Русский-Меч ч1. Последние дни Византии г14. Лабири

Олег Широков
Русский-Меч
Часть1. Последние дни Византии
Глава 14. Лабиринт


     Византии пришли очень скоро. Теперь все они были облачены в османские брони. Непривычной формой османские щиты и мечи они держали в руках не очень ловко.
-Умеешь биться, Савва! – сказал Олия, оглядев место боя – Ещё четыре жизни отнял.
-Было бы франков больше – может быть, и не сдюжил.
-Веди нас! Теперь ты у нас командир!
     Савва махнул рукой и повёл отряд по подземной галерее. Вскоре они подошли к тому складскому подвальчику, который сотник осматривал в день штурма.
-Здесь где-то есть ход, - сказал Савва Олии.
-Знаю. Под лестницей. Эй, ну-ка, поднимите её!
     Византии поддели мечами нижнюю ступеньку и неожиданно легко подняли лестницу, которая оказалась незакрепленной снизу. Под ступенькой открылся проём лаза.
-Темно там. Факел нужен, - сказал один из воинов, заглядывая в проём.
     И тут же две стрелы метнулись снизу и впились ему в лицо.
-Ах, вы, крысы! – крикнул Олия и, не раздумывая прыгнул в тёмный проём.
     За ним, оттерев Савву, начали спрыгивать другие византии. В подвале послышался короткий шум схватки, и всё снова стихло.
-Живого мне хоть одного! – запоздало крикнул Савва.
     Он снял со стены два горящих факела и спустился вниз. Здесь был широкий коридор, шагов семь в ширину. У ног стоявших вкруг византиев лежали два мёртвых самострелчика.
-Смертники. Значит, Исидор ещё недалеко, - сказал Савва - Куда по этому проходу они могли уйти?
-Ход ведёт к гавани, - ответил Олия – Боковых ответвлений у него я не знаю. Теперь нам надо идти осторожнее. На месте Исидора основной отсечный отряд я бы оставил здесь.
     Выстроившись в колонну, загородившись спереди щитами, отряд пошёл по следам, оставленным рунитами на пыльном булыжнике.
     Перед каждым поворотом воины теснее сдвигали щиты, чтобы не попасть под очередную предательскую стрелу.
     В какой-то момент шедший в первой шеренге Савва начал отчетливо слышать далекий шорох шагов, не перекрываемый топотом ног его отряда. И вдруг, когда они приблизились к очередному повороту, шум шагов впереди стих.

-Осторожнее! – крикнул Савва – Щиты держать!
-Здесь должен быть подземный ручей, - сказал Олия - В том месте проход шире.
     Они вышли за поворот и тут же встали. В десяти шагах от поворота, коридор проходил через круглый зал, в полу которого по неглубокому каналу, из стены в стену, тёк подземный ручей. Заполняя пространство зала, дорогу перегораживала фаланга из четырех десятков франкских воинов. Это было устрашающее зрелище. Франки стояли молча, в две шеренги, уставив вперёд тяжёлые копья. На каждом щите была выписана какая-нибудь гордая надпись. Это были уже не простые воины – рейтары дворянских родов.
-Назад, шакалы! – крикнул командир франков, коренастый бородач с тяжёлой палицей в руке - Не идти вам здесь!
-Раз не нападаешь, хотя нас вдвое меньше - значит, узнал императорских «бессмертных»! - усмехнулся Олия – Лучше отойди подобру! Не ты наш кровник!
     Бородач посмотрел исподлобья и покачал головой.
-Нам не взять их так, - тихо сказал Савва Олии – Надо стрелами фалангу их раздвинуть!
     Олия коротко кивнул, крикнул своим воинам:
-Самострелами бить!
     Одиннадцать византийцев, у которых за спинами висели отбитые у фраков самострелы, быстро подняли их к груди и дали залп в упор. Пробив деревянные щиты и франкские брони, стрелы сбили на пол семерых франков.
-Ну, вперед, руниты! – крикнул Олия – У нас много стрел! Всех вас сейчас перебьём!
     Повинуясь команде бородача, строй франков двинулся вперед, намереваясь опрокинуть линию врагов. Но, против всякого правила, воины Олии, приняв щитами удары тяжёлых копий, не отступили. Они дружно ударили локтями во франкские щиты и ворвались в шеренгу врагов.
-Этому я сам гвардейцев учил! – сказал Олия Савве – Добрый прием!
     И он с мечом наперевес бросился в схватку.
     Очень быстро линия франков распалась, и отряды смешались друг с другом. Теперь преимущество перешло к более умелым в мечевом поединке византиям. Бой вне строя требовал от воина особого мастерства, которому во франкских орденах всерьёз не учили.
     Второй раз за последние два дня отряд императорской стражи схлестнулся с превосходящим его по численности франкским отрядом. И снова не смогли франки пересилить лучших воинов Византии.

