Медицина и образование в СССР

Ирина Дорошенко
Есть у Советского Союза 2 неоспоримых достижения: медицина и образование. Это как раз те достижения, которые надо было взять с собой в неопределённое капиталистическое будущее и оберегать от малейшего ветерка. К сожалению, высокое качество образовательных и медицинских услуг в СССР в значительной мере зиждилось на мощном финансовом вливании со стороны государства. Государство развалилось, прекратились вливания, но, даже несмотря на это, мы довольно долго держались на советском «запасе» прочности, который к сегодняшнему дню уже практически иссяк.

Медицина.

                «- Доктор должен думать не о воспитательном значении, а об облегчении страданий больного, - заметила Медуница. – Своим йодом вы только увеличиваете страдания.

                - Доктор обо всём должен думать, - сказал Пилюлькин»

                («Приключения Незнайки и его друзей»)

Говорят, что фундамент чудесной медицинской системы СССР был заложен ещё до революции институтом земства. А «стены и крыша» возводились уже во времена Сталина, когда была создана «замечательная система здравоохранения, рассчитанная на защиту бедного населения в условиях тяжелейших потрясений, рассчитанная на войну» (1). В 70-х годах 20-го века в СССР трудилась пятая часть всех врачей мира – около полумиллиона врачей и примерно столько же фельдшеров (3).

Медицина в СССР была не только бесплатной, доступной, но и качественной. Уровень профессионализма врачей был очень высок. Правда, репутацию советскому медобслуживанию несколько подпортило отношение к пациентам младшего медицинского персонала и бедность инфраструктуры – особенно если сравнивать с западными больницами. Но в целом, по подсчётам специалистов, советская медицина тратила на 1 пациента в 10 раз меньше, чем американская, а объём услуг был меньше только в 2 раза (1).

У доступности и массовости медицинских услуг была и своя оборотная сторона: за счёт количества страдало качество, современное медицинское оборудование, не причиняющее боли, часто было недоступно, современные лекарственные препараты приходилось импортировать, стоматолога боялись все – от детей до взрослых, то есть промышленность, в том числе фармацевтическая, за «полётом» советской медицины не успевала. К тому же… как бы так сказать поделикатнее… при ознакомлении с различными материалами возникает устойчивое ощущение, что работоспособного человека медицина лечила качественно и ответственно, с человеком же «безнадёжным» или временно нетрудоспособным (алкоголиком, беременной женщиной, больным шизофренией) можно было обходиться без церемоний. Например, психиатрия, которая лечила в числе прочих заболеваний алкоголизм, «во многом полагается на применение различных машин и психотерапевтических устройств. Электричество в СССР является популярным методом лечения всего - от шизофрении до инсомнии*» (3).   

Отдельной стопкой лежат на моём столе письма и воспоминания женщин, рожавших в советских роддомах… Со времён «Карателей» Алеся Адамовича я не читала ничего более ужасного. Трудно объяснить, почему гуманизм советской медицины так плохо совмещался с гуманным отношением к беременной женщине… но я не буду цитировать вам эти письма и  портить праздник. Сочтём, что ситуация с родильными домами была исключением из правила.

Остаётся добавить, что, кроме развитой сети поликлиник и стационаров, в СССР было множество санаториев различного профиля и домов отдыха, в которых советский человек мог отдыхать и лечиться практически бесплатно. То есть профилактике заболеваний также уделялось должное внимание. Все эти факторы плюс пропаганда здорового образа жизни не на словах, а на деле сделали медицину СССР одной из лучших в мире.

Что ждёт нашу медицину сейчас? Нас упорно склоняют к страхованию медуслуг, объясняя, что шаг этот неизбежен и что мы и так платим. При  этом забывают сказать, что в Канаде, Великобритании, Франции медицина бесплатная, а за страховую медицину держится только США, обеспечивая сверхприбыли страховым компаниям. Учитывая неэффективность хозяйствования в нашей стране и уровень воровства, остаётся только догадываться, как именно будут использоваться деньги,  взятые у населения на медицину, и получит ли реальную квалифицированную помощь человек с тяжёлым заболеванием.



Образование.

                «Детские коллективы должны быть счастливыми коллективами, и поэтому к ним должны быть предъявлены большие требования»               
                (Антон Макаренко)

Те же доступность, массовость, целостность и системность, характерные для советской медицины, дали положительные плоды в образовании.   

