Веселуха для чайников

Тамара Чумакова
 
        Ох уж этот прогресс! Велик и трогателен. Велик своей скоростью развития и трогателен массовостью желающих успеть за ним.
   Теперь у любого первоклассника есть сотовый телефон. И удивительнейшая вещь: ребенок, который еще плохо умеет читать, безо всяких инструкций ориентируется во всех возможностях сотового телефона. Молодежь, выращенная на компьютерных ошибках своих родителей, застрявших на раскладывании пасьянсов, пишет SMS-ки  практически не глядя. «Сбрось мне по блютузу», – обычная и всем понятная фраза. Если вы в кафе решите сбросить что-то с телефона друга на свой телефон, то при включении  блютуза на вас непременно обрушатся блютузики незнакомых посетителей.
  В самом разгаре всеобщей компьютеризации наших граждан в книжных магазинах появилась масса книг для начинающих, примерно таких,  как «Windovs для «чайников»».  Причем первое слово не было определяющим, на его месте находились названия множества компьютерных программ и приложений. Фишка была в «чайниках»! В наше время никто не боится быть «чайником», сейчас это означает, что ты в теме и шагаешь в ногу со временем.
    Ну, чтобы уже совсем было ясно, вспомню один случай. Немецкая фрау подала в суд на компанию то ли «Samsung», то ли «Panasonic» то ли еще  какую – в инструкции к микроволновке фирма забыла написать, что в этой печи нельзя сушить домашних животных. Старушка с кошечкой гуляла и попала под дождик. Немецкая старушка – это вам не русская тетка, которая о наличии каких-либо инструкций зачастую может лишь догадываться. Нафига они ей, если с помощью кувалды и трехэтажного русского словца легко можно перевыполнить производственный план. А вот немецкая старушка инструкцию прочитала сразу же после покупки микроволновки. И стала ею пользоваться, соблюдая в точности все предписания. Немцы такой народ!
Фрау посмотрела на микроволновку, потом на промокшую кошку, и у нее в голове моментально сложился кубик рубика. В режиме разморозки  нарисованы капельки, сильно напоминающие капельки дождя. Ага! Бедная немецкая мокрая кошара чисто арийских кровей инструкций не читала и не была готова к продвинутости своей хозяйки. И во время сушки успешно дала дуба, сильно испачкав при этом последнюю модель микроволновки.
   Сразу после шумных похорон и скромных  поминок кошечки немецкая старушка побежала в суд. И  выиграла! И стала миллиардершей. Судьи, как ни странно, тоже были немцами  и тоже любили инструкции, понятные «чайникам». Я не знаю, насколько эта история правдива, да простят меня немецкие старушки, но, по-видимому, что- то такое было. Или очень похожее. И теперь инструкции к бытовой технике пишутся буквально в режиме «для чайников».
  Будучи в Германии у своей подруги, я познакомилась с парочкой таких старушек. И у меня сложилось впечатление, что они во время первой мировой войны весело и непринужденно ездили на первых моделях танков, а во времена второй мировой они же, для повышения своей коммуникабельности, уже летали вторыми  пилотами у немецких штурмовиков. Продолжительность жизни среднестатистической немецкой бабушки довольно внушительна, дай бог им всем здоровья! Хозяйка, у который моя подруга снимала часть дома, должна была в день нашего знакомства привезти то ли ключи, то ли часы, то ли трусы. Да это и не важно. И мы с Иринкой стояли на крыльце дома, дожидаясь ее приезда. В этот день мы побывали в Берлинской картиной галерее, и ноги к вечеру просто гудели. Я спустилась на самую первую ступеньку лестницы и присела. Мои ноги стояли на тротуаре. Было жарко, я сняла свои босоножки и поставила их рядом.
Вдруг из-за поворота на сумасшедшей скорости вылетела красная спортивная машина. Она затормозила в двух миллиметрах от моей туфли. Именно туфли, потому что моей уставшей ноги там уже не было.
