Американская школа. Школа и жизнь

Михаил Абрамов
Школа и жизнь

Каждый день проезжая мимо магазина «Michaels» я натыкаюсь взглядом на забитую машинами парковку. Конечно, удивляться сотням, а порой тысячам, запаркованных машин в Америке не приходится. Если у русских «веселие питие есть», то у американцев - шоппинг, за покупками. Но «Michaels» не супер-центр, типа «Wallmart»,  «Michaels» - это магазин из разряда «сделай сам», его основные покупатели - родители с детьми, которым задали «проект» в школе.

Американские школьники, в среднем, действительно отстают от некоторых сверстников, когда речь идет о математике и других естественных науках, но если бы проводились олимпиады по созданию всевозможных поделок, то не сомневаюсь - американцы были бы одними из первых. Помню, что уже где-то через пару месяцев после нашего приезда, мой сын Алеша, второклассник, должен был готовить «проект» на конкурс. Что-то мы тогда придумали, не помню точно, кажется футляр для игрушечной балалайки (рассчитывая больше на балалайку, чем на футляр), но что меня поразило на этом детском конкурсе - это количество и уровень поделок, которые второклассники принесли на демонстрацию. Там были очень занимательные вещи. Я понимаю, что родители помогали, но и дети, несомненно, работали тоже. 

Эти конкурсы «проектов» мучали нас каждый год, пока Алеша не стал старшеклассником: тогда мы умыли руки. А до того нам приходилось вместе с ним делать воздушных змеев, костюмы для театральных постановок и бог знает что еще. К сожалению, мы с женой небольшие рукодельники. И дети - тоже. Я думаю, что это еще одно отличие, причем очень положительное, американской школы от той советской, где учился я. Кстати, эта сосредоточеннсть на практических навыках в некотором роде объясняет отставание американцев в схоластических науках. У американцев делается гораздо больший упор на умения, чем на знания. В Союзе у нас лабораторные работы проводились наспех и всегда что-нибудь не работало. Уроки труда, которые Хрущев ввел в школах после поездки в Америку (связь школы с производством  - так это тогда называлось), эти уроки никто всерьез не принимал. Лучшие ученики стремились попасть в институт, а «труд», в отличие от математики, при поступлении не учитывался.

Я еще думаю - это не случайно, что Америка не могла долгое время похвастаться учеными (пока не завезли достаточное количество из Европы в 1940-е), но зато всегда были прекрасные инженеры. Американская наука началась с Бенджамина Франклина и громоотвода  (польза!), здесь родились великие изобретатели Роберт Фултон, братья Райт, Томас Эдисон, а вот спинозы, декарты и гауссы в Америке не росли.

Интересно, что все упомянутые мной знаменитые американские изобретатели в школе успехами не блистали. Томас Эдисон даже так высказался: «Я смог стать изобретателем потому, что в детстве не ходил в школу». Не закончили школу братья Уилбер и Орвилл Райт.  Не удивительно, что у американцев выработалась настороженность к знаниям, которые не дают практических результатов.

Я уже писал, что средний американец уступает среднему ученику из развитых стран: в изучении научных дисциплин -14 место, а в математике - 19 место. Значит ли это, что в Америке не хватает математиков или что в США недостаточно ученых высшей квалификации? О, нет. Такой беды в США нету: в стране живут и работают величайшие ученые современности, но эти люди не на слуху, они не «селебрити» , не звезды на обложках журналов.

Я так много писал о средних учениках, что у читателя может возникнуть подозрение, что американская школа только слабых выпускников и готовит. Смею заверить, что это не так, хотя такой стереотип  «пустого» американца существует и в самой Америке. Американские юмористы любят развлекать публику, когда выйдя на улицу останавливают первого попавшегося прохожего и задают ему какой-нибудь простейший вопрос, вроде «Кто у нас вице-президент?». И действительно, часто бедолага растерянно смотрит в экран и не может вспомнить. Или пытается угадать: “Джордж Буш? А?», - спросил кто-то недавно. Получается очень смешно. Но на самом деле слой высокообразованных людей весьма значителен в Америке, и знают они историю страны очень хорошо.

Причем, это прививается с детства. Кстати, конкурс детских «проектов», о котором я упоминал вначале, закончился небольшим театральным представлением, где дети в костюмах, сшитых к этому случаю, разыгрывали историческую сценку. Я ожидал, что сценка будет из какой-нибудь недавней истории, которая, по моему мнению, могла быть близка детям 7-ми - 8-ми лет. Ничуть не бывало. Дети были одеты в костюмы первых 13 колоний и разыгрывали историю создания Соединенных Штатов.

Надо сказать, что события 18 века и все, что связано с Войной за Независимость, Декларацией Независимости, Конституцией, все это на слуху каждый день и живо обсуждается. Это было тем более удивительно нам, прибывшим из Союза, что события по существу относятся ко «временам очаковским и покорения Крыма, причем не в переносном, а в самом прямом смысле. Как раз в 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский мир России и Турции, по которому Россия получила доступ к Черноморским проливам, а в 1776 году в Америке принята Декларация независимости. Но если в России уже во времена Грибоедова это была глубокая старина, то в Америке, как я уже говорил, предмет сегодняшних злободневных обсуждений. Да что там, как раз в этом году Конгресс вслух читал Конституцию США. Народные избранники не пожалели своего хорошо оплачиваемого времени и один за другим, как в школьной инсценировке, вставали и зачитывали главы Конституции, благо она не так уж велика. Делалось это, конечно, из политических соображений, но все равно - это показательно, что читали документ 200 летней давности.

В этих заметках я уже неоднократно рассказывал как американская школа вплетена в местный жизненный уклад. Я писал о роли коуча, о соревнованиях, на которые собирается чуть ли не все население американских городков, о школьных автобусах и десегрегации,  о налогах, о наркотиках и насилии, о воспитании патриотизма и конформизма. Что мы не затрагивали - это учебный процесс, легко ли учиться в американской школе. Вот об этом я собираюсь рассказать в следующих главах.

P.S.

***

Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/06/26/320