К Юбилею Кенни Джи

Алексей Шавернёв
           Как известно, юбилеем принято считать любую дату после пятидесяти лет, кратную пяти. Сегодня музыкальный мир поздравляет с 55-летним юбилеем одного из самых известных исполнителей, работающих в жанре инструментальной музыки, артиста, входящего в список 25 самых продаваемых американских музыкантов всех времён по статистике R.I.A.A.(Recording Industry Association of America), лауреата премии «Грэмми» 1993 года, премии «Soul Train», «Мировой Музыкальной Премии», премии «NAACP Image» и «Всеамериканской музыкальной премии» в номинации «Лучший современный артист» 1994 года, легендарного сопрано-саксофониста  Кенни Джи.
          Кенни Джи является, пожалуй, единственным музыкантом-инструменталистом, входящим сегодня в десятку артистов, чьи альбомы являются самыми покупаемыми во всём мире. Общее число распроданных им дисков составляет более 50 миллионов копий. Он – также единственный джазовый саксофонист, чьи синглы представлены в «поп»-чартах. С середины восьмидесятых его имя стало синонимом жанра «смус-джаз», а также такого понятия, как «современная поп-музыка для взрослых». Некоторые музыкальные критики отмечают, что на сегодняшний день Кенни Джи является «Самым джазовым из поп-исполнителей и самым популярным из джазовых» и собирает дворцы спорта по всему свету. Несколько наиболее известных хитов Кенни Джи безумно популярны в самых разных уголках планеты.

          Кенни Джи (настоящее имя — Кеннет Горелик) родился 5 июня 1956 года в Сиэтле. Его родители были одесситами, эмигрировавшими в США. Кенни впервые взял в руки саксофон ещё будучи ребёнком, увидев этот инструмент у музыканта на знаменитом «Шоу Эда Салливана». Позже, музыкант вспоминал: «Когда мне было 16-17 лет, я чувствовал, что могу стать профессионалом и играть так же, как и те парни, которых показывали по телевизору. То есть уже тогда я знал, что меня ждёт музыкальная карьера».
          Первый саксофон для Кенни взяла напрокат его мать, и он играл на нём в школьных ансамблях. Известно, что музыкант до сих пор хранит свой первый маленький саксофон, который подарила ему мать и с которым он начал выступать в составе школьных рок-групп. Все школьные годы кумиром Кенни был джазовый саксофонист Гровер Вашингтон младший. Он даже освоил его дыхательную технику, основанную на одновременном вдохе и выдохе, что позволяло невероятно растягивать ноты.
          В 14 лет Кенни купил свою первую пластинку: это был сингл «What Is Hip?» популярной соул-фанковой группы «Tower Of Power». Первую профессиональную работу в качестве солирующего саксофониста Кеннету предложил руководитель его школьного биг-бэнда. Именно он устроил Кеннета в шоу Барри Уайта в родном городе Сиэтле. Тогда Кенни едва исполнилось 17 лет. Хотя он начал играть на альт-саксофоне, учился также на тенор-саксофоне, однако сопрано-саксофон, в действительности, стал его знаковым инструментом, а неподражаемый «сладкий» звук сделался «фирменным блюдом» артиста.

          После окончания средней школы, Кенни поступил в Центральный Вашингтонский университет. Совмещая учёбу в университете, он одновременно играл с Джоном Матиасом, «The Spinners», «Liberace», а в середине 70-х стал единственным белым музыкантом в основанной в Сиэтле фанк-группе, выступавшей под названием «Cold, Bold, and Together».
          Окончив с отличием университет и получив диплом бухгалтера, Кенни несколько лет подряд играл в различных группах. Хотя отец настаивал на том, чтобы сын продолжил семейный бизнес (отец занимался оптовыми поставками сантехники), Кенни оставался непреклонен. Желая посвятить себя музыке, он заявил отцу, что не собирается продолжать семейное дело. Отец ещё долго твердил ему: «Ты должен заняться чем-то более основательным!» Но Кенни настоял на том, чтобы начать карьеру музыканта, и уже в 22 года был принят в группу Джеффа Лорбера, с которой отправился в своё первое турне. На одном из концертов, его заметил президент лейбла Клайв Дэвис, заинтересовавшийся его манерой исполнения инструментальной темы к песне «Dancing Queen» шведской группы «ABBA». Он предложил Джеффу Лорберу идею создания сольного альбома Кеннета Горелика. Подписав контракт с лейблом, в 1982 году Кеннет выпустил свой первый сольный альбом. Дебютная пластинка — «Kenny G» была записана в том же году. Тогда же Кеннет Горелик и взял себе, ставший впоследствии столь знаменитым, псевдоним.

