и не попросил прощения!
            Уходя в несколько другую тему,  не бесполезно было бы проследить общую динамику роста людских потерь от войны к войне в истории человечества.
            Печально, что, технические достижения человечества почти всегда используются сначала для уничтожения людей, потом уже в их пользу (атомная бомба – электростанция). Не случится ли однажды, что когда всё, созданное человеком на Земле, превратится в пыль или в нечто другое столь же «полезное»  то писать о рукотворном апокалипсисе будет уже некому.