То ли от того, что все это происходило на родине барона Мюнхгаузена, то ли еще по какой причине,  но я оказалась на высоте пятой ступеньки, просто подпрыгнув из положения сидя. Я даже не успела потянуть себя за волосы, как это делал великий барон. Сказать, что я вспотела – это просто промолчать. Потому что все, что может вспотеть у человека, у меня покрылось водой и потекло струйками страха. Уверяю, от ужаса мои волосы прилично приподнялись, несмотря на большой слой лака. А мой рот сам по себе широко открылся, желая, помимо моей воли, сообщить всему миру что-то вроде этакой банальной фразы:
- Ааааа! Ни хрена….. себе!
  Глаза, остекленевшие от ужаса, выкатились и застыли. И  теперь, по прошествии  стольких лет, я искренне счастлива, что наделена природной проворностью и в экстремальной ситуации сумела взлететь.
   Единственное, о чем я жалела, когда ко мне всё-таки вернулась способность думать, - что у меня нет под рукой ружья. Желательно, того самого,  из которого барон стрелял через дымоход в утку с яблоками. Случись это,  бабка с босоножками непременно стала бы блюдом дня.
   Из красивой дорогой машины, у которой двери открываются вверх и напоминают крылья бабочки,  неспешно вышла старушка лет восьмидесяти и минут семь поднималась по ступенькам, которые я преодолела со скоростью страха, абсолютно равного скорости звука. Хельма весело поприветствовала нас. Я веселиться даже не пыталась, веселье всё равно бы не задалось по понятным причинам, которые как будто перекосили моё лицо и придали всему облику довольно потрёпанный вид. С тех пор я скептически отношусь к высказываниям по поводу старушек, напоминающих божий одуванчик, и, как вы теперь понимаете, не без оснований.
   Иринка пощебетала о чем-то с хозяйкой, и та минут пять гнездилась в машине. А потом вжала педаль газа спортивного авто так, что он взлетел с места и исчез из виду. Это был наглядный пример скоростного немецкого «чайника».
    Итак, телефон оказался вещью первой необходимости, без которой  не могут обойтись даже «чайники». Ведь стремление к мобильности побеждает любой страх и неуверенность перед простой трубкой с кнопочками. Не так давно мы решили поменять моей сеструхе Людочке телефон. Я просто достала ее:
- Такая презентабельная дама… Лучший доктор в мире… Женщина, на которую обращают внимание мужчины… Ну не может такая ходить с таким телефоном,- трепала я ей нервы. В итоге Людочка сдалась. Не уступить мне в том, что касается покупок, не может практически никто. Я главная в мире покупалочка всякого рода дребездени, как говорит мой муж Женечка. И это правда. Поэтому покупать телефон мы приехали втроем.
- Мне навороченный не надо, главное – чтобы звонил... и розовенький… и лучше, чтобы раскладушка,- перечисляла Людочка свои хотелки.
   Мальчик-консультант предлагал нам одну модель за другой, но мы не спешили.
Рядом стояла женщина:
- Милок, а мне помоги выбрать с большим экраном, чтобы большими буквами было написано, кто звонит.
- А вы что, плохо слышите, - зачем-то влезла я.
- Нет, я хорошо слышу,- живо ответила женщина.
- Тогда зачем вам большой экран?
- Ой, так связь дорогая, а так я сразу прочитаю, кто звонит и смогу сразу ответить: «Сынок, чё надо?». Деньги экономить буду.
  Мальчик решил было вставить слово профессионала по втюхиванию более дорогих моделей, но женщина с видом героини фильма «Три тополя на Плющихе» говорила одно и то же:
- Нееее, мне тысячи за три, сынок.
   Мы выбрали Людочке классный телефон и по старой русской традиции, чтобы он работал, решили его слегка… Правильно, обмыть. Мы поставили на зарядку новый телефон, пообедали, посмотрели КВН, и я решила понажимать кнопочки этой красивой игрушки. Переставила сим-карту, и тут выяснилось, что все контакты моей Людочки оказались записаны в старом телефоне.
- Дай старый телефон.
- Зачем?
- Я перепишу твои контакты в новый телефон.
  Людочка с раскрасневшимися после бокала хорошего красного вина щеками  принесла мне старый телефон. А заодно и авторучку с листком бумаги.
- Зачем ручка? - настала моя очередь задавать вопросы.
- Ты же сказала, что будешь переписывать номера контактов.
- Людочка,- я смеялась взахлеб, - мы перепишем их без авторучки.
