Люди социализма

Олег Алексеев
ЛЮДИ СОЦИАЛИЗМА

Блуждая по соцсети наткнулся на Вашу страницу, на которой есть фраза:
"Не социализм уничтожит классы, а естественное исчезновение классов в капитализме, обусловленное экономической необходимостью, породит социализм".

Со школы засело, что при рабовладении появились колоны, которые стали при феодализме крепостными, при феодализме появились "вечные" подмастерья, которые стали при капитализме пролетариатом.

Какая социальная прослойка нашего времени претендует на будущее общество без классов, соединяющая в себе собственника и трудящегося?

Непонятно и с естественным исчезновением классов. Часть буржуазных революций прошли в борьбе появившейся буржуазии с еще сохранившимися феодалами и сохранившимися крепостными крестьянами. Борьба была жесткой, не обошлось без рубки голов. Как быть с будущим, сидеть и ждать пока не вымрет последний капиталист или не обойдется без революции? А если сопротивление будет активным, не обойтись без репрессий или отступить и снова ждать? А если не отступать, то создавать государство с репрессивным аппаратом или пусть капиталистам головы рубят энтузиасты? Александр Александров

__________________________________________
В последнее время предметом моего внимания и исследования является переход одного социального класса в другой. Мое представление о переходе основано на марксистском взгляде на этот процесс. Классы - это отношение к владению и распоряжению средствами производства, а средства производства, их уровень развития, определяют, в конечном счете, способ производства. Поэтому и внутри большого частнособственнического цикла (см. работу Переход), где одна социально-экономическая форма классовых отношений сменяется другой, а классы сменяют друг друга, не уничтожая частной собственности, и при переходе к большому циклу основанному на общественной собственности на средства производства будут действовать одни и те же законы и взаимосвязи, определяющие механизм перехода.
"Общинный строй видоизменялся до тех пор пока не появились классы, как продукт разделения труда и частной собственности. С первого мгновения своего рождения, классы изменялись под воздействием тех же сил, пока количественные изменения внутри классов не достигали того уровня, за которым следовало рождение новых классов и новых отношений. В рабовладельческом обществе кроме рабовладельцев и рабов существовали десятки других форм организации жизни и труда, но несомненно то, что доминирующими были отношения двух больших классов - рабовладельцев и рабов. Разделение труда, а вслед за ним и производительность труда явились той основой, на которой развился новый способ производства. Рабовладельцы и рабы постепенно, но неуклонно двигались, через переходные формы к новым отношениям, а значит к новым классам. И старые и новые классы существуют на достаточно большом отрезке времени вместе, в силу того, что существуют два (несколько) способа производства, один из которых становится доминирующим. И только после этого старые классы исчезают. Они исчезают, потому что перестают быть носителем старого, ставшего неэффективным, способа производства. Они переходят постепенно к новому более эффективному способу производства, и постепенно становятся другими классами. Непременным условием перехода на новый способ производства будет его эффективность, превосходящая старые производственные отношения. Старый класс рабовладельцев исчез, потому что рабовладельцы перешли к новому способу производства. Осознано или нет, но перешли к более эффективным методам ведения хозяйства - к феодальным отношениям.

При переходе от рабовладения к феодализму впервые мы наблюдаем явление наложения отношений старых на новые, внесенные извне, у народов отстающих в развитии. Это рождает общества в которых две эпохи существуют вместе, показывая нам причудливые формы гибридов - рабовладения и феодализма. Например, помещичий феодализм России (или современный арабский феодализм). Но мы также видим и то, что рано или поздно старый метод теряет свои позиции и новые отношения овладевают обществом полностью. Феодализм двинул производительность труда на новый уровень. Наполовину освободил крестьянина, дав ему личную свободу, но не предоставив ему земли, подготовил основу для организации мануфактурного труда и создал купеческий капитал. Процесс смены одних классов на другие внутри феодализма занял значительное время. Но даже когда, появились капиталисты, как новое сословие феодального общества и неизменные спутники капиталистов свободные рабочие, даже тогда класс феодалов продолжал существовать, так как не сразу перешел на новые методы производства жизненных средств. А вместе с классом феодалов продолжали существовать зависимые от феодала крестьяне, как неизменный продукт старых отношений".[Тезисы о социализме]

Здесь надо заметить, что на всем пути от первобытного коммунизма до капиталистической эпохи не существовало стройных теорий развития. Хотя мыслители и пытались понять процесс, но каждый раз их общество представлялось для них идеальным обществом [Аристотель] с некоторыми оговорками. Отсутствие теории развития не мешало человечеству двигаться вперед от эпохи к эпохе, от одной социально-экономической формации к другой, меняя один способ производства на другой. Естественные желания добыть средства существования наименьшими затратами лежали и лежат в основе нашего развития. То есть в основе движения общества людей лежит разделение труда, как метод с наименьшими общественными издержками добиться наибольшего общественного результата. Непрерывный процесс разделения труда, породивший классы, в будущем эти классы уничтожить. Стремление к эффективности добывания средств к существованию происходит через процесс разделения труда. Общественное разделение труда определяет средства производства, методы и формы организации этого производства. Разделив умственный и физический труд человечество смогло сделать шаг от варварства к цивилизации. Издержками этого процесса явились общественные классы, отношение которых к средствам производства определяют их общественное положение. Снятие противоречия между умственным и физическим трудом должно происходить диалектически, то есть физический труд снимает противоречие в своей собственной противоположности - в умственном труде. Если на заре человечества преобладал физический труд, а умственный труд противостоял ему как элитный труд, то снятие этого противоречия в будущем должно происходить через доминанту умственного труда. Этот процесс уже виден сегодня через стремительное развитие информационных технологий и создания производств, где умственный труд преобладает и является определяющие в материальном производстве. Если разделение труда в этом процессе является необходимым, но недостаточным условием, то обобществление труда обеспечивает переход к новому бесклассовому состоянию общества.

