Пчёлки

Эдуард Снежин
                ПЧЁЛКИ

    Навеяно одноимённым рассказом Тер-Азаряна.

     Бабушка приучала меня к пчёлкам с 4-х лет.
Жила она отдельно от нас на краю села, близко к лесу, где и были расставлены улья.
    Пчёлы кусали меня, и я убегал домой к маме.
Бабушка приходила, приносила трёхлитровую банку мёда и говорила маме:
- Фрося, отправь Эдика ко мне, я научу его обращаться с пчёлами, я уже старая, пусть помогает.
    Я плакал, сопротивлялся, но мать, погладив меня по голове, отправляла назад, на пасеку.
Я шёл за бабушкой и хныкал:
- Тебе хорошо, тебя не кусают, они тебя знают,  привыкли к тебе.
- Нет внучек, - отвечала бабушка, - пчёлы не могут  узнавать людей, они недолго живут, всего полтора месяца.
- А почему тогда меня кусают, а тебя нет?
- А как ты к ним относишься?
- Я их боюсь.
- Не бойся, вот скоро и тебя не будут кусать, тогда я открою секрет.
- А как помирают пчёлки? – спрашивал я бабушку.
- В основном, они гибнут после зимовки. Но и мёртвые пчёлки – подмор очень полезны для здоровья людей. А на работе, когда собирается погибнуть пчёлка, ты можешь присмотреться. Пчёлка  сидит на цветке, собирая хоботком нектар, одну- две минуты. Если увидишь – засиделась дольше, то, значит, она наедается благовония в последний раз, досыта, уже не думает, что не унесёт в полёт  тяжёлый взяток. Потом она сваливается со цветка в траву и засыпает навсегда, сытая и довольная.
Даже смерть у пчёлок поэтичная, не мучаются.
    Под впечатлением бабушкина рассказа, я мечтал, когда придёт моё время помирать, наесться также до отвала мёда и заснуть в блаженстве.

    Так и помогал я бабушке, а сам, наблюдая за пчёлами, поражался их чёткой организации и трудолюбию.
По весне пчёлы возвращались с цветов не только с нектаром, но нагруженные пыльцой в карманчиках ножек.
- Вон смотри, бабка, пчела в штанах летит! _ кричал я.
- Вот положат они эту пыльцу в соты, обработают, и получится вкусная и очень полезная перга, - объясняла бабушка.

    Пчёлы роились.
Бабушка подымалась на лесенке, приставленной к яблоне, на которую они садились плотной кучей, и пшикала на них дымарём.
Я внизу держал роёвник, мешок с рамками вверху, и пчёлы сваливались в него. Бабушка расселяла их в новый улей.
    Однажды, ко мне на руку налепился,  чуть ли на целый рой. Но, странное дело, ни одна не укусила.
    Я побежал к бабушке и закричал:
- Смотри, они меня не кусают!
    Бабушка осторожно стряхнула пчёл с моей руки и спросила:
- Как ты теперь к ним относишься?
- Я их люблю! – отвечал я с придыхом.
- Значит, и они тебя полюбили. Когда человек боится, хоть пчелу, хоть собаку, то выделяет гормон страха и агрессии, на этот запах его и кусают  и те и другие. А если любит божью тварь, то запах меняется на благовонный, он нравится им. Вот и открыла тебе секрет.

    Бабушка была глубоко верующая, и её всегда назначали старостой сельской церкви. Попы менялись, новый, прежде всего, являлся к бабушке, и она одаривала его большой банкой мёда.
Старуха продавала мёд – жить то надо, но много раздавала просто так – больным, нищим. И прозвище у неё было – «богородица», все жители села относились к ней с уважением.

    Бабушка дожила до 95 лет. Наше село Юго-Конёво пало жертвой радиации «уральского следа», его снесли, даже землю распахали, и все уехали, кто куда. Мы переселились в райцентр Багаряк, а бабушка поселилась в Щербаковке, вместе с моим непутёвым двоюродным братом Витькой. Витька, был скромным неимоверно, но отдушину нашёл  со школьных лет в вине.  Пропил у бабушки за бесценок все старинные иконы. Когда уворовал последнюю – пресвятой Девы Богородицы, бабушка не перенесла и померла через неделю. Просто перестала есть и пить, легла и больше не встала.
    А Витьку через месяц нашли в пашне, задавленным ночью трактором.
Я считаю, что Бог не мстит, просто ангел перестал охранять Витьку после такого кощунства.
    Приехал на похороны бабушкин брат с родового места в Пермском крае и увёз ульи.
    До сих пор, ездим мы туда и  кушаем медок с тех ульев, просмолила их бабушка прополисом, ничего им не делается.