Путь еретика или Философия Единения. Предисловие

Владимир Танцюра
ISBN 966-693-131-1
Изд. “Відлуння-Плюс”, Черкассы,
Все права защищены.
При цитировании ссылка на книгу обязательна.

                Светлой памяти
                Иоанна-Павла ІІ
                и
                Александра Меня


                ***

                Если для одних вы будете ортодоксом,
                то для других — еретиком (Д.Толанд)



Оглавление:

Предисловие

Часть 1. «Кто ищет, вынужден блуждать...»

О ветрах перемен
Об аксиомах и точках опоры
О любви, дружбе и справедливости
О воинской дружбе, мудрости и чести
О свободе и свободном выборе
О спасении души и противоречиях
Пределы познания и научный мистицизм
О вере и религии
Атеизм

Часть 2. О поиске истины и противоречиях

Есть ли в Библии противоречия?
Метафоричность Библии и высказываний Иисуса
О спорах в христианстве
О разделении и единстве
О библейском каноне
Об Учителях и пророках
О ереси и инакомыслии
Ересь Толстого и «толстовство»
        О непротивлении злу насилием
        Толстой и Писание
Немного об образах и терминах

Часть 3. Отец, Сын и …

Бог
        «Бог есть Дух…»
            От создания Земли до Великого потопа
            От Великого потопа до Иисуса Христа
            Об Отце, Сыне и Святом Духе
        Один ли Бог на протяжении истории человека? Эволюция человека
            Бог-Творец
            Иегова (Яхве)
            «Отче наш, сущий на небесах!»
Иисус Христос — человек или Бог?
        Античные историки об Иисусе Христе и христианстве
        Рождение Иисуса
        Миссия Иисуса
        Поцелуй Иуды: предательство или…
        Десять заповедей Ветхого Завета и заповеди Христовы
        О жизни, смерти и «пропасти вечности»
        Все мы должны стать Сынами Божьими
        «… никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
             Буддизм
             Ислам
        О терпимости к другим верованиям

Часть 4. Человек

Триединство природы и триединство человека
        Представления о душе у античных философов
        Философы средневековья о душе и теле
        Библия о духе, душе и теле
        Противоборство духа и плоти
Философия о природе человека
        Философия Запада и философия Востока
        Эволюция представлений человека о своей природе
        Гностицизм
        Мистицизм в истории
        Философия Востока о природе человека

Часть 5. За гранью видимого

О справедливости и наказании
О «блуждающих душах»
О прощении грехов
Метемпсихоз или реинкарнация
        «Атомы жизни» и их эволюция
        «По образу и подобию»
        О доказательствах
Рождение, жизнь... А что дальше?
        Эволюция жизни
        Инстинкты, сознание и внесознательное
        Мозг и память
        Внефизический мир и психика человека
        Рождение и тонкие тела человека
        Задачи земной жизни
        Испытания и страдания
        Добро и зло
        Опыт
        Грехи и добродетели
        Воспитание и наказание
        Уход
        Страшный Суд
        Рай и ад
Противоречит ли теория реинкарнации христианству?


Каким образом образовалась Земля, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой? Откуда я происхожу? Где я нахожусь? Какова природа того, что я вижу? Какова природа всех этих блестящих фантомов, зрелище которых меня прельщает? Был ли я прежде, чем начал свое существование? Буду ли, когда меня больше не будет на свете? Какое состояние предшествовало ощущению моего существования? Какое состояние наступит вслед за исчезновением этого ощущения? Всего этого никогда не будут знать величайшие гении; они будут с философским видом молоть вздор, как это делал и я… (Б.Франклин)
   

         ПРЕДИСЛОВИЕ
         
         Каждое философское или религиозное учение имеет свои определенные догмы, доктрины, установки, взгляды на тот или иной вопрос и пр.

         Но есть некая аксиома, центральная мысль, на которую словно на стержень нанизываются остальные утверждения. Эта аксиома является неким общим связующим для всей системы взглядов, несмотря на то, что при детализации и расширении конкретного мировоззрения или учения, оно может существенно удалиться от других мировоззрений или учений.

         Так Иисус Христос только в одной фразе выразил всю суть ветхозаветной праведности: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мат. 7:12).

