Царствование, властвование, управление

Владимир Гольдин
 
 Царствование, властвование, управление.

Ещё Платон и Конфуций задумались о наилучших формах правления, но они не шли дальше умозрительных концепций. Что не помешало конфуцианству до сих пор влиять на практику управления в Китае.
 Гораздо глубже и полней концепции еврейских мудрецов изложенные в Поучении Отцов и ТаНаХе и Талмуде. Но их ещё нужно суметь перевести на язык современных реалий и реальных проблем? текущих мимо нас событий. Устная Тора, к сожалению, перестала быть устной, то есть говорящей сегодняшним языком современным людям о способах решения стоящих перед ними проблем. Но как говорил до ужаса известный товарищ: "Сдвиги есть – успехи будут".
 Факты говорят внятно, что реально править может не один человек и не весь народ, а некоторая правящая элита. Это понимали не только Платон и Конфуций, но ещё древневосточные Урукагина и Хамураппи, жившие как известно задолго до них.
 А первыми, кто построил концепцию элит, ссылаясь на опыт наблюдения за реальными событиями, были Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг.
  Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества, развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму.
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854 — 1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).
Вильфредо Парето (1848 — 1923) определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
Роберт Михельс (1876 — 1936). причины невозможности демократии объяснял. перерастание демократии в олигархию психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Будучи социалистом, Михельс был озабочен тем, что либеральные и социалистические партии Европы, несмотря на лозунги о поддержке самого широкого участия масс в политической жизни, в действительности зависели от воли кучки «вождей» в той же степени, что и консервативные партии. Он пришёл к выводу, что стремление к олигархии заключено в самой природе социальной организации..

 Сейчас в теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
• правовой подход;
• политический подход;
• менеджеристский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления — является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
• следования принципу верховенству права (правовой подход);
• следования воле народа (политический подход);
• следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджеристский подход).
Все эти три подхода представлены в Талмуде в виде примеров логики решения правовых проблем. Логики учёта желаний народа. А заповеди направлены именно на получение "нужного социально – экономического результата", а именно народа высокого качества. Народа живущего вполне благополучно и материально, но именно за счёт своего высокого качества.
Хотя концепции Талмуда куда более содержательны, чем натурфилософские концепции Аристотеля. Платона и Конфуция, но и они недостаточно содержательны, чтобы ответить на все сегодняшние вопросы. Даже Шломо не смог создать структуру управления, исключающую распад государства и как следствие его гибель. Увы, думать и разрабатывать структуру и технологию управления надо в каждом поколении в сильной степени заново.
 Теоретики управления именно этим и занимаются. После всех перечисленных выше был ещё А.Файоль «Общее и промышленное управление» (1916 г.), Л.Уайт «Введение в науку государственного управления» (1926 г.). Были работы Г.Форда, Ф.Тейлора, Г.Гантта, Ф и Л.Гилбретов, Г.Эмерсона. «Новый менеджеризм» в Великобритании 1970-х – 1980-х гг. «Революция менеджеров» Дж.Бернхейма и развитие идеи появления класса менеджеров, осуществляющего руководство и контроль над экономикой и политикой в государстве. Внёсли свою лепту Норберт Винер с его Кибернетикой. и Берталанфи с его теорией больших систем. Барак и Натанеягу это всё учили. Но для большинства правящих членов и министров это тёмный лес. В действительности очень часто управляли таки менеджеры, то есть управляющие, а не царствующие и властвующие. Самая известная история о фараоне, поручившем управление страной рабу Иосифу. Барин в России поручал управление усадьбой управляющему, хотя его дворянские предки получали дворянство и владения за успешное участие в делах государства (прежде всего руководство военными действиями).
 Увы, власть имущие элиты кончают борьбой за власть и богатство. Теряют способность управлять и гибнут. То что правительство может существовать не управляя, хорошо видно на примере нынешнего правительства Израиля. Оно не дееспособно, но экономика процветает. Ею просто не правительство управляет. Теоретики не озаботились разработкой технологии борьбы за власть и приёмами извлечения личной выгоды из господствующего положения. Это передаётся как фольклор, и фиксируется в полицейских протоколах и, реже, в литературных произведениях. Вот и выходит, что теория управления строится для честных людей, для альтруистов. Это заметил Фукуяма – аналитик корпорации РЭНД. Чтобы честные люди, во власть не рвущиеся, могли справляться с мафиозными структурами, присасывающимися к телу народа,
 должны существовать общественные организации, хоть кружки художественного чтения или союз собаководов. Народ не должен превращаться в толпу одиноких людей.