- А как это? – искренне удивилась сеструха.
- Я перепишу их из телефона на сим-карту, а потом вставлю её в новый телефон.
   Люда внимательно смотрела, как я это делаю, и поняла, что Копперфилд был моим братом, которого по всем законам бразильских сериалов моя мать потеряла в Германии. Она явно гордилась мною. Я спросила:
- А тут у тебя есть снимки, тебе их тоже оставить?
- Какие снимки? – изумилась Людочка.
- Вот смотри, ты фотографировала иней на деревьях, какая красота.
   Людочка одела очки:
- Ой, а я их потеряла, искала как-то и не нашла. А где ты их взяла?
- Они были в карте памяти.
- Так я же смотрела, их не было.
- Люда, ты смотрела в телефоне, а это в памяти!
- И?
- Это два разных альбома!
- Неужели?
- Ты инструкцию читала?
- Какую?
- Для телефона!
- Нет, там все так непонятно, а вот ты сейчас мне..
- Чайнику…
- Да… И я поняла! Сразу…
   Я посмотрела, что там еще у нее в телефоне. Нашла свое поздравление  годичной давности и решила прямо сейчас же научить ее удалять старые сообщения.
  Новый телефон был подключен, и мне казалось, что всё самое необходимое я сестре доступно объяснила. И пребывала бы в этом состоянии уверенности еще долго, если бы не случай.
   Стационарные телефоны все еще стоят в наших квартирах. И мы все еще разговариваем  по ним. Сейчас подолгу болтают те, кто подключен к безлимитке, абоненты же других тарифов стали более краткими. Ну а молодежь давно оценила  скайп.
  Одноклассница Ленка недавно обронила:
- Я маме по скайпу скинула…
   Зная, что мама Лены два года назад справила 70-летний юбилей, я, конечно, сильно удивилась. Многие из моих одноклассников до сих пор не в теме, а тут – мама.
- У нее есть соседка, - продолжала Леночка, - ей уже под восемьдесят. Так вот, сын этой соседки привез старый копм, подключил Интернет, заплатил за год вперед. Загрузил почту, скайп и показал последовательность действия.
   Словом, эти «обе две», как говорит моя Леночка про свою маму и ее соседку, под диктовку записали, что и  в каком порядке должны нажимать, что при этом должно быть на экране, куда говорить и откуда слушать. Потом сын соседки  провел курс молодого бойца. Бабульки сдали зачет, и сегодня они в сети. Желание общаться с внуками победило.
  Таки вот! Я сижу в скайпе и смотрю на свою Маринку, которая живет, как мне ни жаль, в Америке. Я торчу у монитора уже сорок минут, только что она попросила сбросить ей пару фоток, и я, открывая папку за папкой, ищу нужное. Полная сосредоточенность. И тут звонит Люда по своему новому сотовому. Как раз в тот момент, когда я добралась до нужного файла.
- Никуда не уходи. Побудь на связи, а то Маня отключится,- говорю я Людочке.
  Слова «никуда не уходи» у меня с детства. Они обычно обращены  только к очень дорогим для меня людям и означают одно - разговор не закончен и я тебя все равно буду любить после любого вида связи.
Именно в этот момент звонит домашний телефон, а я как раз жду звонка от Жени, который в очередной раз, отправившись в гараж, забыл от него ключи.
- Алло!
- Девушка, когда уже у нас, наконец, будет горячая вода?
- Вы не туда попали, - торопливо, но спокойно отвечаю я и кладу трубку.
- Люда, что ты хотела?- обращаюсь я к сеструхе.
- Я же улетаю завтра в Таиланд и хочу отдать вам цветы..
- В смысле отдать цветы? Что, уже завтра?
- Ой, отдать ключи, чтобы вы поливали цветы, - исправляется Люда.
- Нет, сейчас жарко и поливать нельзя, - влезает в разговор Маринка, у которой в это время жаркий вечер .
- А ты надолго? – обращаюсь я к Людочке. - Маня, это я Люде про полив, у нас уже можно поливать! Не забыла, что у нас одиннадцать часов разницы?
- А! - хором говорят Маня с Людой и хихикают.
