Малая российская энциклопедия прогностики 4

Игорь Бестужев-Лада
УПРАВЛЕНИЕ
 - в широком смысле: элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. В этом ряду выделяется социальное У., как воздействие на общество или социальную группу с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
- в узком смысле У. - один из двух возможных подходов к будущему, основанный на решении (предуказании), в отличие от предвидения , основанного на разных формах предсказания. Как и последнее, У. имеет несколько форм конкретизации:
цель – решение о предпринимаемой деятельности относительно предположенного результата;
целеполагание – установление идеально предположенного результата;
план – решение относительно системы мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения;
планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности;
программа – решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социально-экономических и других проблем или каких-то их аспектов. Программа может являться предплановым решением или же конкретизировать определенный аспект плана;
программирование – установление основных положений, к-рые затем развертываются в планировании, либо в последовательности конкретных мероприятий по развитию планов;
проект – решение относительно конкретного мероприятия, сооружения и т.д., необходимое для реализации того или иного аспекта программы;
проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ;
решение – идеально предположенное действие для достижения цели. В сфере У. оно не обязательно носит плановый, программный или проектный характер. Решение (так наз. организационное или управленческое) является последней степенью конкретизации У.
Лит.: Бачило И. Л. Организация гос. управления (1991); Аверин Ю. П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа (1996).
И. В. Бестужев-Лада


УТОПИЗМ
( Утопия) – утопический подход к будущему, один из трех (наряду с эсхатологией и философией истории – ), которые предшествовали размышлениям о будущем ( ранняя футурология) и составляли предысторию научного предвидения, хотя в полной мере существуют до сих пор.
Для У. характерно чисто субъективное, благое пожелание: «лучшее будущее» представляется автору объективным, позже даже научно обоснованным, но на деле несостоятельным, противоречащим реальной действительности и всегда кончающимся провалом, даже если его на какое-то время удаётся реализовать.
У. встречается в Древнем Мире (идеи Платона об упразднении семьи и частной собственности, о коммуне рабовладельцев, как идеальном гос. строе; идеи Лао-цзы  о жизни небольшими изолированными селениями – провозвестие будущего руссоизма и анархизма; идеи Конфуция о сознании каждым его места в обществе, как залоге стабильности  и т. д.).
В Средневековье на первый план в У. вышла идеализация церкви, которая призвана гуманизировать отношения меж людьми. («О Граде Божием» Св. Августина и пр.).
В XVI в. появилась «Утопия» Т. Мора – провозвестница будущих социалистических У («от каждого – по способностям, каждому – по труду»). Столетие спустя ей последовал «Город Солнца» Т. Кампанеллы: родоначальник будущих коммунистических У. («от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»).
В том же XVII в. вышла «Республика Океания» Дж. Гаррингтона – об идеальном буржуазно-демократическом государстве. На принципах этой книги построена действующая поныне Конституция США, многие положения которой заимствованы десятками государств мира, в т. ч. постсоветской Россией.
В XVIII в. появилась утопия Ж.-Ж. Руссо об идеальной  малой общине, как оптимальной форме сообщества людей, а также утопии Новалиса и М. Щербатова об идеальном патерналистском феодализме («царь-батюшка». «барин-батюшка» и т. д.).
Расцвет У. пришёлся на Х1Х в. (социалистические утопии А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна; анархические утопии П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина; коммунистические утопии Э. Кабе, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.). У. Маркса и Энгельса был развит ими в сложную систему философии и политической экономии и объявлен наукой (разумеется, квазинаукой).  Он был взят на вооружение европейской социал-демократией и постепенно потерял революционно-утопический характер, превратившись в прагматичную социал-демократическую идеологию (с упором на улучшение положения рабочих), которая существует до сих пор в роли идеологии правящих или оппозиционных партий, конкурирующих с либеральной демократией (здесь приоритет – «эффективность производства», в т. ч. путём снижения налогов, чтобы отчисления на соцкультбытовые нужды даже при низких налогах были высокими).
Однако лево-экстремистское крыло социал-демократии (в России – большевики) продолжало настаивать на реализации коммунистической утопии (ликвидация классов, рынков и денег).
В России эту доктрину в 1918-21 попытался реализовать В. Ленин, но сопротивление народа заставило его отказаться от «военного коммунизма» и перейти к «новой экономической политике» (НЭП) 1921-29, более адекватной реальной действительности. Сменивший его у власти И. Сталин в 1929 повторил ту же авантюру и на целых 60 лет реализовал «утопию казарменного социализма» (против которой предостерегал Маркс). Её отличали принудительный («казарменный») труд, принудительная идеология, державшаяся на терроре, и особенные – «казарменные» - социальные отношения, резко отличавшиеся от патриархальных (в отсталых странах) и от гражданско-правовых (в развитых странах мира). С другой стороны, «казарменность» в какой-то мере уравновешивалась «утопичностью»: многомиллионная безработица была прикрыта «избыточными рабочими местами» (иными словами, делили на двоих и без того низкую зарплату, зато не было никаких «бирж труда» с очередями на них); зарплата была гарантирована при любой рентабельности предприятия – вплоть до нулевой (вместо денег платили неконвертируемыми «дензнаками», которые печатались «по потребности»); зарплата для подавляющего большинства обернулась «уравниловкой», независимо от трудовой отдачи работника. Всё это находило широкую поддержку и заставляло мириться с пороками режима.
Было известно, однако, что утопия, даже живучая, остаётся утопией, т. е. системой заведомо нежизнеспособной, особенно в борьбе с более эффективными системами. Поэтому было предпринято несколько попыток сделать экономику более действенной, ничего не меняя в политике (реформы Н. Хрущева в 1956-64, Н. Косыгина в 1966-71; Ю. Андропова в 1983, М. Горбачева в 1985-91). Меж тем, становилось очевидно,  что СССР не в состоянии выдержать гонки вооружений с США (практически это была  Третья мировая война). И к 1989, после ряда неудачных политических маневров с «либерализацией» стран Восточной Европы, пришлось капитулировать, что привело в 1991 к развалу СССР и всей «мировой социалистической системы». От неё остались лишь отдельные рудименты, большинство которых  (КНР. Вьетнам и др.) стараются заменить У. прагматизмом.
При этом социалистические и особенно коммунистические У. официально остаются в силе. Так, «учение Мао», которое является модификацией сталинизма применительно к специфике КНР (хотя практика всё дальше отходит от теории) было и остаётся официальной идеологией Китая. Еще более жестко отстаивает свои позиции «Чучхе» - учение Ким Ир Сена, разновидность маоизма в Сев. Корее (несмотря на бедственное положение страны). То же самое можно сказать о десятках разного рода «национальных социализмов» в отсталых странах мира.
Кстати, безусловно, к У. относятся все фашистские доктрины («Национал социализм»), начиная с А. Гитлера – Б. Муссолини и кончая Э. Лимоновым.
Было бы ошибкой относить к У. только развитые утопические доктрины. Элементы У. встречаются  в политике партий и правительств многих государств мира, в сознании и поведении многих людей.