-Живого мне одного! – крикнул Савва союзникам.
     Но воины императора по-прежнему били франков без жалости. Никто из византиев не расположен был брать пленных, тем более, что и франки сражались отчаянно, сумев после первой же сшибки уложить на пол пятерых нападавших.
     Савва растолкал загораживающих ему дорогу союзников, с короткого разбега бросился под ноги франков, опрокинув нескольких. Он рубанул по коленям командира рунитов и вытащил его за шиворот из кучи сражающихся.
     Бородач хрипел от боли, но боролся изо всех сил. Оказавшись вне сечи, он продолжал сопротивляться, не давая себя перевязать. Византии навалились на него со всех сторон, и только после этого им удалось его связать и перетянуть ему раны кожаными поясами.
-Где Исидор? – крикнул Олия, ударив пленника плашмя мечом, и тут же нажал ему ногой на рану. Франк завыл, дернул челюстью и вдруг затих. Из его рта потекла тёмная кровь.
-Вот как: язык откусил! – покачал головой Олия – От боли умер, чтобы не предать!
-Убил себя. Как и тот у лестницы. Да, эти руниты сильны! - сказал Савва.
     Он взял в левую руку кинжал, перехватил меч остриём вниз и двинулся к стене зала, рубя стоящих на пути франков. Олия пошёл следом, прикрывая ему спину. Вдвоём они были, как таран.
     К тому времени, когда они пробились к выходу из зала, лишь десять франков ещё оставалось на ногах. Против семерых византиев.
-Если не сдадутся – бейте их без пощады! – крикнул союзникам Савва.
     Прихватив факелы, он и Олия побежали по подземелью дальше.
-Золотое руно! - раздался сзади истошный вопль.
-Теперь франки умрут быстро! – прорычал Олия – Хорошо, что они не сдались!
     После нескольких схваток последнего часа Савва основательно взмок, но усталости не чувствовал. Наоборот, кажется, каждый бой только увеличивал его силы.
     Теперь сотник был уверен, что засада их впереди уже не ждёт- Исидору не было смысла ослаблять отсечный отряд, разделяя его.
     Они долго бежали шаг в шаг, осматривая коридор в свете факелов. Неожиданно, Савва увидел в стене небольшой провал. Часть каменной кладки обвалилась, открыв узкую щель, упиравшуюся в грунтовую стену.

-Что это? – пробормотал Савва, останавливаясь - Может быть, там проход?
-Да нет здесь боковых ходов!
-Ну, я погляжу.
     Олия кивнул и побежал вперёд.
     Савва опустил факел, осмотрел многочисленные следы ног на земляной крошке возле провала; затем провёл факелом вдоль щели. По её краям на камнях были видны свежие выщерблины, словно кто-то совсем недавно бил в неё увесистым топором.
     Савва втиснулся в щель, заглянул за каменную кладку и увидел ход. Ещё шаг, и он оказался в новом коридоре, узком, с низкими сводами. В свете факела было видно, что от этого коридора ответвляется много ходов. Найти здесь беглецов было невозможно.
     Неожиданно нога Саввы наткнулась на торчащую меж камней железную стрелу. Савва посветил вниз и увидел, что на её остриё насажена небольшая бумажка.
     Он поднес листок к лицу, осмотрел с обеих сторон. Это был неаккуратно оторванный уголок латинской Библии. Никакого текста на нём написано не было.
     Трудно было сказать, что означало это странное послание. Савва в сердцах сунул бумажку за пазуху; поднял факел, снова осмотрел коридор.
-Вот сила нечиста!
     Ясно было, что среди ближних убийцы императора был царский подсыл. Вряд ли стрела оказалась здесь случайно. Кто-то из людей Исидора хотел предупредить преследователей, что тот ушёл по этому ходу.
     Голос Олии позвал Савву издалека. Сотник пролез через пролом обратно и побежал к византию.
     Он нашёл его шагов через пятьдесят. Здесь ход кончался тупиком. В потолке коридора находилась полуоткрытая крышка лаза, сквозь которую были видны ночные звезды. К люку снизу вела деревянная лестница.
-Ну, пойдём, посмотрим! – сказал Савва.
     Вложив меч в ножны он взялся за ступеньки.
-Погоди, без меча нельзя! – остановил его Олия - Если там франки – легко нам головы срубят.
-Исидора мы упустили. Там, за провалом есть ещё один коридор. Только искать там без смысла. Ходов от коридора много.
     Держась за стену, Савва осторожно полез по трухлявой лестнице.


Русский-Меч Часть1. Последние дни Византии Глава 14. Лабиринт
http://russkiy-mech.ru/poslednie-dni-vizantii/glava-14.html