Обобществление средств производства является главным вопросом в социализме. Но нельзя путать монополию частного капитала или государства и обобществление. Обобществление - это когда любой человек может воспользоваться для своего блага общественными средствами производства, а для частного капитала использование обобществленных средств производства является более эффективным и оптимальным способом организации производства. Такое состояние общественного производства возможно только тогда, когда умственный труд будет определяющим в промышленном производстве, где средства производства будут скорее всего разнообразными программными продуктами, а доступность каждого человека к информационным производственным ресурсам будет всеобщей. Отсюда носителями новых не капиталистических отношений будут люди имеющие возможность воспользоваться разнообразными информационными средствами производства для решения конкретных задач общественного производства.
Бесплатные ресурсы в интернете, облачные технологии, социальные сети, доступность к различным программным продуктам дизайна, проектирования и вычислений - только первые шаги на пути к другому обществу. Технологии должны соответствовать обобществленным средствам производства. Акционерный капитал и доступность всех к делу, которое этот капитал организовал, так же является естественной формой обобществления средств производства.
Крупнейшие корпорации мира объединили свои усилия и уже приступили к разработке проекта G5, когда производство будет планироваться под индивидуальную потребность конкретного человека от одежды, питания, жилища до средств коммуникаций и транспорта. [конкретные примеры: проект Galaxy, проект Диаспора]. Это потребует обобществить огромные информационные и материальные ресурсы людей без границ и политических ограничений.
"Социальной прослойкой" новых отношений будут люди, которые свой частный капитал финансов, материальных ресурсов или знаний, будут применять через обобществленные средства производства. То есть будут свободно использовать обобществленные средства производства, и скорее всего это будут свободные информационные средства, которые можно использовать для решения задач материального производства. На новый способ производства будут прежде всего переходить сами капиталисты, стремясь извлечь из использования обобществленных средств производства наибольшую выгоду. Они будут стремиться предоставить свои частные средства производства, но уже достигшие масштаба общественного производства, как можно большему количеству людей. Примером служит корпорация Google и другие компании предоставляющие свои ресурсы для всех. Еще не выработаны капиталом способы и методы привлечения знаний и опыта всех желающих для разработки проектов производства или обеспечения функционирования уже действующего материального производства, но с развитием технологий и это станет естественной и необходимой организацией эффективного производства.

Естественное исчезновение классов будет обусловлено переходом капиталистов и всех остальных на новый более эффективный способ производства в основе которого будет лежать обобществленные средства производства. Монополия капитала, как и монополия его государства никуда не исчезнет, а будет существовать вместе с развивающимся новым способом производства. В одних местах эта монополия будет сопротивляться, и классовые конфликты и бои несомненно будут происходить и между наемными работниками и капиталистами и между свободными людьми желающие свободно использовать общественные ресурсы все еще контролируемые частным капиталом. В других местах все будет иначе, потому что сам частный капитал перейдет на новую организацию производства стремясь упразднить и монополию частного капитала, а вслед за ней и само государство буржуазии, ослабляя его всячески через передачу функций организации общественной жизни в общественные организации на местах.

Непременным условием такого перехода будут служить новые технологии организации производства, которые будут подстроены под максимальное использование знаний и опыта как можно большего числа людей. Разделение труда на умственный и физический труд будет упразднено в доминанте умственного труда, а физический труд будет уникален и будет противостоять умственному труду, как элитный труд наиболее талантливых людей. Труд строителей никуда не исчезнет, как не исчезнет разнообразие человеческой деятельности вообще, но организация этой деятельности будет другой.

В теории марксизма при разработке перехода к социализму встал вопрос: каким образом отдельные коллективы рабочих, трудящихся став обладателями средств производства смогут отказаться от капиталистической конкуренции между собой, объединившись для планового созидательного труда? Маркс предполагал ассоциацию свободных тружеников. Сознательные рабочие, обладая средствами производства собственных фабрик и заводов, начнут сознательно объединяться в свободные производственные ассоциации и таким образом объединят все коллективы в одну вначале национальную, а затем и мировую ассоциацию свободных людей. Такое наивное представление о процессе обобществления и породило уродливую капиталистически-феодальную советскую монополию ничего общего с социализмом не имеющую. Социалистическая ассоциация свободных тружеников предполагает свободное объединение для решения производственной или иной общественной задачи, как и свободный выход любых членов этой ассоциации из общественной деятельности.

Некоторые рассуждения относительно свободной ассоциации свободных тружеников.

Свободные труженики объединили свои знания и опыт для производства автомобилей в Детройте. В эту свободную ассоциацию вошли другие производители, которые дополняют своим трудом (сырье, материалы, комплектующие) создание эффективного и общественно необходимого средства передвижения. К ассоциации присоединились все, кто обслуживает автомобильное производство в Детройте. Это энергетики, местные производители продуктов питания и т.д. Другие свободные люди, где бы они не находились, могут присоединиться к делу своими капиталами через различные формы финансового участия. Но к этой ассоциации нет надобности присоединять макаронную фабрику во Владивостоке, так как она не сможет эффективно обеспечить свежими булочными изделиями рабочих ассоциации в Детройте. Это игнорировали горе-советские "социалисты", а на самом деле новые феодалы- капиталисты, когда в стремлении к власти и монополии на весь общественный продукт, они закабаляли все коллективы трудящихся советской страны. В реальном социализме ассоциации будут создаваться и распадаться, если в этом больше не будет необходимости. Только общественная необходимость и производственная эффективность будут определять величину и целесообразность того или иного объединения или ассоциации.

полный текст со ссылками читайте на сайте Капитал