И. В. Бестужев-Лада      


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
– область философии, занятая осмыслением исторического процесса. На протяжении тысячелетий в этой области выработаны концепции регресса (от Гесиода до «экологических пессимистов» в докладах Римскому клубу , прогресса (от Лукреция до «технологических оптимистов» современности), циклов (от Полибия и Вико до Н.Д. Кондратьева). Ф.И., наряду с эсхатологией  и  утопией не только составляет предысторию современных исследований будущего , но и является важной теоретико-методологической основой последних.
В СССР Ф.И. была подменена «историческим материализмом», как органической составной частью утопии «марксизма-ленинизма». В настоящее время её развитие является одной из самых актуальных задач философии во всем мире.
Лит.: Философия истории. «Философский энциклопедический словарь» (1983); Тойнби А. Постижение истории (1991); Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации (1993).
И.В. Бестужев-Лада


ФУТУРОЛОГИЯ
(латин. «футурум» = будущее + греч. «логос» = учение, наука) – концепция «объективной философии будущего», которую герм. социолог О. Флехтгейм в 1943 противопоставил «идеологии» и «утопии» ( по терминологии герм. социолога К. Маннгейма, социальным учениям, оправдывающим или соответственно отвергающим тот или иной общественный строй). В 1960-х этот полузабытый термин был реанимирован и получил широкое распространение сразу в нескольких значениях. 1) «наука о будущем», или «история будущего», которую несколько лет пытались создать многие авторы, но неудачно, потому что выяснилась неразрывность анализа, диагноза и прогноза как имманентной функции каждой научной дисциплины, в связи с чем «футурологией», каждой по своему, приходится заниматься всякой из существующих наук; 2) образный синоним прогнозирования  и прогностики ; 3) немарксистская, современная или всякая «литература о будущем» – как научная, так и публицистическая. В связи с такой многозначностью термина, он, подобно прогностике,  сохранился только как образный синоним «исследований будущего» . В этом контексте Ф. делится на «раннюю» («литература о будущем» 2-й пол. Х1Х – 1-й пол ХХ в., до появления технологического прогнозирования) и «современную» (работы 2-й пол. ХХ – начала ХХ1 в.).
И.В. Бестужев-Лада


ЭСХАТОЛОГИЯ
( греч. «эсхатос» = конечный и «логос» = учение) – религиозные учения о «конце света»  о конечных судьбах мира и человека. Первые сведения о «загробной судьбе человека» встречаются в Э. Древнего Египта. Наибольшее развитие Э. получила в индуизме: концепция бесконечных циклов регресса мироздания продолжительностью в миллионы лет каждый от «Золотого века» в традициях античной мифологии («Критаюга») к «Серебряному» («Третаюга»), «Медному» или «Бронзовому» («Двапараюга») и, наконец, к «Железному» (Калиюга»). Они в совокупности составляют «Эпоху» («Махаюга»), которая повторяется каждые 8640000 лет. В настоящее время, согласно канонам индуизма, мы переживаем последние столетия «Калиюги», после чего мироздание перейдет в состояние «небытия» («Пралайя») продолжительностью в 4320000 лет, а затем, в следующие 4320000 лет все повторится сначала. Э. иудаизма предусматривает приход «мессии» и переход мира в качественно иное состояние. Э. христианства дополняет «второе пришествие мессии» учением о «Страшном Суде» и  «Тысячелетнем Царстве Божием», тоже с переходом мира в иное состояние. Э., наряду с утопией  и философией истории  не только составляет предысторию современных исследований будущего , но и является органической составной частью мировоззрения миллиардов верующих сегодня на земле.
Лит.: Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма («Индуизм: традиции и современность» 1985); Bultmann R., History and Eschatology (1957).
И.В. Бестужев-Лада