50. Совокупный спрос

Летописец Тёмных Переулков
Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителя на потребительские товары и услуги предприятий, а также на инвестиционные ресурсы. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм. 
Совокупный спрос сумма всех индив-ых спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг ( т.е. реальный объём производства ), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
Покуп-ми на рынке благ являются четыре макроэк-ских субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Существуют две основные версии обоснования совокупного спроса: кейнсианская  yD = C (y+) + I(R*+ ,i- ) + G + NE(;- ,y- ) , неоклассическая yD = C(i+ ) + I(r+ ,i- ) + G + NE(;- ,i+ ),где NE = E - Z - чистый экспорт. Ценовые факторы.Именно ц-е ф-ы объясняют убывающий характер завис-ти величины сов-го спроса от роста цен.Первый из ценовых факторов - эффект процентной ставки. Если в обществе денежная масса остаётся постоянной, то рост цен может привести к пов-нию процентной ставки.Увел-е проц-ой ставки можно рассм-ать как рост цен на Альтер-ое использование денег.Далее рассмотрим фактор, называемый эффектом богатства.Действие этого фактора связано с покуп-ной спос-ью денег. Повыш-е уровня цен приводит к снижению покуп-ой спо-сти денег, т.е. на ту же сумму потребитель покупает меньший реальный объём производства, что приводит к снижению реального ВНП.И последний ценовый фактор - эффект импортных закупок. Здесь рассм-ся соотн-ие между уровнем цен на импортные товары и уровнем цен на отеч-ую продукцию. Возможны три варианта данного соотношения.
Хотя к факторам совокупного спроса можно отнести демогр-кие процессы, геогр-кие особ-ти,нац-ые и истор-ие традиции, имущ-ную диффер-цию населения, но они не будут опред-ими. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые. Рассмотрим их подробнее.
Неценовые факторы.Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса. Первый неценовый фактор - изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Второй фактор - инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса - государственные расходы ( прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора ) на закупку готовых товаров и услуг и чистый экспорт. В последний входят доход зарубежных стран ( прямая зависимость )и курсы иностранных валют
Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Совокупное предложение обычно приравнивается к внутреннему валовому продукту.
Совокупное предложение (aggregate supply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП).
Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.
Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.
Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Форма кривой по-разному интерпретируется в кейнсианской и классической экономических школах.


Совокупный спрос и совокупное предложение Макроэкономика изучает спрос и предложение, но уже не на определенные товары и услуги, а как интегральные понятия. Не просто спрос, а совокупный спрос, т.е. реальный объем национального производства, который потребители (физические лица, фирмы, государство) готовы купить при сложившихся уровнях цен. Не просто предложение, а совокупное предложение, т.е. общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при сложившихся уровнях цен.
Совокупный спрос и совокупное предложение - агрегированные показатели.
Совокупный спрос в масштабах общества складывается из 4-х слагаемых:
> потребительский спрос на товары и услуги;
> инвестиционный спрос;
> государственные закупки;
> чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).
AD= C+I+G+X, где соот-но: совокупн спрос, потребительский спрос домохозяйств, инвестиционный спрос, госуд закупки, чистый экспорт

На совокупный спрос влияют как ценовые, так и неценовые фактор Кривая AD (рис. 7) с позиций ценовых факторов зависит от трех элементов:
> эффекта процентной ставки;
> эффекта кассовых остатков;
> эффекта импортных закупок.
Эффект процентной ставки характеризует зависимость между уровнем цен, процентной ставкой и спросом населения на потребительские товары и услуги. Здесь же и инвестиционные товары. При росте уровня цен повышаются и процентные ставки по кредитам. В свою очередь рост процентных ставок уменьшает потребительский и инвестиционный спрос, так как покупатели (физические лица и фирмы) не заинтересован в кредитах под высокие проценты.
совокупное предложение. Совокупное предложение (кривая AS) может быть приравнено к ВНП или НД.





Влияние ценовых и неценовых факторов. График совокупного предложения состоит из 3-х частей: кейнсианский участок, промежуточный участок и классический участок (рис. 9).
Горизонтальный (кейнсианский) участок свидетельствует о том, что все факторы производства задействованы не полностью. Производство растет при неизменных ценах.
 

Промежуточный участок. Рост объемов производства сопровождается ростом цен. Здесь вовлекаются в производство дополнительные факторы, но это имеет определенные границы.
Вертикальный (классический) учаспюк. Все факторы производства задействованы полностью. Объем производства достигает максимально возможной величины. Кривая совокупного предложения показывает, что зависимость между уровнем цен и объемом национального производства прямая (положительная).


Неценовые факторы, влияющие на AS, включают:
> цены на факторы производства (труд, капитал и земля);
> уровень производительности труда;
> налоги и дотации.
В классической модели описывается поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится в классической модели, исходя из следующих условий:
> объем производства не зависит от уровня цен, а зависит только от количества примененных факторов производства;
> изменения в факторах производства и технологии происходят достаточно медленно;
> экономика функционирует в условиях полной занятости;
цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают рыночное равновесие.