Когда меня зовут Марфа

Людмила Лебедева
Вот интересна история про Марфу и Марию.  Пришел Иисус в гости к сестрам. И Марфа, из сил выбиваясь, готовила угощение, и вообще, занималась приемом гостей. А Мария сидела у ног Иисуса – слушала, что Тот говорил.
Наконец, Марфа не выдержала и говорит Христу, мол, неужели Тебе дела нет, что Мария мне не помогает? Я тут с ног сбилась, а она все сидит, как в гостях.
Иисус ответил ей, что она, Марфа, заботится о многом. А надо только об одном.
Как-то раньше эта история у меня в практическую жизнь никак не вписывалась.
Ведь Христос не призвал нас к тому, чтобы забросить все земные дела.  Иначе, не было бы таких слов в Библии: «А кто не работает, тот пусть и не ест». Не говорилось бы о добродетельности, о помощи другим людям, нуждающимся в ней. Но с чего уделять нуждающимся, как заботиться о других, если у тебя у самого ничего нет?
Ветхий Завет говорит нам о том, что надо взять пример у муравья, который постоянно трудится.  А у ленивого нет и не может быть никаких благословений. Он только лежит на диване и страдает: «Как мне плохо. И почему у меня ничего нет?»
Моя жизнь очень часто представляет из себя череду дел. Завтраком накорми, посуду помой, всех одень, собери. Вот и утро. Заботы об обеде и ужине, о том, чтобы поиграть с детьми, выучить уроки, чтоб в доме был порядок. И это при том, что есть же еще и основная работа.
Целый день – как белка в колесе. И где тут место для отдыха? Как мамаша дяди Федора из Простоквашино, я могу сказать, что у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть. С небольшой поправкой – вместо телевизора у меня компьютер. А уж говорить, чтобы выдалось много времени, чтобы посидеть у ног Иисуса… Некогда. Ведь все женские заботы на одних плечах. Дочь еще только входит в тот возраст, когда что-то можно перегрузить на нее. И главное, что неправильно не выполнить своих основных обязанностей.
Суета  сует… Я – Марфа, работающая с утра до ночи.
И вдруг меня озарило.
Историю про Марфу и Марию стоит читать, как про одну личность. Про меня, скажем.
Внутри меня и Марфа живет, и Мария. И внутри каждого человека. Потому что у каждого есть заботы. И Иисус примиряет сестер.  Иногда надо забыть роль Марфы-труженницы. И побыть Марией, слушающей слова Христа, отдыхающей у Его ног. Вопреки чувству долга, которое гонит нас на трудовые подвиги и новые свершения. Успокоиться, остановиться душой и телом. В этом нет ничего зазорного. Христос сказал Марфе,  что Мария избрала благую часть. И тем более, ведь не каждый же день посещал Иисус дом сестер.
Мария, которая «лентяйничала», вместо того, чтоб просуетиться о гостях, вошла в библейскую историю, как женщина, любящая Христа особенно. Вероятно,
это она утирала Ему ноги своими волосами.
Она слушала Христа, жадно ловила Его слова. Может, в этом секрет такой любви и преданности? Она проводила время с Ним.
 Иисус говорит: «наблюдайте, как вы слушаете». Что улавливает человек из слов, сказанных Христом? Иногда очень немного. А ведь очень важно понимать смысл сказанного. «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что думал иметь», - таково продолжение фразы Христа.
Иисус рассказывает притчу о сеятеле. А потом объясняет, что сеется слово. Оно может дать плод или не дать. Но если ничего не посеялось, то все сомнения сразу отпадают: никакого плода не будет.
Иисус говорил притчами. Причем, сказано, что к народу Он без притчи не говорил, а ученикам наедине объяснял.
Сначала я как бы возмутилась. Думаю, что за несправедливость такая? Почему бы не сказать всем смысл притчи, а не только ученикам? И только тогда поняла, что таким образом определялись алчущие и жаждущие правды. Из общей толпы выделялись те, кто действительно хотел знать правду. Христос таким образом вынуждал их отделиться от остальных. Он помогал принять решение. Он не скрывал истину от народа. Просто, чтобы знать истину, надо было не уйти домой после проповеди, а остаться с учениками. Надо было не  просто пойти и послушать Христа. Надо было задуматься над Его словами, озадачиться, и захотеть получить разъяснение. А для этого надо было примкнуть к числу Его учеников, его последователей, посидеть, как Мария,  у Его ног и послушать слова, которые несут в себе жизнь.
И еще один аспект. Легко предположить, что находились умные люди, которые могли трактовать как-то слова Христа, без Него изъяснять рассказанные притчи. И иногда даже попадать при этом в точку. Правда, не часто. Такие люди, гордые своей мудростью, не шли за Христом. Они были самодостаточны. И они вполне могли притягивать к себе тех, кто хотел знать правду, но не хотел платить за это цену – оставлять все и следовать за Иисусом.
Думаю, так появлялись первые христианские ереси. Но  и сейчас есть множество таких деятелей, которые строят свои теории на библейских текстах,  не будучи последователями Христа. Они трещат по швам от умозаключений, только все это бессмысленно. Они придумывают глубину там, где её нет. И напротив, не замечают этой глубины там, где она действительно присутствует. Занимаются изучением ерундовых вопросов, на которые нет однозначных ответов, и не замечают самого главного: евангельской вести, того, ради чего на Землю пришел Спаситель. Например, Рассел, основатель «Свидетелей Иеговы», умудрился в Пирамиде Хеопса найти указания на дату второго пришествия Христа. Он объявил об этом во всеуслышание. Люди попродавали дома и имущество, а конец света не наступил.
Позже дата пришествия не раз переносилась. Если поговорить со Свидетелями сейчас, то возможно они назовут новый период, в который стоит ожидать конца. (Ну, это если идеологи организации не поумнели за это время и не стали более хитро вести свою политику.)
Я не хочу охаять сейчас кого-либо. Пример со Свидетелями здесь лишь потому, что они у всех на слуху. Но пример показательный. От заблуждения одного умного человека, не согласного с Библией, возникла большая-большая ересь, опутывающая своей паутиной весь мир. И это посыл тем, кто так любит на Прозе создавать свои теологии. Невозможно знать правду,  если ты – не ученик, а просто слушатель: «пришел-ушел». Пришел пред лицо бога, и ушел, не удосужившись услышать Его самого.
Но не только к мудрецам такого плана я сейчас обращаюсь, но и к тем, кто этих мудрецов слушает. Недостаточно слушать о Боге из ст кого-то. Надо слушать о Боге от самого Бога.
Кажется, в церкви есть такой термин: «прихожанин». Так вот, сообщаю прихожанам огорчительную весть: «прихожанином быть мало».
Но хуже, когда ты даже не прихожанин, а лишь желающий им стать. Есть такой тип верующих. Они посещают церковь на Пасху и на Рождество. А все остальное время они  заняты решением каждодневных проблем. Не знаю, есть ли в них тогда конфликт Марфа-Мария? Наверное, если думают с благодарностью о Боге хоть иногда, то есть. И значит надо просто решиться отложить дела и посидеть у ног Иисуса. А торжественный обед в случае чего, Христос сможет приготовить и Сам – из двух рыбок и пяти хлебов.

Попытаюсь из всего написанного здесь сделать выводы и для себя – по возможности  перестать быть прихожанкой-ухожанкой.
И еще, просьба не комментировать эту статью тех, кто считает себя искушенными в трактовании Писания. Меньше всего я хочу с кем-либо спорить. Если вас зацепило за живое, то просто задумайтесь – вдруг это про вас. Могу разве что открыть клуб Марф.
Спасибо.