В сознании советского человека почему-то укрепилось мнение, что советской власти досталась в наследство абсолютно безграмотная страна. Это было не совсем так. Во многих союзных республиках грамотность, действительно, была невысока, но в России и Украине около 84-86% молодёжи в возрасте от 12 до 16 лет умело читать и писать, а большое количество блестящих учёных, которые затем составили золотой фонд советской науки (к сожалению, использованный лишь частично), получали образование в дореволюционных институтах и гимназиях. Тот же институт земства постарался, чтобы практически в каждой деревне была школа. По оценкам экспертов, сталинское правление, безусловно занимаясь ликвидацией абсоютной безграмотности, отбросило назад уровень среднего и высшего образования. Так что интеллигенция 20-30-х годов, высказывая свои претензии к современным школам и ВУЗам, находилась примерно в том же положении, что интеллигенция нынешняя, и роптала примерно так же (5,6).

Но в послевоенное время ситуация начала выправляться. Стране стали нужны учителя, инженеры, агрономы, врачи; стране стали нужны люди с образованием. Поэтому общество побуждало детей учиться; престиж образования стал очень высок. Ситуация, когда родители имели только начальное образование, а ребёнок заканчивал институт, аспирантуру и становился учёным – была вполне естественной для того времени. Более того, государство всячески поощряло к обучению взрослых. Очень многие советские партийные деятели начинали свой трудовой путь в 18-20 лет рабочими на заводе, а образование получали параллельно или позже.

Как правило, ребёнок шёл в школу по месту жительства. Конечно, и во времена СССР существовали элитные школы и школы "с уклоном", но это было, скорее, исключением, а не правилом. В то же время любая средняя школа, в принципе, давала хорошие знания, несмотря на то, что она не отбирала себе самых лучших и сообразительных (как делают это многие школы сейчас), а учила всех подряд.

Правда, и в советском образовании были свои «проколы». Например, детей учили иностранным языкам таким образом, что читать научную литературу они могли, а свободно говорить – нет. (Ради справедливости стоит сказать, что говорить не учили не только на английском, но и на русском. Такого раздела как орфоэпия** в  школьном курсе русского языка не существовало. Яркий пример такого обучения – Михаил Сергеевич Горбачёв, который смешил весь мир своими речевыми ошибками). К тому же, в советской школе был явный перекос в сторону оценивания. И учителя, и родители привыкали оценивать ребёнка исключительно по отметкам. Кроме того, на мой взгляд, в советской школе, как и в науке, хромал процесс адаптации полученных знаний к реальной жизни. Методика преподавания в школе плохо состыковывалась с процессом получения знаний в институте, знания, полученные в институте, сложно было применить в реальном производстве. Поэтому множество молодых людей, получивших прекрасное советское образование, предпочитало идти в науку.

Как бы там ни было, в советское время дорога к образованию была открыта, и забота о подрастающем поколении была налицо. Строились новые школы. Доступными были музыкальное образование, танцевальные кружки и т. д. Пропаганда здорового образа жизни подкреплялась обилием спортивных секций и стадионов. На лето ребёнка можно было отправить в детский оздоровительный лагерь. Всё это было практически бесплатным. И как бы ни была «плоха» и заидеологизирована пионерская организация, всё же это был коллектив со своими принципами, традициями, и ребёнок не чувствовал себя ненужным и одиноким.
 

*бессоницы

** орфоэпия - раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.




Об экономике СССР читайте http://www.proza.ru/2011/05/15/432;

о морали - http://www.proza.ru/2011/05/21/479;

о науке - http://www.proza.ru/2011/05/28/396.


Также советую прочитать:

1) Леонид Пайдиев «Советская медицина» http://is.park.ru/print_doc.jsp?urn=3895287

2) http://www.medical-enc.ru/12/medicine.shtml

3) Обзор основных особенностей советской медицины по материалам журнала «Лайф» http://nafanko.livejournal.com/702594.html

4) «Всегда ли бесплатным было образование в СССР?»

http://www.reitor.ru/ru/news/index.php?id19=20

5) Записка Б. Волина И. Сталину №5-10/2 14 декабря 1935 г.

«О преступлениях НАРКОМПРОСА РСФСР в отношении русского языка»

http://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html

6) «Бесплатное образование в СССР» http://tverdyi-znak.livejournal.com/401493.html

7) «Являлось ли советское образование лучшим?» (полемика в Интернете) http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=636c56b9d5a6f6b1