Какое богословие нам необходимо сегодня...

Кайыр Жунусов
«Если мы окинем взором весь пройденный нами путь, то мы увидим, что настоящая религиозность есть действительно порождение духа и что она возникает из жажды совершенства. <…>. Скажи мне, какое «превосходство» ты считаешь важнейшим, какому «преимуществу» ты поклоняешься, какому «совершенству» ты стараешься приобщиться и каким способом ты осуществляешь это, а я скажу тебе, какова твоя религия, какая цена твоей религиозности и заслуживает ли она своего высокого и ответственного наименования.» (см. И.А.Ильин «Аксиомы религиозного опыта» (1953), Гл. 27, п.1.)

Завершая труд в Гл. 27 своих «Аксиом», И.А.Ильин рассмотрел некоторые «трагические проблемы религиозного опыта». Он пишет: - «Где нет свободы, воли, выбора, решения, там нет ни деяния, ни поступка; там невозможна и трагическая ситуация, основанная на свободном выборе, на волевом решении, на действии, начинающем с безвыходности или ведущем к ней. Но там, где в человеке живёт духовная, т.е. свободная и призванная к самоосвобождению, воля; там, где человек выбирает, решает и действует, - там трагическая ситуация жизни может обнаружиться каждый миг.».

Одна из трагедий та, что «духовно-религиозный опыт требует совершенства и не обещает его». Но, творчески воспринимаемая, эта трагедия преодолевается «дальнейшими усилиями».

Другая трагедия «тела-души-духа» решается индивидуально каждым так, чтобы тело и душа были одухотворены и этому есть примеры в православной религиозности.

Далее, «человеку не дано отменить трагедию человеческого множества и разделения, но ему дано принять эту трагедию и всежизненно радеть о её преодолении в духе». Разъяснению положений в этой трагедии И.А.Ильин посвятил отдельный труд «О сопротивлении злу силой» (1925).

Стоит отметить, что И.А.Ильин считается непревзойдённым русским исследователем творчества Г.Гегеля, чему была посвящена его диссертация (1916-1918) в разделе науки о государстве. Зная упомянутые здесь труды И.А.Ильина, можно выработать то богословие, которое необходимо сегодня.

Мы знаем, что опыт святых отцов излагался в условиях «тишины», затворничества. Он осмысливался в уединении. Но сегодня ситуация такая, что традиционный опыт должен быть переплавлен в совершенно новый, современный. Это может произойти на стыке «иерофонии» и «теофонии», под которыми следует понимать практику катехизации и богословия, осуществляемыми РПЦ в масштабах вселенского процесса активным миссионерством. «Спасти нельзя завоевать» должно быть переформулировано как СПАСТИ И ЗАВОЕВАТЬ. У христианства есть козырь, который сегодня должен быть пущен в ход. Христианин любит своих врагов, а враг самый опасный у христиан один – атеизм.