Питер. Начало действия 3-го закона. Первые полёты

Поправкин
               
(16  рассказ из 10600 или третий закон Ньютона  в жизни)

Я всю свою жизнь летал во вторых эскадрильях, а тут в первую засунули. Вторая эскадрилья была международной и я должен был ещё показать себя. Мой первый рейс был в Тюмень и первым Командиром был Никитич. Высокий и статный 50-ти с небольшим лет. Слухи о нём были не очень хорошими, но как мне сказали, что он любитель экономить топливо, а для меня это означало, что летать мы будем красиво.
Полёт состоялся 12 декабря и я даже немного волновался. Но всё по плану и вот уже пора снижаться.
Я выполнил расчёт и отдал его Командиру.
- Как снижаться будем? Снижаться можно было по скорости 600. Эта приборная скорость максимальная, чтобы самолёт не разрушился. Потом на 3000 метрах мы её гасим до 500, а затем по этой скорости мы снижаемся по 10 метров в секунду. Некоторые Командиры снижаются по 15-18 метров до 3000. Это быстрее, но некоторые предпочитают снижаться по 10 – нудно, но на 3000 скорость можно не гасить потому, что она больше 500 не будет. То есть она может быть и больше, если, конечно, Командир не будет следить за режимом двигателей, но в Архангельске таких Командиров я не видел.
- Считай по 15.
Я обрадовался. Никитичу не хватало только крикнуть “Банзай!“ Мы начали сыпаться по 25-30 метров, скорость мгновенно дошла до 600, после этого он начинает снижаться уже по 5, а только лишь скорость позволила, как вертикальная снова стала 20-25 и так до эшелона перехода, то есть плевать он хотел на 3000 метров, где мы можем снижаться по 500. Мы уже неслись на 600 километрах в час на высоте круга, то есть 500 метрах и что, было на уме у того Никитича, мне было непонятно.
Сели, поговорили и опять полетели. Если Никитич иногда и мог прислушиваться на снижении, то по поводу предлагаемых рубежей выпуска механизации, как и погашения скоростей, то тут он просто чихать хотел. Существовало только два мнения: его мнение, и мнение неправильное.
Числа 20-го, полетел с нами наш командир эскадрильи Т.А.Г. Полетели мы в Кривой Рог. В том самом Роге появился туман и нам пришлось уйти на запасной в Днепропетровск. Погода появилась лишь через 2 дня. То есть был туман, но видимость была уже 800 – можно было лететь, что мы и сделали.
Нас там так ждали, что курс дали на прямую и мы шли почти под 90 градусов к посадочному курсу.
Там, в Кривом Роге заходил Чехословацкий Ту-154 и диспетчер нас немного отвернул. Мы выполнили четвёртый разворот и уже были в глиссаде, но Ту-154 всё ещё был на полосе. Делать было нечего и мы стали уходить на второй круг. В соответствии с нашей технологией работы, Командир даёт взлётный режим, убирает колёса, а я при достижении скорости 300 докладываю об этом важном этапе и Командир даёт команду на уборку закрылок до 20 градусов и переводит самолёт в набор, а уже на 120 метрах и скорости в 330 километров в час, полностью убираются закрылки. При разворотах, с такими малыми скоростями крены должны быть не более 15 градусов.
Что было на самом деле.
Был установлен взлётный режим, и самолёт переведён в набор. Я кричу, что скорость 300, но мы уже в крене. По скорости изменения курса наш крен был явно больше 15, колёса были не убраны, как и закрылки, стоявшие в посадочном положении, то есть на 30(38)градусов. Сигнализация нервно орёт прямо в ухо, и вместо положенных 500 метров, мы взлетаем на 700. Потом, в хаотичном порядке начинают убираться шасси и закрылки, мы падаем на 500 метров, полностью нарушая схему захода, впопыхах выполняем второй разворот. Наконец, Никитич овладел самолётом, и сигнализация заткнулась. Дальше всё шло нормально и мы, наконец, сели.
После выключения двигателей воцарилась тишина. Интересно, что скажет Т.А.Г.
В Архангельске, я думаю, если бы второй пилот ТАК посмел уйти на круг, то разгневанный Командир, просто бы обломал штурвал о голову второго пилота, а потом этому нерадивому второму пилоту назначили бы пожизненный тренажёр.
Т.А.Г. только и сказал: ты, Никитич, что не слышал, как тебе штурман кричит скорость 300, что ты должен делать?
- А мне этот штурман говорит и когда закрылки и шасси выпускать, и вообще я с ним летать больше не буду…
Потом, из-за погоды, мы попали вместо Питера в Таллинн (простите меня, если я не дописал какую-нибудь букву) и лишь поздно вечером сели дома. Слева, кстати, уже сидел Т.А.Г.
На следующий день был разбор. Т.А.Г. сказал: “Мы все знаем Архангельскую школу штурманов и если вам штурман грамотно подсказывает, что нужно делать, то есть смысл прислушаться”.
Я подошёл к Т.А.Г. и поблагодарил его за сказанные слова, хотя и моя фамилия не была упомянута, речь, безусловно, шла обо мне.
Потом был Челябинск в 9 утра, с отсидкой там до 24 (кровати там были такие, что пришлось искать доску, чтобы спать горизонтально. А там уже и время лететь), а потом мы куда-то полетели в Новокузнецк или Кемерово, и оттуда обратно в Питер, с посадкой в Челябинске. В общем, всю ночь и кусок утра. Дома я был лишь около 12.
