Малая российская энциклопедия прогностики 2

Игорь Бестужев-Лада
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
 – процесс становления единых для всей Земли структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация выступает и как явление, и как феномен. Она воспринимается в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и т.п.
В научной литературе сформировались две позиции в истолковании как самого феномена «глобализация», так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей трактуют расширительно, усматривая их уже в первобытном обществе. Другая заключается в том, что глобализацию связывают лишь с событиями последнего времени, а то и вовсе видят в ней осуществляемую кем-то политику (напр., «мировой элиты», США, транснациональных корпораций и т.п.).
По сути глобализация уходит своими корнями в историю взаимодействия природы и общества, является объективно-историческим процессом, где субъективные факторы, хотя и играют существенную роль, не являются определяющими. Глобализация явилась следствием того, что количественные и качественные  изменения в различных сферах общественной жизни и во взаимодействии общества с природой, исподволь накапливавшиеся в течение долгого времени, достигли планетарных масштабов, отразив не только сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее сугубо технократический, сциентистский характер, но и экспансионистские настроения, направленные на безусловное покорение природы. В ее основе лежит безудержный рост неэкологичного промышленного производства, «демографический взрыв», и ничем не сдерживаемый научно-технический прогресс.
Хотя истоки глобализации уходят в далекое прошлое, реально она стала разворачиваться после эпохи Великих географических открытий, когда для развития экономических, политических и культурных связей открылась вся планета в целом.  Первоначальный этап глобализации, характеризовавшийся прежде всего открытием новых территорий и вовлечением их в общий контекст мировых событий, продлился до начала XIX в. Затем наступил этап фундаментальной глобализации, когда мир в своих важнейших параметрах (географическом, экономическом, политическом) окончательно оформился в качестве единого целого, т.е. стал сформировавшейся системой, а человечество в полном смысле этого слова  стало глобальным. С этого времени мировое человечество становится единым организмом и субъектом действия, способным взаимодействовать с биосферой и географической средой. Фундаментальная глобализация охватывает временной интервал со второй половины XIX в., когда научно-технический прогресс дал мощный импульс развитию средств транспорта, связи, информации и появились первые международные организации, до середины ХХ в., когда началась «холодная война». С этих пор впервые в истории возникла реальная возможность всеобщего суицида – полного самоуничтожения человеческого рода на планете. Если на начальной стадии фундаментальной глобализации мир замкнулся географически, то на ее заключительной стадии он замкнулся еще экономически, а затем и политически. Экономически он стал глобальным, как только сформировался мировой рынок, важнейшими отличительными свойствами и атрибутами которого на первых этапах его развития были: вывоз капитала и образование транснациональных компаний. Политически он окончательно замкнулся в период между началом Первой и окончанием Второй мировых войн. Именно тогда в политические отношения вступили по существу все страны мира, и эти отношения были дополнены и усилены образованием беспрецедентного количества международных общественных и государственных организаций. Отличительными чертами фундаментальной глобализации стали организации, структуры и события, появление которых почти целиком относится к первой половине ХХ века. Важнейшими из них являются: становление мировой экономики; появление первых международных организаций; Первая Мировая война; образование Лиги Наций; Вторая Мировая война; появление ядерного оружия; создание Организации объединенных наций; начало Третьей Мировой («холодной») войны.
На смену фундаментальной пришла многоаспектная глобализация – такая стадия процесса становления универсальных связей, когда они помимо проблем взаимодействия природы и общества охватили также практически все основные аспекты общественной жизни, от экономики до духовной сферы, включая  культуру, образование, язык, идеологию, мировоззренческие, ценностные установки и т.п. Многоаспектная глобализация вступила в свою активную фазу в 1970-е гг. и продолжается в настоящее время. На это время приходится не только активное освоение мирового океана, атмосферы и космического пространства, а также начало и бурное развитие информационно-технологической революции, но и появление (начало формирования) глобального сознания в массовом масштабе в качестве еще одной формы общественного сознания, наряду с мифом, религией, философией, наукой, экологией. Экспертные оценки дают основание полагать, что многоаспектная глобализация будет продолжаться до завершения всех основных процессов глобализации, как в экономической, так и в духовной сфере: идеологии, культуре, образовании, т.е. и там, где в настоящее время процессы глобализации уже обозначились в полной мере, но еще не являются завершенными.