  Если глянуть на историю России, то разве что Иван Грозный и Петр Первый не только царствовали властвовали, но и управляли. Екатерина несомненно царствовала и в значительной степени управляла. А вот власть реально принадлежала дворянству и они заставляли Екатерину, немку не имеющую твердой опоры иной, кроме дворян, заставляли её расширять крепостное право и другие вольности дворянства. Стали, конечно, властвовал, но управляли при нем Берия и евреи. У меня есть даже конкретный пример как это происходило. Случилось Сталину в 1939 году ехать по Садовому кольцу. Там тогда ходил трамвай любовно именовавшийся Аннушкой. Да тот самый булгаковский трамвай, отрезавший голову Берлиоза. Машина Сталина нехорошо споткнулась о рельсы. Сталин буркнул и довольно громко:
 – Чтоб к утру этих рельс здесь не было.
Кому он буркнул, не помню, но вызвали на дело Иосифа Гобермана. Кем-то он уже был в транспортном управлении Моссовета.
 – Иосиф, – спросили его. – Что тебе нужно, чтобы к утру убрать рельсы.
– А на подумать сколько времени дадите.
– Дольше будешь думать, меньше времени останется до утра.
Увы, я не знаю сколько он думал, но пришел со списком. Все получил и утром ошалелые москвичи вместо «Аннушки» увидели гладкий асфальт. А Гоберман получил высокий пост.
  Справка.
    Гоберман Иосиф Михайлович (1905-1983)
   Транспортник. Герой Социалистического Труда. С 1939 года возглавлял Управление грузового и пассажирского транспорта г. Москвы. В 1955 году он предложил объединить разрозненный транспорт общего назначения (4534 автохозяйств), централизовать перевозки грузов, обеспечить плановость и рациональность грузопотоков. Так был создан "Главмосавтотранс" (ныне "Мосавтотранс"), которым Гоберман руководил до конца своих дней. Скончался в 1983 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (10 уч. 1 ряд).

 Кстати евреи не автоматически такие умные организаторы . В Иерусалиме уже десять лет строят единственную линию трамвая. Для узких улиц Иерусалима это, по-моему, изначально вздорная идея. Неудобства уже есть много лет и не малые, а ездить на этом красивом трамвае гражданам все ещё нельзя. Ну, нету над строителями дубины, а ещё лучше меча Дамоклова. Иными словами, власти нет.

 Задумываясь над таким феноменом ну как тут не воздать хвалу антисемитам.
Я вам точно говорю, без антисемитов еврейский народ давно бы исчез с лица, если не Земли, то с лица истории точно. Я сам давно бы жиром заплыл и умер от инфаркта, если бы не читал регулярно Борю Миронова, бывавшего у меня в гостях в семидесятые годы. Он тогда был ещё никем, но придирался ко всему, что я делал, побуждая меня делать это лучше. Спасибо ему, с его подначки я три медали заслужил за свою работу. За его успешную работу в этом направлении Борю Миронова другие антисемиты зачислили в тайные евреи. Явно же среди антисемитов не только злобные дураки встречаются. Если же умных не евреев на эту грязную работу вдруг оказывается не достаточно, то за дело берутся евреи. Вспомните Торквемаду, Хомского или Шафаревича. Мне кажется, что Всевышний задумав сотворить Избранный Народ, Часть этой неблагодарной работы возложил на антисемитов.
И ОНИ ПОСТАРАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ НАРОДА СЧИТАВШЕГОСЯ ХИЛЫМ САМЫХ СИЛЬНЫХ ИМЕНО В ВИДАХ СПОРТА НУЖНЫХ ДЛЯ САМОЗАЩИТЫ.
Фехтование. В этом виде спорта евреи добивались значительных побед. В период с 1896 по 1968 гг. 34 еврейских спортсмена завоевали 71 олимпийскую медаль (38 золотых, 20 серебряных и 13 бронзовых). Особенно отличились евреи Венгрии, СССР, Бельгии и Франции. Олимпийскими чемпионами в фехтовании на шпагах в личных соревнованиях становились П. Анспах (1882–?) из Бельгии (1912 г.) и Г. Крисс из СССР (родился в 1940 г.; 1964). В командных соревнованиях в 1912 г. победу одержала команда Бельгии, состоявшая почти полностью из евреев (П. Анспах, А. Анспах, Ж. Окс, Г. Сальмон), в составе команды Франции, победившей в 1908 г., евреев было двое (А. Липман и Ж. Стерн). А. Липман был и в составе команды, победившей в 1924 г. В фехтовании на рапирах К. Неттер (Франция) стал олимпийским чемпионом в командных соревнованиях в 1952 г., М. Мидлер (родился в 1931 г., СССР) побеждал дважды (1960 и 1964 гг.). Особенно много побед у еврейских спортсменов в фехтовании на саблях. Две золотые медали в личных соревнованиях на счету у Е. Фукса (1882–1954; Венгрия, 1908 и 1912 гг.), одна — у его соотечественника Э. Кабоша (1906–44; 1936). Венгерская команда саблистов, не раз побеждавшая на Олимпиадах, почти полностью состояла из евреев: Е. Фукс, О. Герде, Л. Веркнер — 1908 г.; Е. Фукс, О. Герде, З. Шенкер, Л. Веркнер — 1912 г.; Ш. Гомбош (1895–?), А. Печауэр (1904–44) — 1928 г.; Э. Кабош, А. Печауэр — 1932 г.; Э. Кабош — 1936 г.


