Всякое ли страдание есть крест?

Николай Павлович Кормаков
       Спасение, дарованное нам Господом Иисусом Христом Его Воскресением, было завоевано Им  для нас через Крест, увенчавший все Его труды, скорби и страдания,  за нас понесенные. Таким образом,  Крест Господень символизирует все труды, скорби и страдания, понесенные ради нашего спасения Господом Иисусом Христом во всей Его земной жизни, а значит является знаменем победы Господней над злом и следствиями его: грехом и смертью. А т.к. все плоды Крестной жертвы Своей Господь даровал нам, то  Крест Господень, таким образом, есть знамя нашей победы над злом, грехом и смертью, явленной нам Его Воскресением. «Крест есть молитва о мире (покое в Боге) и любви» (Иисус Христос – Вассуле Риден):  молитва Бога о человеке к Самому Себе, выраженная вот таким образом в мире, поврежденном злом.
       Человек, уподобляясь Господу, по слову  Его (Мф.11,29), также свои труды, скорби и страдания называет крестом своим.  Однако из практики жизни христианской слово «крест» постепенно перекочевало в литературу, а затем и в простую речь, прочно укрепившись в современном  лексиконе.  Не минуло это и существующих в обществе идеологий, использующих его уже в качестве орудия манипуляции над людьми. Любая идеология, в отличие от живого учения Господа Иисуса Христа, есть орудие манипуляции общественными массами для поддержания порядка, которому она служит.
       Таким вот образом слово «крест», используемое не в контексте живой жизни с живым Господом Иисусом Христом, а ради достижения каких-либо земных интересов или целей земной жизни, служит его профанации. В пример можно привести использование «креста» идеологией власть имущих (часто внушавших людям терпеливое и безропотное послушание им, духовным и светским власть имущим, даже вопреки собственному благополучию этих людей и их семей, утверждая им, что "это их крест, через который они, слушающие и подчиняющиеся, доказывают свою принадлежность ко Христу и обретают спасение"), не из любви ко Господу своим личным примером «подавая пример стаду» (1Петр.5,3),  а для безропотного подчинения подвластной им людской массы с целью беспечного проведения власть имущими своей  земной жизни и с целью увеличения ими их земных благ. Выражалось это у власть имущих, чаще всего,  внедрением в их жизнь роскоши. Ибо роскошь и есть скрытая ложь, служащая лишь «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1Иоан.2,16).

       Итак понятие «креста», как страдания,  в использовании нами этого слова необходимо должно быть связано со спасением. Можно задаться теперь вопросом:
 - Всякое ли страдание для человека используется им во спасение?
- Нет:  не всякое страдание человек использует для спасения. Слово Божие дает три примера, когда люди, вместо того, чтобы в постигших их испытаниях довериться Богу (Откр.16,9), покаяться и исправить жизнь свою (Откр.16,11), почитать Бога более благ земных (Откр.16,21), - «хулили Бога».
Бога лишь ради терпение есть во спасение (1Петр.2,18).
Не всякое терпение страданий есть крестоношение: терпит и преступник, с удвоенным рвением творящий преступление от полученной при этом травмы.
       Страдания мирские часто являются следствием собственных ошибок человека. Даже ради Бога переносимое страдание не всегда является крестом. Оно может быть и мечом справедливости Божьей, вызванной самим человеком, не желающим видеть какую-то свою ошибку. Бог неохотно, но допускает этот меч, для того только, чтобы помочь человеку исправиться, вынуждаемый на это самим человеком.
       Крест, как Богоугодное терпение страданий, бывает лишь тогда, когда «делая добро и страдая, терпите» (1Петр.2,20). Крест есть ради Бога добровольное терпение страданий, трудов, лишений, за добро, ради Бога творимое в мире, отвечающим на это злом. Поэтому крест есть благо, даруемое человеку Богом, как возможность добровольного сотрудничества с Ним за спасение душ человеческих и таким образом облегчающее Его страдания за род человеческий.
       По моему мнению, проповедание о кресте человеческом, как о просто терпеливом перенесении страданий, есть его профанация и является идеологической манипуляцией над человеческим сознанием для формирования из людей послушной человеческой массы.
Польза страданий, однако, не подлежит сомнению, т.к. только страдания, по существу, и приближают человека к Богу. Иисус Христос сказал Габриеле Босси: «Если бы был другой способ приблизить вас к Богу, кроме страданий, Я бы его вам дал» (книга Габриелы Босси: «Он и я»).
Страдающий плотью перестает грешить (1Петр.4,1), если не будет за это хулить Бога (Откр.16,9,11,21).
Через страдания Бог делает человека непоколебимым (1Петр.5,10), что и является сутью действия Его благодати (1Петр.5,12). Естественно желать страданий человеку невозможно, возлюбить их возможно лишь сверхъестественно, даром Божественной благодати.

       Благословен Бог наш через Иисуса Христа, Господа нашего, сотворивший небо и землю, и все, что в них. Аминь.