Об очередном этапе глобализации, который придет на смену существующему, можно судить по аналогии с предыдущими этапами и с большой долей вероятности можно предполагать, что его начало придется на время не ранее 2010 – 2020 гг., т.е. не раньше, чем будут решены все основные задачи, стоящие перед этапом нынешним. В литературе уже появился термин «постглобализация», который употребляют применительно к будущему состоянию глобального мира.
Важно подчеркнуть, что принцип линейной экстраполяции для осмысления будущего глобализации не подходит, ибо непредвиденные обстоятельства или события, научные открытия, технические изобретения и т.п. могут существенно повлиять на естественный ход вещей и кардинально изменить то, что сегодня кажется вполне вероятным. Судить о будущем глобализации можно и нужно, но, не предсказывая, а прогнозируя будущие события в проблемно-целевом плане. В этом контексте, как представляется, лет через 10-15 «пласт научных исследований» под названием «глобализация» будет основательно «выработан» и наступит определенная интеллектуальная и психологическая усталость от публикаций и разговоров на эту тему. В итоге творческие интересы исследователей в глобалистике, видимо, сместятся в сферу мироустройства и поиска практических шагов выстраивания действительно нового мирового порядка. Отсюда переход от осознания глобальных проблем должен рано или поздно смениться первостепенным интересом к тому, как сформировать новый международный порядок в целостном взаимозависимом мире, чтобы он стал наконец безопасным и стабильным. Это неразрывно связано с другой, еще более трудной задачей - проблемой соответствующего переосмысления понятия "гуманизма". Видимо, дальнейшее осмысление процессов глобализации выйдет на осмысление природы и сущности самого человека, как главной причины всех его проблем.
У человека не остается теперь другого пути, как формировать новое мышление, иной образ жизни. Это обстоятельство дает основание рассматривать природу и сущность человека в качестве основной темы, которая со временем выйдет на первый план в осмыслении природы и направленности процессов глобализации.

Лит.: Глобалистика. Энциклопедия. (2003); Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. (2005).
А.Н.Чумаков


ГЛОБАЛИСТИКА
– многозначный термин, в 1990-х гг. ставший связанным преимущественно с процессами глобализации . Возник в 1970-х гг. как обозначение одного из двух основных направлений современных исследований будущего при обсуждении первых докладов Римскому клубу ( альтернативистика, исследования будущего, Римский клуб). Имеется в виду изучение комплекса глобальных проблем современности. После 2-й мировой войны до 1991 ключевой из таких проблем была гонка вооружений СССР-США, от того или иного решения её зависели все остальные. Масштабы гонки вооружений возросли к 90-м гг. до уровня триллионов долларов, поглощая все более значительную часть национального дохода многих стран мира и удваиваясь при этом каждые пять лет. По сути, это была новая мировая война в качественно иной форме («холодная»). Более слабый экономически СССР не выдержал такой гонки, потерпел поражение, фактически капитулировал и развалился вместе со всей «социалистической мировой системой». Гонка вооружений перешла в качественно иное состояние и отошла в системе глобальных проблем современности на второй план. Её место заняла следовавшая за ней по актуальности проблема противостояния «Бедный Юг – Богатый Север». Имеется в виду катастрофически растущий разрыв в уровне и качестве жизни между высоко- и низкоразвитыми в социально-экономическом отношении странами мира. На одном полюсе («Бедный Юг») – свыше 80% мирового народонаселения в слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, более 4,5 млрд. чел. к ХХ1 веку, из которых до 90% бедняки, лишенные полноценного питания, элементарного медицинского обслуживания, живущие в хижинах или трущобах, не имеющие достаточно высокой профессиональной подготовки и достаточного числа рабочих мест: каждый третий из трудоспособных здесь – полный, частичный или скрытый безработный. Естественно, в такой среде появляются тоталитарные, изуверские и мафиозные структуры, смысл существования которых – война. На другом полюсе («Богатый Север») – менее 20% мирового населения в развитых странах мира, успешно решившие свои экономические и социальные проблемы, но начавшие деградировать физически и морально,        подобно Древнему Риму накануне его падения, и представляющие легкую добычу для любого хищника. До недавних пор соотношение вооруженных сил было настолько в пользу «Севера», что любая агрессия «Юга» отражалась сравнительно легко. Однако развитие международного терроризма и «расползание» оружия массового уничтожения – ядерного, химического, биологического и «компьютерного» (дезорганизация экономики, вообще жизнедеятельности противника вторжением в его информационные сети) в значительной мере уравнивают положение обеих противостоящих сторон, а существенные уступки террористам на Балканах, на Кавказе и на Ближнем Востоке повышают агрессивность «Юга». По сути, идет еще одна мировая война, вновь качественно отличная от всех предыдущих. Она началась в 1948 в Палестине, продолжилась гражданской войной в Ливане, военными действиями на Балканах и на Кавказе и приобрела общемировые масштабы с осени 2001. От хода и исхода этой войны зависит теперь судьба человечества в XXI в.
