С другого ракурса

Надежда Шаншайская
Колканова Надежда

С ДРУГОГО РАКУРСА.
Синопсис.
Некоторые наделены даром творить: нести искусство в народные массы. Тем, кому предназначено заниматься только творчеством, могут заниматься только творчеством и ничем другим. Пытаясь отказаться от своего призвания, заперев внутри себя тягу к сотворению, можно потерять собственное я. А если отказ происходит назло любимому человеку, это заковывает человека в скорлупу, за которой он старается спрятаться от внешнего мира, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что «я могу жить без творчества». Так ломаются жизни и личности, которые могли бы принести в мир шедевры. А близкие люди, сами того не понимая, своими запретами еще больше втаптывают в грязь хрупкое сознание творческого неразвившегося гения. Естественный отбор. Только тех, кто нашел в себе силы и решился идти до конца, ждет успех.
Михаил год назад бросил любимое дело – фотографию, пытаясь доказать бывшей любимой девушке, что он сможет жить по-другому. Однако, в этой «другой» жизни все не так. Работа рутинна и скучна, жена требовательна и хочет детей, и даже дорогой кофе кажется безвкусным. Ненадолго Михаил попадает в свое прошлое творческое окружение и встречает бывшую возлюбленную. Это ставит перед ним сложный вопрос выбора — вернуться к творчеству или остаться жить в достатке и с женой. После непродолжительных метаний, Михаил решает, что искусство фотографии ему важнее всех остальных материальных благ и удобств. Он бросает работу, жену, квартиру и возвращается к своей прошлой творческой жизни, без которой его существование невозможно.

Колканова Надежда.

С ДРУГОГО РАКУРСА.

Сцена 1. ДЕНЬ. КОМНАТА (Посреди комнаты стол, около него два стула, на столе вино, два бокала). Михаил (джинсы, свитер), Наташа (черное короткое платье, сапоги).
Михаил наливает в бокал красное вино. Наташа сидит напротив. Закуривает, демонстративно выпускает дым в потолок. Михаил смотрит на нее и не может отвести глаз – настолько она его привлекает.
МИХАИЛ: Мы поедем на ту вечеринку, куда нас пригласили?
НАТАША: Конечно, поедем (улыбается). Я надену свое темно-синее платье.
МИХАИЛ: Оно тебе очень идет.
Наташа берет бокал вина со стола и делает большой глоток. Улыбается Михаилу. Ее серые глаза слегка блестят.
Внезапно Наташа исчезает, растворяется в воздухе. Михаил сидит один за столом. Напротив него бутылка вина, непотушенная сигарета в пепельнице и пустой бокал.

Сцена 2. НОЧЬ. КОМНАТА. Михаил и Марина лежат в постели под одеялом. Она отвернулась от него, спит, свесив руку с кровати, он лежит лицом в потолок.
Лунный свет проникает в окно сквозь закрытые тюлевые занавески. На столе работает экран монитора, потихоньку гудит вентилятор в системном блоке. На улице раздаются какие-то еле слышные крики.  Тормозит машина.
Михаил просыпается в своей постели. Приподнимается на локте, пытается стряхнуть с себя остатки сновидения.
МАРИНА (спросонья): Ты чего?
МИХАИЛ: Да сон какой-то непонятный приснился.
МАРИНА (протяжно) Ааааа…
Марина отворачивается от него и закрывает глаза.
Михаил встает с постели, выходит на кухню, закуривает. Свет не включен. Он смотрит в темное окно. Всматривается в темноту. Наблюдает за постоянно движущимися огоньками фар. Они бесконечно снуют туда-сюда в темноте. Михаил вспоминает образ Наташи, сидящей напротив него. Вспоминает ее руки, как она подкуривает сигарету, выпускает дым. Он видит в темном окне ее силуэт. Михаил встряхивает головой, стараясь выкинуть из головы наваждение. Окно снова пустое, в нем только темнота и огоньки фар. Михаил не торопясь курит. Тушит сигарету в пепельнице, достает из холодильника пакет сока, наливает стакан, залпом выпивает его, возвращается в комнату и ложится рядом с Мариной. Она небрежно обнимает его и кладет голову ему на плечо, так и не просыпаясь. Михаил пытается аккуратно убрать ее с себя, но у него не получается. Он лежит и смотрит в потолок, на котором играют в догонялки отблески фар.