          В 1982 году, Кенни подписал контракт с «Arista Records» как сольный артист. Следующие два альбома музыканта — «G-Force» и «Gravity» — были записаны в сотрудничестве с продюсерами Кашифом Салимом и Уэйном Брэйсуэйтом. «За это время я научился многим вещам, касающимся производства и сочинения музыки, а главное — я понял, какая музыка была действительно моей», — говорит Кенни Джи. Эти альбомы получили «платиновый статус» в США.
          Несмотря на то, что первые 3 инструментальных альбома Кенни Джи были респектабельны, они не принесли музыканту широкой популярности. Не такой славе мечтал честолюбивый саксофонист. Только в 1986 году с выходом альбома «Duotones» Кенни завоевал настоящее внимание массового слушателя.
          Его четвёртая работа «Duotones», на которой была записана знаменитая композиция «Songbird», вознесла его в ранг звёзд мировой величины. А треки «What Does It Take» Джуниора Уолкера и «Dont Make Me Wait For Love», исполненный вместе с Ленни Уилльямсом, стали однозначными шлягерами. Во многом благодаря вскоре поступившему к нему предложению выступить в популярной телепрограмме Джонни Карсона — «The Tonight Show», артист стал известен. Первоначально предполагалось, что на шоу Кенни представит две вариации своего инструментального исполнения: сольную работу и инструментальную аранжировку с вокалистом, однако в последний момент, когда стало ясно, что выступления предыдущих участников слишком затянулись, его выступление решили урезать до одной — вокальной — вещи. Не следуя инструкциям продюсера, Кенни заменил вокальный номер, сыграв свою инструментальную пьесу «Songbird». «Я смотрел шоу Джонни Карсона всю свою жизнь, и вот — мне выпало 10 минут в этом шоу!» — вспоминал музыкант. «Это казалось мне невероятным. Что мне оставалось? Я должен был сделать свой выстрел». Трек «Songbird» после этого поднялся до № 4 в поп-чарте журнала «Billboard».
          Следующий альбом 1988 года — «Silhouette» занял 8-е место в «Top-10», а несколько хитов с этого альбома пользовались огромной популярностью у американской аудитории.

          1980-е годы Кенни Джи завершил выпуском шестого и на сегодня единственного двойного альбома «Kenny G Live», который, как говорит сам Кенни, «запечатлел в себе весь опыт моих концертных выступлений с живым и наиболее естественным саундом». На основе этого альбома был снят полнометражный фильм. Альбом был распродан в количестве свыше трёх миллионов копий, а фильм стал дважды платиновым.
           «Breathless», седьмой альбом Кенни, стал самым продаваемым инструментальным альбом в биографии артиста. Пластинка получила статус «платины» 15 раз. Этот альбом находился в чарте «Billboard» на протяжении четырёх лет, а его отличительной чертой стало участие в нём вокалистов Пиабо Брайсона и Аарона Невила. 100 недель подряд альбом возглавлял чарты современного джаза и вошёл в историю, как «лучший инструментальный альбом всех времён». В хит-параде современного джаза «Contemporary Jazz Chart», альбом также завоевал титул «инструментального альбома № 1». Примечательно, что одна из пьес из этого альбома — «Forever In Love» принесла музыканту первую премию «Грэмми», а президент Билл Клинтон, назвал его своим любимым саксофонистом. Спустя недолгое время, журналы «Playboy», «Downbeat» и «Rolling Stone» назвали Кенни Джи лучшим инструменталистом, а музыкальный журнал «Billboard» наградил музыканта званием «Джазового артиста десятилетия» в 80-е.