Из остальных глобальных проблем современности наибольшее значение имеют связанные с энергетическим, демографическим и экологическим балансом, а также с состоянием образования и культуры (о них говорится в статье альтернативистика). В сфере энергетики выявляется бесперспективность ориентации преимущественно на тепловую и атомную энергетику, необходимость более основательной опоры на более чистые экологически и менее опасные для жизни людей источники энергии. В сфере демографии явно бесперспективны в равной мере и чисто инерционный рост населения в слаборазвитых странах мира (кое-где в них  ожидается удвоение в ближайшие 30-40 лет), и начинающееся массовое вымирание  населения (депопуляция) в развитых странах, здесь требуется оптимизация динамики и структуры мирового народонаселения. В сфере экологии явно недопустимо дальнейшее расползание «зон экологического бедствия» разного характера и масштабов, грозящее гибелью человечества. В сфере образования очевиден анахронизм всех учебных заведений мира, поскольку раньше они опирались на контингент, приходивший из «домашних школ», где профессия, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения передавались как бы по наследству от родителей детям, а  сегодня, в связи с прогрессирующим развалом семьи, задача формирования личности падает целиком на начальную, среднюю и высшую школу. Пока что её «продукция», в смысле будущего Гражданина, Работника, Родителя, Личности, в подавляющем большинстве во всех странах мира неудовлетворительна, что требует радикальной школьной реформы. Наконец, в сфере культуры наблюдается перерастание молодежной «контркультуры» (как формы протеста молодежи против её фактической дискриминации в современном обществе) в тотальную «антикультуру», буквально растлевающую людей, и особенно подрастающее поколение, что грозит катастрофическими последствиями в самом недалеком будущем.
Из других глобальных проблем современности следует упомянуть о связанной с материально-сырьевым балансом («вскрышные работы» при добыче полезных ископаемых открытым способом и сведение лесов растущими темпами и масштабами на огромных пространствах земной суши), с продовольственным балансом (продовольствие для многих миллиардов человек, ожидающихся на земле к концу XXI в.), с транспортным балансом ( четверть миллиона убитых и около миллиона раненых каждый год только при транспортных катастрофах на автодорогах мира с явно выраженной тенденцией роста, плюс повышающийся риск авиарейсов в связи с ростом международного терроризма), с торговым балансом (растущие триллионы долларов долга низкоразвитых стран высокоразвитым, который невозможно выплатить, что превращает мировую торговлю в разновидность политики, сбой в которой может стоить жизни миллиардам людей). Кроме того, безусловно глобальными проблемами становятся преступность, особенно организованная, как бы подминающая под себя одно правительство мира за другим по мере роста коррупции госаппарата, а также «гиперурбанизация», т.е. скучивание десятков и в перспективе сотен миллионов людей в сверхкрупных городских агломерациях, с неизбежной деградацией окружающей сельской местности и серьезными негативными социальными последствиями для самих горожан. В число глобальных проблем все более настоятельно включается здравоохранение, поскольку раньше, при высокой рождаемости и высокой детской смертности, выживали обычно наиболее здоровые, которые и передавали свою генетику следующим поколениям. Ныне, при растущем преобладании однодетной семьи в условиях городского образа жизни, наблюдается прогрессирующее год за годом ухудшение состояния здоровья подрастающих поколений. К этому добавляются неслыханные ранее «социальные болезни» типа СПИДа, принимающие характер мировых эпидемий. Все это требует радикального преобразования всей сферы медицины. Наконец, в современных условиях становится явным анахронизмом «суверенитет» отдельного государства, особенно с безответственной правящей кликой. Между тем, эффективность всех без исключения международных организаций, начиная с ООН, не может быть признана удовлетворительной. Пока что в этом плане начинается эксперимент с «объединением» стран Западной Европы, который еще неизвестно чем закончится. Между тем эта проблема относится, конечно же, не только к Западной Европе.