Сцена 3. УТРО. РАБОЧИЙ КАБИНЕТ. Стоят три рабочих стола. Два пустуют. За вторым сидит Анна, привлекательная женщина лет тридцати.
МИХАИЛ (забегает в дверь кабинета, плюхается на одно из свободных мест): Привет! Мне звонил кто-нибудь?
АННА (улыбаясь): Да нет! А чего сегодня опоздал?
МИХАИЛ: Да спалось плохо как-то! Видимо, нервы сдают. (кидает кейс рядом со своим креслом, берет кружку, наливает кофе. Нажимает кнопку Power на системном блоке).
АННА (хитро улыбаясь): Молодая жена виновата?
МИХАИЛ: Да нет… Далеко не жена…  (вздыхает).
АННА: А чего так тягостно вздохнул?
МИХАИЛ: Говорю же, бессонница мучает… Даже не знаю, в чем причина.
АННА (цокает языком): Такой молодой, а уже от бессонницы мучаешься! (переключается на звонок телефона, равномерно говорит): Да… Район Свиблово. Да… Пять минут пешком от метро. Двухкомнатная квартира. Да… Можно осмотреть. Да с мебелью… С мебелью, да… Записывайте мой мобильный телефон.
Михаил делает большой глоток кофе и сосредотачивается на экране своего монитора, просматривает базу клиентов. Снимает трубку телефона, набирает номер.
МИХАИЛ: Добрый день. Ваше предложение по покупке коттеджа в Красногорском районе в силе? Цена та же, да… Ничего не меняется.
Звонит мобильный телефон Михаила. Михаил смотрит на экран. Высвечивается «Марина». Михаил скидывает вызов.
МИХАИЛ: Мы может встретиться, осмотреть коттедж и обсудить все интересующие Вас вопросы.
Снова раздается звонок его мобильного. Михаил сбрасывает.
МИХАИЛ: Завтра можно! Да. Можно вечером. Да.
Снова раздается звонок мобильного. Михаил сбрасывает.
МИХАИЛ: Хорошо! В 6 вечера. Договорились. До встречи.
Михаил кладет трубку. Набирает номер телефона со стационарного. Там сразу же  берут трубку.
МАРИНА (в телефон): Ты чего трубу скидываешь?
МИХАИЛ (раздраженно): Я же просил тебя не звонить мне на работу! Я занят!
МАРИНА: Что значит не звонить? А если у меня что-то срочное?
МИХАИЛ: Думаю, вряд ли у тебя будет что-то срочное. Марина, я попросил тебя не звонить мне в рабочее время.
МАРИНА: Нет, я буду звонить.
МИХАИЛ (вздыхает: Ну говори, что хотела-то?
МАРИНА: Просто поинтересоваться, чем занимаешься…
МИХАИЛ: Марина, да чем я могу на работе заниматься, а?
МАРИНА: Ну, мало ли…
Раздается звонок стационарного телефона.
МИХАИЛ: Извини, мне звонят! Пока! Целую!
МАРИНА: Ну ладно, пока!
Михаил кладет трубку, раздраженно делает последний глоток кофе из кружки и берет трубку телефона.
АННА (шепотом): Что у тебя с женой такой тон в разговоре?
МИХАИЛ (прикрывает трубку рукой): Достала уже звонить…
Михаил переключается на разговор с клиентом.