         Суть различных учений, центральное место в которых занимает человек и его отношения к другим людям, богам, тоже можно выразить одной короткой фразой:

         «Христианство: Не желай ближнему того, чего себе не желаешь.

         Буддизм: Человек должен принять к сердцу пять добродетелей в отношении к друзьям и членам семьи — быть великодушным, вежливым и благожелательным, относиться к другим так же, как и к себе, и чтобы красивые слова не расходились бы с делами.

         Индуизм: Не делай никому того, что причинило бы тебе боль.

         Ислам: Ни один из вас не является верующим до тех пор, пока он не пожелает брату того же, что и себе.

         Иудаизм: Не делай другим того, что бы и тебе причинило боль.

         Таоизм: Относись к удачам своего соседа как к своим и относись к потерям своего соседа как к своим собственным» (Б.Крим, «Учения Вечной Мудрости»).

         Конфуцианство: Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали.

         Зороастризм: Только та природа хороша, которая не делает другим то, что плохо для нее самой.

         Джайнизм: В радости и страдании, в счастье и горе нам следует относиться ко всем существам так же, как к самим себе.

         Сикхизм: Каковым ты считаешь себя, таковым считай и других. Лишь тогда ты сможешь стать полноправным обитателем рая.

         Эти чрезвычайно простые и незамысловатые, но емкие утверждения со временем обрастали сложными культами, обычаями и ритуалами, которые постепенно оттесняли и заменяли их сущность внешней атрибутикой и религиозно-философской схоластикой.

         Буддизм, как религия, философия, учение, данное Буддой, к началу 1-го века новой эры  постепенно разделился на два несколько различных направления: хинаяну и махаяну, из него выделились дзен-буддизм, как эзотерическая и мистическая философия, и ламаизм, как попытка вернуться к истокам первоначального учения Будды и др.

         Ислам также разделился — на шиизм и суннизм, четыре школы в суннизме и множество мелких сект и направлений. А все потому, что распространяться ему пришлось на территориях, уже имевших к тому времени свои представления и верования. Приходилось адаптироваться. Ислам вследствие своей веротерпимости не требовал обращения людей в свою веру, но вновь обращенным предоставлял ряд привилегий.

         Христианство само очень разрознено и распылено: католики, православные и протестанты ведут между собой порою непримиримую борьбу.

         Даже крещение Руси было настолько неоднозначным, что до сих пор не утихают о нем споры историков. Кто же был первым христианином на Руси — Владимир или княгиня Ольга? Так ли уж была необходима насильственная христианизация русичей под руководством князя Владимира с повсеместным осквернением капищ еще вчерашних грозных богов: Перуна, Ярилы, Стрибога, Лады?

         Убийства язычников новоиспеченными христианами тогда совершенно не являлись чем-то предосудительным. Даже один из первых христианских святых Глеб собственноручно расправился с волхвом, лишив его жизни.

         В очень примечательном документе под заковыристым названием «Православный противокатолический (!!!) катехизис» подробно описывается, почему православная вера лучше католической. Скажу прямо: сильная аргументация в пользу православия полностью уравновешивается его слабыми сторонами, а большинство спорных вопросов, существующих между двумя основными ветвями христианства и приводящих верующих к состоянию взаимного неприятия — начисто нивелируют любые преимущества.

         В ходе реформации в 16 веке от католической церкви откололся протестантизм. Адвентисты, баптисты, мормоны, епископальные церкви, лютеране, свидетели Иеговы и многочисленные церкви Христа — возникли, порой, не от хорошей жизни. Сам факт, что люди идут в них массово, свидетельствует о том, что часто ни у католиков, ни у православных они не могут найти то, к чему стремятся душа и сердце.

         Яркие призывы на манер «Вот грядет Второе Пришествие, но только члены нашей церкви могут рассчитывать на спасение!», «Царствие Божие не на каких-то там небесах, а здесь, на земле, но только по членским билетам», «Вас обманывают, братья и сестры, райские наслаждения и вечное блаженство оптом и в розницу, только у нас! Торопитесь. Количество мест в раю ограничено!», «Только у нас эксклюзивная истина из первых рук!» ставят людей в цейтнот. И затронутая некая одна струнка души некой цитатой, лозунгом, густо замешанная на обычных человеческих противоречиях и врожденной жажде исключительности уже звучит все громче и громче: «Вот она, истина, только мне она открылась! Все остальное — обман и ложь!»