В перечень глобальных проблем современности нередко включают и такие, как освоение космоса, Мирового океана, зоны «вечной мерзлоты» и т .п. Но, при всей своей актуальности и значимости для человечества, они не связаны столь остро с угрозой перерастания проблемной ситуации в критическую и далее в катастрофическую, как перечисленные выше.
Отметим, что до сих пор глобалистика занимается преимущественно лишь анализом глобальных проблем современности, «перекладывая» поиски путей их решения на альтернативистику, что вряд ли правильно. Наверное, в перспективе следует стремиться к более тесной интеграции обоих направлений современных исследований будущего.
Лит.  к статье Римский клуб.
И.В. Бестужев-Лада


ГЛОБАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
-прогнозы ожидаемых и желаемых изменений общемирового масштаба; иногда, в тех случаях, когда прогнозы разрабатываются в рамках какой-либо системы, последним приписывают глобальный характер, а прогнозам в ее подсистемам региональный и локальный (напр., если общегосударственные прогнозы для России принять за Г., то прогнозы развития субъектов Федерации – будут региональными, а прогнозы развития отдельных населенных пунктов – локальными).


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Термин «интеллект» (intelligence) происходит от латинского «intellectus», что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект (ИИ, artificial intelligence —в зарубежной литературе) – это свойство автоматических систем выполнять некоторые функции человеческого интеллекта, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.
Существуют и другие, чисто поведенческие (функциональные) определения искусственного интеллекта. Так, по А. Н. Колмогорову, любая материальная система, с которой можно достаточно долго обсуждать проблемы науки, литературы и искусства, обладает искусственным интеллектом. Другим примером поведенческой трактовки интеллекта может служить известное определение А. Тьюринга. Его смысл заключается в следующем. В разных комнатах находятся люди и машина. Они не могут видеть друг друга, но имеют возможность обмениваться информацией (например, с помощью электронной почты). Если в процессе диалога между участниками игры людям не удается установить, что один из участников — машина, то такую машину можно считать обладающей искусственным интеллектом.
В.О. Корсунская


ИССЛЕДОВАНИЯ  БУДУЩЕГО
– междисциплинарное направление (комплекс) современной науки. Сложились, в основном, во второй половине XX в. (основополагающие труды – 1952-82), но имеют долгую и сложную предысторию. Первые представления о будущем начали формироваться еще в мифологии первобытного мышления, затем тысячелетиями развивались в рамках  эсхатологии  – религиозных учений о «конце света», наиболее ярко представленных в индуизме  и христианстве, а также социальной утопии  – с античных времен до современности и философии истории  – с её концепциями регресса, прогресса и циклов. Все это остается актуальным в сознании миллиардов людей доныне. Во 2-ой пол. Х1Х в. появился новый жанр литературы, отличный от эсхатологической, утопической и философской – «размышления о будущем», принадлежащие перу известных писателей и ученых. Первой в этом жанре явилась книга голландского врача П.Гартинга (выступившего под псевдонимом «Диоскориды») «Год 2066» (1866), а наиболее выдающиеся произведения того же плана - «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901, рус. пер. 1902) Герберта Уэллса и «Будущее Земли и человечества» (1928) К.Э. Циолковского.  Такого рода литература, составившая так называемую «раннюю футурологию», продолжала расти до 60-х гг., а затем сменилась «современной футурологией», основанной на И.Б., хотя книги в этом жанре изредка – и все реже – появляются до сих пор.