          Через четыре года после выпуска феноменально успешного альбома, вышел альбом «The Moment», на котором выделяются такие запоминающиеся ритмы инструментальных композиций как латиноамериканская румба «Havana», романтическая баллада «Always» и «The Champion’s Theme», посвящённая Олимпийским играм. Среди 12 треков альбома есть трогательный дуэт с Тони Брэкстон под названием «That Somebody Was You», а также не менее мелодичный дуэт с лауреатом премии «Грэмми» Babyface «Everytime I Close My Eyes». Сам Кенни поясняет: «Вокальные партии Тони Брэкстон и Бэбифейс явились замечательным дополнением к моим инструментальным импровизациям, и я горжусь ими больше, чем другими на моих старых альбомах. Я считаю, что в этом альбоме присутствует тот уровень разнообразия, которого я всегда хотел достичь, не теряя своей сущности и не изменяя свой саунд». «The Moment»— первый альбом Кенни с оригинальным материалом после выхода в 1992 года альбома «Breathless», и девятый по счёту. С альбомом «The Moment» музыкант выступал на Национальном съезде демократов США.
          В 1993 году Кенни Джи стал единственной не поющей звездой, которая попала в альбом Фрэнка Синатры «Duets».
 
          В 1997 году, Кенни Джи был включён в Книгу рекордов Гиннесса за самое длинное выступление, когда-либо исполненное на саксофоне. Музыкант исполнил мелодию в тональности ми-бемоля мажора. Зарегистрированное время исполненной им мелодии — сорок пять минут и 47 секунд. Рекорд был установлен в Hopkins-Bright Auditorium (названная в честь двух друзей музыканта) на территории «J&R Music World» в Нью-Йорке.
          В тот же год были записаны несколько миксов на песню «Havana», над созданием которых работали ди-джеи Тодд Терри и Тони Морэн. Микс-версии стали особенно популярны в танцевальных клубах США, а в апреле 1997 года в хит-параде журнала «Billboard» — «Hot Dance Club Play» мне постоянно звучит и рвётся наружу замечательная мелодия — и я решился».

          В 2003 году Кенни Джи был внесён в список «25 наиболее продающихся артистов за все времена» по статистике R.I.A.A. К этому времени количество проданных альбомов музыканта в США составляло уже 48 миллионов копий.
          В 2006 году музыкант выпустил альбом инструментальных кавер-версий самых известных «романтических» мелодий всех времён. Несмотря на то, что своей специализацией Кенни Джи считает поп-джаз, на диск «I'm In The Mood For Love... The Most Romantic Melodies Of All Time», выпущенный в 2006 году, вошли в первую очередь, обработки самых известных и любимых в народе мелодий — как из области древней старины, так и современности. Наполнение диска составили кавер-версии таких композиций, как «Yesterday» группы The Beatles, «The Way You Look Tonight» Элтона Джона, джазовые стандарты «I'm In The Mood For Love», «The Shadow Of Your Smile» и «As Time Goes By» и другие. Последним студийным альбомом в дискографии музыканта стал альбом, выпущенный в 2008 году — «Rhythm & Romance: The Latin Album», включивший комбинацию самбы, сальсы и боса-новы.
          Кенни Джи женат на Линди Бенсон, от брака с которой имеет двоих сыновей: Макс (15 лет) и Ноа (11 лет).

          Мелодии в исполнении Кенни Джи приятно слушать, они расслабляют, «убаюкивают», но, в то же время, и несут заряд позитива, являясь прекрасной аудиотерапией.
          Миллионы поклонников, поздравляя сегодня замечательного артиста, горячо желают ему новых свершений и успехов на музыкальном поприще!

                По материалам Internet