  И тут опять звонит девушка, у которой отключили горячую воду и никак не хотят ее включать. Очевидно, заодно отключили и слух, потому что она бьёт во все колокола, которые замкнулись почему-то на моем телефоне. И я, по-прежнему думая, что звонит Женя, как ни в чём не бывало снимаю трубку:
- Алло!
- Когда же будет горячая вода?  Вы там все хамки собрались! И не надо трубки бросать!
    «Вы там все»  звучит как собирательный образ меня и моих любимых Мани и Людочки.
   После такого наезда, я, уже теряя терпение, но все еще пытаясь уйти от конфликта, говорю:
- Девушка вы не туда попали, это квартира, правильно набирайте номер, - и уже не кладу, а бросаю трубку.
- Ты это мне? – с сотового интересуется Люда.
- Нет.
- Но ты же сама сказала – девушка. Это ты мне или Мане? – все еще ищет правду Людочка.
- Людочка, когда ты была девушкой, меня еще не было, а Маню даже не зачали.
- Ха-ха, так Женя польет мои цветы?- спрашивает Люда.
- Да, привози ключи! Маринка, ты фотки получила? – продолжаю я как настоящая многостаночница.
- Ой! Томочка! А мне тут  кто-то звонит, что делать?- в панике сообщает мне сеструха, понимая, что фраза «никуда не уходи» от меня еще не прозвучала и вопрос с цветами завис. Я вспоминаю, что не научила «чайника» удерживать вызов, и только открываю рот, чтобы сказать, что нужно делать, как слышу в трубке короткие гудки.
- Что там у вас? – хохочет Маринка из Америки.
- Ты не поверишь, - начинаю было я, но тут звонят два телефона одновременно: сотовый и стационарный. Включая домашний на режим громкой связи, отвечаю Людочке по сотовому:
- Когда привезешь ключи, научу тебя, как одновременно удерживать два разговора.
Я еще не закончила фразу, как в громкой связи зазвучал уже узнаваемый голос барышни без горячей воды:
- Наконец-то я дозвонилась до вас..
И тут моё терпение начало иссякать, как воздух в проколотом воздушном шарике.
- Вы дозвонились не «наконец-то» а дозвонились «на начало». И лучше бы вы этого не делали,  - я начала тихо, но очень четко. - Я не знаю, когда у вас будет горячая вода. Но если вы еще раз наберете этот номер, то я найду вас по определителю. И тогда вам не поможет даже холодная вода!
- Почему? – несколько неуверенно  спрашивает девушка.
 - Потому что я привезу с собой кипятильник!!! И поскольку человек на девяносто процентов состоит из воды, некоторое время вам будет тепло и уютно. Может быть, вы даже вспотеете.
- Томочка, на 70 процентов из воды,- помогает мне мой доктор Людочка.
- Слышала? Поняла? Хватит тебе кипятка!!!
В телефоне зазвучали короткие гудки, и я выдохнула.
- Все, девчушки, с водой разобрались. Маня, ты фотки получила?
- Да, Томочка! – пищит Маня из Америки, которая очень любит потрепаться о прекрасном: последних спектаклях, книгах и выставках. - Тома не отключайся, я так соскучилась по нормальной живой русской речи. Она тебя с кем-то спутала?
- Маня, я не знаю, с кем спутала меня эта дама, но если она позвонит еще раз, я точно отправлюсь её кипятить.
- Томочка, так что с цветами? – сквозь всеобщий хохот продолжает великий Мичурин.
- Людочка, как только мы завладеем ключами от твоей квартиры, выкинем всю твою оранжерею к фигам собачьим.
- Ну вот и хорошо!
   И тут снова звонит домашний телефон. Я включаю громкую связь:
- Том, я приехал в гараж,- начинает Женечка, и мы втроем, не сговариваясь, хохочем уже до слёз. Потому что только Женечка может забыть ключи от гаража, поехав именно в гараж. Мы с девочками это знаем!
   Ох уж этот век всеобщей и повальной телефонизации и компьютеризации! Приветствую тебя! Ох уж этот человеческий ум и стремление к совершенству! Приветствую тебя и преклоняюсь перед тем, что каждый день среди нас становится всё меньше «чайников». И зря судачат скептики, что компьютер лишит человечество радости. Зря.