29. Композиционные приемы субъективации повествова

Летописец Тёмных Переулков
Композиционные приемы
Первый — это прием представления, то есть изображения действительности такой, какой она представляется персонажу. Есть характерные черты: во-первых, это движение от неизвестного к известному. Неопределенные местоимения здесь идут в ход, потому в начале что-то неизвестно, а потом это конкретизируется. Употребление слов, обозначающих обобщенное явление: например, предмет. Или фигура. Чья фигура — непонятно, нечто общее. Вводные слова меньшей степени уверенности. Движение от неизвестного к известному, от неопределенного к определенному. Хороший пример — повесть Чехова  «Степь». Формы представления — это то же самое, что предложенный Шкловским термин остранения — изображения предмета или человека вне ряда ему подобных.
Изобразительный прием — то же самое, что прием представления, но с использованием каких-либо изобразительных средств, тропов или фигур.
Прием монтажного письма (монтажного изображения). Сам термин заимствован из кинематографа, но прием возник задолго до изобретения кинематографа, в словесности он уже давно был. В чем суть монтажного письма? В том, что изображение дается в движении: двигаться может или персонаж, поэтому он видит разные картины, смонтированные определенным образом, или субъект может оставаться неподвижным, а двигаться могут перед ним какие-либо предметы.

Приемы субъективация повествования рассказчика
Когда близки два образа.
И когда два образа отделены — тогда эти приемы подчеркивают субъективность повествования.
Объективация повествования рассказчика
Наоборот, повествование рассказчика может объективироваться. Автор может забирать повествование рассказчика себе и передавать тому, что близок его образу.