Принципиально иной – проблемно-целевой – подход к будущему предложил в своих статьях 1924-28 русский экономист В.А. Базаров-Руднев. Его поддержали Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин и др. Однако его статьи не были поняты современниками и пролежали в библиотеках без востребования до 80-х гг. Спустя 30 лет к той же идее, не зная о трудах Базарова, пришли американские эксперты, работавшие над прогнозным обоснованием программы «Аполлон» (высадка человека на Луну, а фактически – достижение превосходства в космосе, предопределившего ход и исход гонки вооружений СССР-США или, что то же самое, Третьей мировой войны – «Холодной»). Они предложили заменить традиционную ориентацию прогнозов на простое предсказание выявлением назревающих проблем и возможных путей их решения. Так в конце 50-х – начале 60-х гг. сложились современные И.Б., теоретически обоснованные в трудах  Б. де Жувенеля , Д. Белла и др. классиков современной прогностики. И.Б. в своем развитии прошли три этапа. Первый (60-е гг.) отличался неоправданной эйфорией и носил преимущественно экстенсивный характер. Будущее представлялось в розовом свете, а экономическая выгода проблемно-целевого подхода привела к «буму прогнозов» – появлению в развитых странах мира десятков, а в США и СССР даже сотен (около тысячи) исследовательских центров, занятых разработкой проблемно-целевых прогнозов. Второй (70-е гг.), связанный с книгой «Футурошок» А.Тоффлера  и первыми докладами Римскому клубу, продемонстрировал сначала преобладание проблемного, а затем целевого подхода, что привело соответственно к появлению глобалистики  и альтернативистики. Третий (80-е и 90-е гг., а также начало ХХ1 в.) знаменовал известный «застой» в развитии И.Б. «Бум прогнозов» сменился рутиной с заметным свертыванием повсюду масштабов прогнозирования. Ни одной книги, сколько-нибудь напоминающей мировые сенсации 60-х и 70-х гг., не появилось до сих пор.
Думается, причина такого явления – в недостаточном уровне развития глобалистики и альтернативистики. Все, что можно было сказать о назревающей глобальной катастрофе, уже сказано, и вызывает понятную негативно-психологическую реакцию аудитории. Пути спасения от надвигающейся катастрофы носят чисто умозрительный характер и не представляют интереса для публики. Люди, разрабатывающие прогнозы, и люди, принимающие решения, так и не сумели найти общего языка на начальных стадиях подготовки решения. В этом смысле прогнозист всегда и везде выступает как некий «ревизор» управленца и, понятно, отвергается им с порога. Видимо, необходимо уделять больше внимания проблематике И.Б. в университетах – может быть, следующему поколению удастся более основательно «взвешивать» последствия намечаемых решений и тем самым уберечь мир от неумолимо надвигающейся пока что глобальной катастрофы.
Лит.: «Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952-82» (2000, 2-е изд. 2003); “Encyclopedia of the Future” (1996, v. 1-2).
И.В. Бестужев-Лада


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  - разработка прогноза ; в узком значении – специальное (прогностическое) исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Поскольку прогноз наряду с анализом, диагнозом, синтезом является имманентной функцией каждой научной дисциплины, П. можно и должно вести во всех без исключения науках сообразно задачам и особенностям каждой из них. В этом плане различается П. естествоведческое, научно-техническое и обществоведческое (социальное в широком значении данного понятия). В естественных  науках разрабатываются прогнозы: метеорологические (погоды, воздушных потоков и др. атмосферных явлений); гидрологические (морских волнений, режима стока вод, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акваторий, др. гидросферных явлений); геологические (залежей полезных ископаемых,  землетрясений, срыва лавин, др. литосферных явлений); биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайности, заболеваемости, др. явлений в растительном и животном мире, вообще в биосфере); медико-биологические (преимущественно болезней человека); космологические (состояния и движения небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы); физико-химические (процессов, проходящих в микросфере). В технических науках П. в узком смысле охватывает перспективы состояния и режима работы механизмов, машин, приборов, аппаратов, всех явлений техносферы (в этом смысле оно называется иногда инженерным П.). В нескольких промежуточных значениях научно-техническое П., помимо техносферы, включает объекты ряда естественных наук, перечисленных выше. В широком смысле оно охватывает перспективы развития всего научно-технического прогресса. Особую группу составляют прогнозы на стыке естествоведческого, научно-технического и обществоведческого П. -  прогнозы развития социальной организации науки и здравоохранения, включая физическую культуру и спорт, систем «человек-техника», освоения земной поверхности, включая Мировой океан (географическое П.), освоения космоса, изменений в состоянии окружающей природной среды (экологическое П.) и др. В общественных науках разрабатываются прогнозы: экономические (изменения в экономических отношениях, включая финансовые потоки); социологические (социальные в узком значении данного понятия – изменения в социальных отношениях); этнологические (изменения в национальных отношениях, включая язык, письменность, имена собственные, традиции, нравы, обычаи и пр.); демографические (изменения в численности и структуре населения, миграции и т.д.); культурологические (изменения в культуре людей и в деятельности учреждений культуры); образовательно-педагогические (изменения в сфере народного образования); психологические (изменения стереотипов сознания и поведения людей); архитектурно-градостроительные (изменения в расселении, жилище, вообще в обитаемой среде);морально-этические (изменения в сфере нравственности); государственно-правовые или юридические (изменения в правовых отношениях), криминологические (изменения в динамике и структуре преступности); внутриполитические (изменения в политических отношениях), внешнеполитические, включая международные отношения. Еще одну особую группу составляют военные прогнозы, поскольку они комплексно включают изменения в военной технике, в организации вооруженных сил и прогнозы ведения боевых действий на уровне стратегии, оперативного искусства и  тактики.
