Восток - дело тонкое

Владимир Задра
               
     В начале двухтысячных на Бакинский завод глубоководных оснований, по-простому БзГО, пришли иностранцы. И раньше для завода они были не редкость, но их контракты длились недолго: два-четыре месяца, только у англичан был один раз шестимесячный контракт. Попасть к иностранцам мечтают многие – это зарплата почти в два с половиной раза больше, чем на заводе. Индексация зарплаты происходит не как в нашем пенсионном фонде. К концу контракта работник уже получает в два раза больше от первоначального. Кроме этого бесплатно кормят на работе, полный комплект инструментов выдают, спецодежду выдают, в  которой даже в гости можно зайти. Что у иностранцев не отнять, так это на тендере будут высчитывать всё до последнего цента, но на производстве никогда не будут экономить. Теперь пришли шведы и американцы с серьёзными контрактами на четыре года, а там и до восьми лет, как получится. На заводе начались структурные изменения, и наш участок наладки отдела метрологии объединили с участком электриков. Возглавил всё это Гусейн, начальник участка электриков, а мой начальник Беггали пошёл к нему замом. Гусейна знаю давно – мобильный, деловой, жёсткий. Проворачивал дела с директором. В электрике многое можно списать и потом продать. Знаю, что он из семьи Алиевых. Правда, седьмая вода на киселе, но кто захочет с ним связываться.
      Тут как раз с моря пришли морские киповцы с нашего "Объединения" со своим оборудованием для проверки. Я на них случайно наткнулся. Ребята стоят в пятом цехе и не знают, что делать – наш завод как Лужники. Подошёл, поговорили – свои же,  мы из бывших Советов. Быстро всё развернули, посмотрели, проверили. Об этом узнал Гусейн:
      – Ты почему им помогал?
      – Свои же ребята, с "Объединения". Всё равно нам скажут.
      – Больше так не делай. Это только я решаю: помогать или нет.
      Ох, и любит он власть и исключительность свою показать:
      – Ладно.
      Всё одно к одному. Опять недавно слышал, как Гусейн о русских отзывается, нет, не ругает, но как-то не по-доброму. Но в Баку так не говорят. В Баку всех ругают, своих ругают, что ругать Россию – она далеко. Да и то ругают не зло, ругают от безысходности. Цены, коррупция – всех достало! Уже чуть ли не четверть из Азербайджана живёт и работает в России. У многих семьи, родители остались. Как им не помогать из России? В Азербайджане работы практически нет. Сам слышал, как одна азербайджанка, лет пятидесяти, приехала из России к родным в Баку и говорит: “Россия для меня – это мать родная!”
      Уходить надо к иностранцам. Шведы уже разворачиваются. Со дня на день начнут американцы. Надо ловить этого шведа Свенсона и отдать ему своё резюме.
Через несколько дней я увидел Свенсона, поговорили, английским терпимо я владею, и отдал ему своё резюме. Через два часа прибегает Беггали:
      – Володя, меня из-за тебя директор Газанфар вызывал.
Беггали не просто мой начальник. Мы с ним вместе отработали  десять лет на участке наладки всего четырёхтысячного завода, набитого под завязку сложнейшим импортным технологическим оборудованием. Мы обслуживали, производили наладку, восстанавливали всё подряд после лихих девяностых. Мы, не просто как говорят "не один пуд соли вместе  съели" – окончили один и тот же институт, факультет, специальность в один и тот же год. Беггали окончил азербайджанский сектор, я – русский сектор. Был даже случай, когда я отказался извлекать из рентгеновской камеры поврежденную капсулу с радиоактивным изотопом, потому что у меня двое детей, потому что мне уже приходилось хоронить людей на производстве. Беггали досконально изучил всю литературу, документацию и говорит мне: "Вот данные по этой капсуле. У меня двое дочерей и мне надо жить! Пошли вместе". И мы пошли вместе в эту рентгеновскую камеру, предназначенную для проверки качества сварочных  швов…