Сцена 4. КОМНАТА. ДЕНЬ. Михаил в спортивных домашних брюках и футболку сидит за своим компьютером, работает в фотошопе над какой-то фотографией. Марина в халате и с полотенцем на голове склоняется к нему и заглядывает в монитор.
МАРИНА (укоризненно): Опять ты сидишь в своем редакторе! Давно пора бы забыть свою фотографию. У тебя прекрасная работа и лишние глупые увлечения тебе ни к чему.
МИХАИЛ (растерянно): Не собираюсь забывать…
Звонит мобильный Михаила. Он смотрит на экран, Марина тоже смотрит. На экране незнакомый номер.
МИХАИЛ (берет трубку): Алло!
МУЖСКОЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ: Здравствуйте, я по поводу фотосессии. Мне посоветовали Вас как хорошего фотографа! Хотел бы узнать Ваши цены.
Замешательство. Михаил молчит в трубку. Марина угрожает пальцем Михаилу, что нельзя.
МИХАИЛ: Простите, я не могу сейчас с Вами сейчас поговорить. Давайте я Вам перезвоню завтра. На этот номер телефона?
Марина хмурится. Михаил аккуратно кладет трубку на стол и снова смотрит в монитор.
МАРИНА (упирает руки в бока): Миш…
МИХАИЛ (отвлекается от монитора и смотрит на Марину): Что?
МАРИНА: Мы же с тобой договорились, что никаких фотосессий!
МИХАИЛ: Нет, они будут! Потому что мне это нравится! А почему ты против, я не могу понять?
МАРИНА: Потому что в твоем возрасте ты должен быть уже более собранным и не заниматься всякой чепухой! Мы сколько раз говорили об этом?
МИХАИЛ: Сколько раз мы говорили?
МАРИНА: Хватит надо мной издеваться, Миш! Ты прекрасно знаешь, что я против твоих фотосессий!
МИХАИЛ: Я не собираюсь спать с теми, кого снимаю, если ты про свою ревность к моим клиенткам!
МАРИНА: Я не про это! Я вообще про твое увлечение! Оно может поломать твою и мою жизнь!
МИХАИЛ: Почему ты так считаешь?
МАРИНА: Потому что все фотографы бедные!
МИХАИЛ: С чего ты взяла, что все фотографы бедные?
Михаил закрывает фотошоп и идет на кухню, Марина семенит за ним. Там Михаил наливает себе кофе и закуривает сигарету.
МАРИНА: Потому что бедные! Тебе двадцать девять лет, а ты все в игрушечки играешься – в фотоаппаратики да с модельками!!! Почти тридцать, а ты нефига не состоялся еще как мужчина! В твои годы мужики уже собственный бизнес поднимают. А ты никак собраться с силами не можешь!
МИХАИЛ: Марина, я не собираюсь поднимать никакого бизнеса!
МАРИНА: Я не в прямом смысле говорю!
МИХАИЛ: А что может означать слово «бизнес» по-твоему?!
МАРИНА: Ты мог хотя бы стать руководителем! А не сидеть обычным риелтором!
МИХАИЛ: Я не хочу становиться руководителем!
МАРИНА: А когда у нас будут дети? Как мы их будем обеспечивать?
МИХАИЛ: Детей пока у нас нет, и мы не планировали!
МАРИНА: Ах, мы не планировали!!! Ты прекрасно знаешь, что я уже давно хочу детей! Одна проблема в тебе! Вот чем чревато твое увлечение долбанной фотографией! Ты из себя ничего не представляешь! Я пытаюсь поставить тебя на путь истинный, а ты все равно со своим гребаным творчеством!
МИХАИЛ: Все, достаточно! Я хочу фотографировать, и я буду фотографировать столько, сколько мне заблагорассудится! И ты мне не будешь указывать! Поняла? (с силой тушит бычок в пепельнице).
МАРИНА (сквозь зубы, краснея от злости): Нет, не поняла! Если ты хочешь быть со мной, ты завяжешь со своей фотографией раз и навсегда.
МИХАИЛ (пристально смотрит на Марину): Никогда не завяжу!
МАРИНА: Тогда проваливай!
МИХАИЛ: Вот и провалю!
Михаил выходит в прихожую, одевается, хватает фотоаппарат и выходит, аккуратно прикрыв дверь.
Марина стоит на кухне, замерев. Только спустя несколько минут она понимает, что он ушел… Просто вот так взял, закрыл за собой дверь и ушел. Она прямо в халате и в полотенце на голове кидается на улицу, шепча «Миша, Миша, постой!». Выскочив на дорогу, она забегает за угол, пытаясь разглядеть его на тротуаре, но на улице его уже нет. Она стоит в толпе. Мимо нее идут прохожие, осматривая ее как будто сумасшедшую. Небо затягивается тучам. Солнце прячется. Собирался дождь. Гремит гром.