Методы П. разделяются на общенаучные, т.е. применимые ко всем наукам (например, прогноз по аналогии) и  частнонаучные, т.е. применимые в какой-то одной науке (например, опросы населения в социологии,  проективные тесты в психологии и др.). Всего насчитывается до двухсот различных методов, большинство которых можно свести в три группы (способы П.) : трендовые модели экстраполяции и интерполяции прогнозируемых процессов, аналитические модели (прогнозные сценарии, матрицы и т.д.), индивидуальные и групповые, очные и заочные опросы экспертов. В самом общем виде разработка прогноза включает в себя программу прогностического исследования; построение исходной, или базовой модели (желательно в виде системы математических уравнений или хотя бы упорядоченной совокупности количественных и качественных показателей прогнозируемого явления); построение прогнозного фона (учет внешних факторов, влияющих на прогнозируемый процесс); прогнозная разработка профильных и фоновых показателей и сведение их в систему, верификация (проверка достоверности) полученных результатов.
Особую разновидность обществоведческого П. составляет технологическое П., которое является основой современных исследований будущего. . Дело в том, что между предсказанием и решением существует обратная связь. В естественных науках она близка к нулю. Например, в каких-то (очень незначительных) масштабах мы можем изменять погодные условия – скажем, рассеивать тучи или, наоборот, заставлять их проливаться дождем над какой-то местностью – но в общем и целом должны ограничиваться предсказаниями погоды и приспособляться к предсказанному. В общественных науках, напротив, обратная связь – по крайней мере, теоретически, в принципе – может быть близка к единице, .т.е. решение, в том числе принятое с учетом предсказания, может вызвать либо «самоосуществление» прогноза, либо, наоборот, «саморазрушение» его. Например, прогноз надвигающейся катастрофы - пусть даже ложный - способен вызвать панику и, действительно, катастрофу. С другой стороны, аналогичный прогноз – пусть даже верный сам по себе – способен вызвать эффективное противодействие надвигающейся катастрофе, помочь избежать её или, по крайней мере, минимизировать её масштабы. В П. это называется «Эффект Эдипа». В связи с этим технологическое П. ориентировано не просто на предсказание, а на «взвешивание» последствий намечаемых решений, с тем, чтобы повысить уровень их объективности и, следовательно, эффективности. При такой ориентации разрабатываются сначала поисковые (эксплораторные) прогнозы выявления назревающих проблем, а затем нормативные прогнозы выявления путей их оптимальных решений. К сожалению, масштабы технологического П. до сих пор весьма ограничены, поскольку решения по традиции принимаются большей частью интуитивно («волевым порядком») или, в лучшем случае, готовятся аппаратом на основе материалов анализа, далеко не дотягивая до стадии диагноза и тем более прогноза. При таком положении прогнозист выступает как некий «ревизор» управленца, что вызывает конфликтную ситуацию, не отрегулированную до сих пор как следует нигде в мире.
Лит.: Martino J. Technological Forecasting for Decisionmaking. N.-Y. Elsevier Publ., 1972; Рабочая книга по прогнозированию. М., Мысль, 1982               
И.В. Бестужев-Лада