      – Беггали, что случилось?!
      – Какие документы ты передал Свенсону?
      – Дал ему своё резюме. Я тебе говорил о своих планах.
      – Я Газанфару так и сказал. Газанфар тебя вызывает. Плохие дела.
      – Беггали, что происходит?!
      – Это – Гусейн.
      Захожу к Газанфару, Гусейн как раз у него. Гусейн меня увидел – ехидно улыбается.
      Газанфар:
      – Ты какие документы Свенсону дал?!
      – Какие документы! Я ему резюме своё дал!
      – Свенсон иностранец и ты дал ему документы! Это Государственная Измена!
      Потихоньку начинаю заводиться, хотя бы директор понимал, что это означает:
      – Я своё резюме дал!! Один листок – это документы? Что у нас секретного - земля, море?! Газанфар, ты меня сколько лет знаешь?!
      – Слышать ничего не хочу!
      – Это ещё доказать надо, что это Государственная Измена!
      Я повернулся и вышел. Ну и гнилой же человек этот Гусейн и всё руками Газанфара делает. Бог тебе судья – Гусейн. Но ты, Газанфар, меня десять лет знаешь. Вот что делают деньги с человеком. “Государственная Измена” – вот только этого мне не хватало! Может и в тюрьму хотят меня посадить?!...Как и кому сейчас я буду доказывать свою невиновность?! Сейчас на заводе никто не заступится за меня, слишком всё серьёзно и очень тяжело найти другую работу. Везде принимают на работу только на время контракта, а так – никого. Пойти что ли к Эфендиеву, главному инженеру “Объединения” – сколько раз по работе с ним сталкивались. Хотя кто я такой? Простой наладчик с завода. В “Объединении” сколько таких – несколько тысяч работают...
      Неожиданно в поле зрения оказался  воробей – клевал маленькую хлебную корочку. Тут два голубя подлетели и нагло отодвинули воробья в сторону. Уж не знаю, как воробей между ними пролез, но он схватил свою корочку и полетел!...
      Ну, гады! Я вам устрою осложнения. Всё равно пойду к Эфендиеву! Выносить сор из избы – это всегда скандал и для кого-то подпорченная репутация. Может Эфендиев что-то и посоветует. Я как был в спецодежде и каске, так и пошёл к нему.
      – Здравствуйте. Можно войти?
      – Здравствуй, Володя. Ты что тут делаешь?
      – В “Государственной Измене” обвиняют.
      – Что?!!
      Сразу видно, Эфендиев понимает значение этого термина:
      – В “Государственной Измене” Газанфар сейчас меня обвинил.
      – Садись, рассказывай.
      Рассказал о морских киповцах – как-никак это люди Эфендиева, рассказал о резюме для Свенсона, другого просто ничего не было. Рассказал, какой сейчас произошёл разговор у Газанфара. Эфендиев задумался  и говорит:
      – Давай пока будем действовать по закону.
      Теперь мне уже пришлось задуматься, ведь Восток – дело тонкое!
      – По закону, это как?
      – Напиши всё как было в комиссию по трудовым спорам.
      – А такая есть?
      – Есть
      Я не знаю какими правами обладает эта комиссия – но это уже официальный документ.
      – Можно ещё национальный вопрос добавлю о притеснении русских, пускай Гусейн отмывается, как хочет.
      Возникла пауза…
      – Пиши.
      До меня начинает доходить план Эфендиева. К тому же удачно ему сказал о притеснении русских – это никому не сойдёт в Азербайджане. Уже скоро двести лет как вместе живём. Даже в царское время старейшины, имамы вступились перед царём за русских, молокан, когда церковь потребовала их выслать за пределы Российской империи. Хотя русские обособленно жили в Азербайджане, но их отстояли!
      Написал я бумагу у девчат, отдал Эфендиеву и иду в свой цех – это пройти метров сто. Меня уже весь завод ищет, несколько раз останавливали: Газанфар тебя ищет. Ничего, подождёте! Эфендиев – умница! Как он их прижал!!
Захожу к Газанфару, Гусейна нет.
      Газанфар:
      – Володя, давай мы с тобой расстанемся по-хорошему.
      О, как ты со мной заговорил – уже на равных:
      – Давай по-хорошему.
      – Что ты хочешь?
      – К американцам.
      – Хорошо.
      Газанфару я верю. Десять лет он у меня директором. За это время многое что было на производстве, но всё преодолели. Сел и написал заявление по собственному желанию. Ждал двадцать восемь дней, каждый день ездил на завод, находящийся за тридцать километров, но ничего. Не выдержал, очень обидно было за “государственную измену” и уехал. Ещё через двадцать пять дней от американцев пришёл вызов на работу. Газанфар сдержал своё слово. но я уже работал в России.