На следующий день к 9 на тренажёр, а к 21 уже с моим новым Командиром Павловым А.А. в резерв. Павлов мне очень понравился. Мы с ним сразу подружились и проболтали до 23, потом мои глаза начали слипаться, и я пошёл спать. Ещё не успел раздеться, как нам позвонили с АДП (аэродромно-диспетчерский пункт) с заданием лететь в Сочи и вывезти оттуда какой-то театр, который должен лететь в Германию на следующее утро. Ни дня без приключений, только и сказал я, и уже через 15-20 минут мы сидели в высланной за нами машине. Но заказчик не пришёл. Отбой, и мы уже в кроватях и через 30-40 секунд  розовый сон начал томно обволакивать меня.
Подъём, заказчик пришёл. Чертыхаясь, мы снова в машине. Около 2-ух и лететь не хочется, потому, что чертовски хочется спать! Мы взлетели только лишь около 4-х утра и около 7 сели в Сочи. В Сочи дождь, а в Питере снег –12! Мы в АДП. Орёт телевизор, а я смертельно хочу спать. Мы прилетели вне рейса и заправлять нас будут только по указанию начальника аэропорта, который придёт только к 9. Я это уже проходил и иду спать в профилакторий. Раньше 10 не взлетим. У меня есть 1,5 часа
 и я их использую по назначению. Все остались ждать, а я пошёл спать.
Профилакторий уже был платным, но мне разрешили платить потом. Кажется, я даже не раздевался.
…Меня трясли двумя руками, и радостная мысль с пробуждением пронзила меня: “Всех перехитрил, проспал не меньше 4 часов”. Я очень удивился, узнав, что спал лишь 15 минут!
С меня даже денег не взяли, но этих 15 минут мне хватило, чтобы долететь до Питера. Нас поставили на второй перрон, где Пулково 2 и обещали забрать на машине, но забыли про это. В результате я просидел в самолёте один, потому что мне надо было сдать служебный портфель с очень секретными документами, а все остальные, не имея секретных документов, ушли спать домой. Кстати, мы уже не летали с пистолетами. Спать вроде уже не хотелось, и я поехал покупать абонемент в бассейн, которые продавались у нас в штабе, иначе говоря, где все наши начальники сидят.
Дома я был только к обеду и сразу лёг спать. Папа говорит, что я проспал 14 часов после этого.
Работы было много, но я всегда выкраивал время, чтобы слетать в Архангельск и повидать Люду и Олю. Мне их не хватало. Этот 91-ый и начало 92-го были для меня нелёгкими.
Когда я был с ними в Архангельске, я постоянно мечтал о Питере, а стоило лишь
переехать, так начинал скучать о них и своих друзьях, оставшихся там. Везде хорошо, где нас нет!
Но, летом 92-го мои девчонки переехали ко мне, Оля пошла в первый класс и моя мама помогла Люде с работой. Жизнь стала налаживаться.
Вторым пилотом в нашем экипаже был Игорь А. Он родился в Челябинске, потом жил в Казахстане, потом Высшее Актюбинское Училище Пилотов. Чтобы туда поступить, Игорь устроился на подготовительные курсы и, работая в это время маляром, даже отморозил себе мениски, что целый год даже колени плохо гнулись, но медкомиссию прошёл, сжав волю в кулак, и училище закончил.
По распределению попал в Таллин (тогда он писался с одной буквой ”н“). В этом Таллине он летал вторым пилотом на Як-40 и вообще там было неплохо. Жена его была русская. У них родился сын. Потом к власти пришли лихие эстонские парни, объявили о своей независимости, добавили вторую букву ”н“ в названии города Таллинн и оккупантам из России стало плохо.
Ещё в 83-ем или 84-ом году мы возили туристов в славный город Таллин.
Таллин мне давно нравился и я решил узнать историю города в местном музее. Вот, что мне там рассказал эстонский экскурсовод.
На территории современной Эстонии жили племена Эстов. Ещё не было Таллинна, но то ли Тевтонцы, то ли Ливонцы, имея более мощную цивилизацию, насильно присоединили Эстов к себе.
Я думаю, что им очень приглянулся пляж Клогарант. Со временем Орден стал приходить в упадок.
И за бочку серебра был продан Ордену Ливонцев (Тевтонцев). А уже в веке 16-ом уже за две бочки серебра был перепродан Шведскому Королю Карлу. (Порядковый номер того Карла я позабыл. Ещё бы Южный берег Балтийского Моря!) Потом тот Карл вздумал воевать с Россией и Иван 4, он же Грозный, тот пляж забрал себе, и стала Эстляндия частью Российской Империи. Потом уже в 20-х она получила
независимость и таковою была до 39-го года, когда вынуждена, была войти в состав СССР.
Национальное сознание, дух свободы!
Игорю пришлось уезжать, так как смелые эстонские парни, заняли все ключевые посты. Выбран был Ленинград. Проблема была в жилье, и Игорь предпринял историческое и судьбоноснейшее решение, разведясь со своей женой и вновь женившись на женщине раз в 5-10 старше его. Вся любовь и заботы были теперь направлены на эту дышащую, на ладан женщину. Вдвоем со своей “экс-женой“ они ухаживали за ней и когда та представилась, квартира перешла Игорю. Были организованы её проводы в мир иной и ни один из бывших родственников покойной жены Игоря, не посмел сказать, что-либо плохое об Игоре и его настоящей жене, с которой он ухаживал за этой старушкой до последнего дня.
Настали иные времена и летая по бывшему СССР, вся экономия топлива сводилась к тому, чтобы заправиться топливом побольше там, где оно дешевле. Но я был всё равно поклонником “красивых“ полётов и старался экономить топливо,
что даже Игорь мне в задумчивости как-то сказал, что на день моего рождения они подарят мне целое ведро керосина.