В 1960-е гг. в фехтовании на саблях сильнейшей на Олимпиадах была советская сборная. В ее состав входили евреи: М. Ракита (родился в 1938 г.), Я. Рыльский (родился в 1928 г.) — Олимпиада 1964 г.; Э. Винокуров (родился в 1942 г.) — Олимпиада 1968 г.
   Тут я вспомню любопытный эпизод из собственной жизни. Мы с русским коллегой  обходили московские проектные  институты как раз в канун дня победы. Везде выставлены на стендах  сотрудники  герои войны. По большей части евреи в орденах и с погонами. Потрясенный засильем евреев фронтовиков коллега буркнул:
 –   Ну и что, шашками же они не махали.
 Он был выше меня на голову и килограмм на 15 тяжелее. По делу он пытался заставить меня подписать ему акт о завершении работ, хотя работа не была завершена. Я его послал. Заперли они с подчиненным немцем меня в комнате института и давай силой заставлять подписать акт. Я ему за это чуть голову не открутил. Шашкой в детстве  я тоже  махал, но борьбой занимался, в том числе самбо вполне по взрослому..

  У женщин соревнования проводятся только в фехтовании на рапирах. Чемпионками Олимпийских игр были венгерские рапиристки Илона Элек (1936, 1948) и Ильдико Уйлаки-Рейте (родилась в 1937 г.; 1964 г.,  первые места в личных и командных соревнованиях).

  Среди призеров Олимпиад — Н. Эрмитаж (родился в 1907 г.; США), А. Аксельрод (родился в 1921 г., США), И. Дрейфус (Франция), О. Хершман (Австрия), А. Джей (Великобритания), А. Муяль (Франция), И. Осиер (Дания), Э. Зелигман (Великобритания), Д. Тышлер (СССР) и И. Витебский (СССР).

  А теперь про драки и соответственно о боксе. Со шпагой теперь мало кто по улице гуляет.

  В конце 18 в. в Англии — родине современного бокса — самым знаменитым боксером был Д. Мендоза (1764–1836), в 1792–95 гг. он считался некоронованным чемпионом мира в тяжелом весе. С начала 20 в., когда проведение боев за звание чемпионов мира в различных весовых категориях стало традицией, еврейские боксеры получали на них высшие титулы. Чемпионами мира среди профессионалов были в наилегчайшем весе: И. Шварц (1900–1988; США) — 1927–29 гг.; В. Перец (1911–42; Франция, уроженец Туниса, погиб во время Катастрофы) — 1931–32 гг.; в легчайшем весе: Г. Харрис (1880–1959; США) — 1901–1902 гг.; Э. Гольдстейн (1898–1977; США) — 1924 г.; Ч. Розенберг (1902–76; США) — 1925–27 гг.; Р. Коэн (родился в 1930 г. в Алжире; Франция) — 1954–56 гг.; А. Халими (родился в 1932 г. в Алжире; Франция) — 1957–59 гг.; в полулегком весе: Э. Эттел (1884–1970; США) — 1901–12 гг.; Л. Каплан (1902–70; США, родился в России) — 1925–27 гг.; Б. Басс (1904–75; США; родился в Киеве) — 1927–28 гг.; Ф. Бенишу (Франция) — 1989 г.; в легком весе: Б. Леонард (Лейнер; 1896–1947; США) — 1917–25 гг.; Э. Зингер (1907–61; США) — 1930 г.; в полусреднем весе: Т. Льюис (Г. Менделофф; 1893–1970; Англия) — 1915–19 гг.; Д. Филдс (Финкелстейн; 1908–87; США) — 1929–30 гг., 1932–33 гг.; Б. Росс (Разовски; 1909–67; США) — 1934–38 гг.; в среднем весе: Э. Мак-Кой (А. Рудольф; 1894–1966; США) — 1914–17 гг.; Б. Джеби (М. Жебалтовски; 1907–85; США) — 1932–33 г.; С. Кригер (1909–64; США) — 1938–39 гг.; в полутяжелом весе: Б. Левински (Лейбович; 1891–1949; США) — 1916–20 гг.; М. (С.) Розенблюм (1904–76; США) — 1930–34 гг.; Б. Олин (1908–56; США) — 1934–35 гг.; М. Россман (США) — 1978 г.
Чемпионами Олимпийских игр становились С. Бергер (1884–1925; США) в тяжелом весе (1904), С. Мосберг (1896–1967; США) в легком весе (1920) и Д. Филдс (США) в полулегком весе (1924). Бронзовыми призерами Олимпиад были М. Херсковиц (Канада), Г. Исаакс (Южно-Африканский Союз), Г. Девайн (США), Н. Бор (США) и В. Зильберман (Румыния).


Среди советских боксеров чемпионами и призерами чемпионатов СССР становились Н. Штейн, Л. Сегалович, А. Грейнер, Л. Шейнкман, Э. Кауфман, В. Коган и др.