Критические заметки о марксизме-49

Сергей Корягин
Философский Штурм. Корвину.  Были и другие проекты по кардинальному преобразованию мира, Вы правы. Утопичные для невооруженного глаза. Марксвов проект не таков. Он правдоподобен, максимально приближен к жизни, на грани реальности. Тем он и опасен. Возьмите вопрос о частной собственности. Сколько про нее было сказано, что от нее идет все зло. Даже в Библии.

Легенду о вредоносной частной собственности Маркс возвел в абсолют, заключил ее в теорию, обосновал логически. И обездоленные поверили. Не только обездоленные. В теорию поверили умные и образованные интеллигенты, а те, что с бесовщиной в голове, приняли ее как руководство к действию. Но собственность – стимул обогащения, накопления, труда, а без труда не вынешь рыбку из пруда. Этот факт Маркс просто проигнорировал, он не вмещался в его логику. В качестве трудового стимула он принял естественную потребность трудиться, трудиться ради удовольствия. Все выглядело благородно и красиво. И правдоподобно.

Теория об эксплуатации здесь напрашивалась: частные собственники и есть те угнетатели, те эксплуататоры, которые должны сойти с исторической арены. Частная собственность есть кража, прямо сказал французский социалист Прудон. Частная собственность есть результат недоплаты наемному работнику за его труд, результат эксплуатации, сказал Маркс. «Капитал» скрупулезно доказывает, как это происходит. Но, захватив власть, последователи классика – большевики – сразу поняли, что на трудовом удовольствии далеко не уедешь и основным стимулом сделали насилие. Они эксплуатировали народ самым жестоким способом, а  порой просто морили голодом. В 50-е года прошлого века многие колхозы выдавали на трудодень по одной копейке, по две копейки. (Из откровений Никиты Хрущева.) Эксплуатация не исчезла, она зашла с противоположной стороны. Маркс этого не предвидел? Да,  основная идея, идея упразднения частной собственности, заволокла ему глаза. Человек по природе своей в такой же мере индивидуалист, в какой – коллективист, в такой же мере стремится к общей защите, к общему труду и владению, в какой – готов постоять сам за себя, поработать на своем участке для семьи и себя лично. Он состоит из двух начал – альтруизма и эгоизма, и нет необходимости разделять эти начала.
 Возьмите вопрос о борьбе угнетенных против угнетателей. История кишит войнами революциями, переворотами на этой почве. Маркс взял эту борьбу в качестве исторической концепции, создал учение об общественно-экономических формациях и пришел к выводу, что в конечном счете, пройдя муки рабовладения, крепостничества, капитализма, человечество должно снова вернуться коммунизму. Но уже на новой основе. Гегелевская теория «круга» в развитии превратилась в «спираль».  Получилась цельная и стройная теория – истмат. Советские профессора преподносили ее студентам как абсолютную, последнюю истину. Сегодня «дети истмата» пропагандируют марксизм на философских форумах и порой ведут себя не лучшим образом.

История – сплошная кровь. Нужна революция, последняя, которая не допустит новых войн и революций. И последняя диктатура, которая всех окончательно успокоит и приведет к максимальному блаженству, к счастью, к жизни без насилия. "Это есть наш последний и решительный бой". Учение о диктатуре самого обездоленного, самого многочисленного класса напрашивалось само собой. Бить, так бить, переворачивать, так переворачивать. Ведь в последний раз! Чтобы скакнуть за… линию горизонта. Справедливое желание, но опять же утопичное. На практике т.н. пролетарские государства оказались не менее агрессивными и не менее кровожадными, чем те, которые были прокляты Марксом и его учениками. Лопнул Марксов проект. Россия, в соответствии со своим историческим призванием, снова преподнесла миру полезный урок. Говорят, что благими намерениями дорога в ад вымощена. Здесь мы имеем тот самый случай. воскресенье, 5 июня 2011 г.