Галопирующая инфляция, раздувая губы и щёки и растопыривая потные от жадности до народных богатств конечности хапала всё больше и больше. Народу уже нечего было есть, но ельциноиды с чубайсоидами продолжали своё малиновое шествие по развалинам некогда Великой Державы. Наша зарплата стала уже соревноваться с зарплатой водителей трамваев, а шестерки, подобно шевелящейся в куче дерьма деревенского туалета опарышам, нашими пассажирами.
Мы были вынуждены принять их правила, но за эти правила мы неплохо, иногда, с них имели.
А деньги, как известно, не пахнут.

Моей главной целью было ввестись на международные рейсы, а всё остальное придёт автоматически. Я очень рассчитывал заработать на квартиру в Питере. К этому времени у меня уже были все допуски, мне был уже 31 и я ещё кипел энергией, как кипит на плите чайник с водой. Я сообщил командованию о своём знании английского. Но удивительно было то, что мои знания были никому не нужны!
Олег Пименов, о котором я уже ранее писал, тот самый Олег, которому я помогал с английским, показал мне Диплом об окончании тех курсов,
что очень удивило меня. Зачем?
- А без бумажки, ты букашка, а с бумажкой человек! - был ответ.
Лично я бы спросил только одну фразу: ”Если погода будет хорошей, мы пойдём гулять!“
Мне лично было бы ясно, знает человек язык или нет. Но так думал только я.
Приходится сдавать экзамены. Поставили общую 4. Неплохо, учитывая тот факт, что экзамен длился около 3-х часов.
Я уже в эскадрильи у Т.А.Г.а. Понимая, что я без году неделя здесь, я сказал.
- А.Г., я закончил Госкурсы ин.яз-а и могу сдать экстерном все экзамены. Я не хочу никого расталкивать локтями, но вы будете знать, что я уже готов.
- Если сможешь, то сдавай! - был ответ.
Я и сдал.
Об этом выдающемся достижении было сообщено нашему Папе, командиру Л.О. и он, потрясая мне руку приговаривал, ну молодец! Мне было уже сообщено, что после М. будет моя очередь и я сохранил в памяти, что это номер 6. Я был очень рад и рассчитал, что ждать надо будет 2 года.