Сцена 5. УЛИЦА. ДЕНЬ. ПАСМУРНО. Михаил в куртке на распашку и джинсах. Из-под куртки выглядывает капюшон кофты.
Михаил бредет по улице. В своей руке он держит сумку с фотоаппаратом. Мимо него идут прохожие. Он сливается с серой толпой, она поглотила его. Гремит гром. Михаил смотрит на небо – оно затягивается тучами. Он нащупывает мобильный телефон в своем кармане, достает его, находит номер мужчины, который звонил ему с заказом, посылает вызов.
МУЖСКОЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ: Алло!
МИХАИЛ: Добрый день! Меня зовут Михаил. Вы звонили мне по поводу фотосессии около трех часов назад. Я не мог тогда говорить. В данный момент я готов Вас выслушать.
АНДРЕЙ: Меня зовут Андрей, я агент фотомодели Валентины Комоловой. Ей, знаете ли, нужно портфолио. Мне посоветовали Вас как хорошего фотографа, я видел Ваши работы. Хотел проконсультироваться с Вами по ценам.
МИХАИЛ: Фотосессия и ретушь пяти фотографий стоит около 7 тысяч, если десять фотографий – это 10 тысяч.
АНДРЕЙ: Меня устраивают цены. Когда мы можем провести фотосессию?
МИХАИЛ: Да хоть прямо сейчас, если студия свободна.
АНДРЕЙ: А Вы можете узнать?
МИХАИЛ: Да, конечно! Перезвоню через пять минут.
АНДРЕЙ: Жду.
Михаил крутит свой мобильник в руках и набирает номер телефона своей старой знакомой Алены – она владелица студии на Сокольниках.
АЛЕНА: Добрый день, Стиль Вижен слушает!
МИХАИЛ: Привет, Ален. Это Миша.
АЛЕНА: Какой? Уточните, пожалуйста.
МИХАИЛ: Чернов.
АЛЕНА (вскрикивает радостно в трубку): Вау! Рада тебя слышать!  Сколько лет, сколько зим! Че это ты звонишь?
МИХАИЛ: Мне нужно студийное время.
АЛЕНА: Ого! На когда и на сколько?
МИХАИЛ: Да через пару часиков на сегодня есть что-нибудь?
АЛЕНА: Охренеть! Прикинь, у меня как раз только что клиент отказался. Можешь спокойно занимать. Через три часа только. А кто будет снимать? Неужели ты?
МИХАИЛ: Да, я!
АЛЕНА (недоуменно): Ты же бросил «эту фигню»? Разве нет?
МИХАИЛ: Как видишь, не совсем!
АЛЕНА: Ну, милости прошу! Рада буду тебя видеть! Кстати, кто у тебя?
МИХАИЛ: Да фотомоделька какая-то. Валентина Ка… Не запомнил фамилию.
АЛЕНА: Ну не суть важно! Жду тебя в семь вечера. Адрес-то помнишь?
МИХАИЛ: Помню!
АЛЕНА: Ну, все, жду!
МИХАИЛ: До встречи!
Михаил сворачивает по дороге в парк, садится на скамейку, достает свой фотоаппарат из сумки и начинает настраивать объектив.

Сцена 6. РАННИЙ ВЕЧЕР. ФОТОСТУДИЯ. Михаил звонит в дверь студии. Открывает Алена и впускает его внутрь.
МИХАИЛ (небрежно): Привет!
АЛЕНА: Миха, привет! Как давно я тебя не видела! Соскучилась! Мы все по тебе соскучились!
МИХАИЛ: Я тоже рад тебя видеть, Аленка.
АЛЕНА: Я рада, что ты приехал снимать. Как твои дела?
МИХАИЛ: Да сойдет…
АЛЕНА: Ты отличным был фотографом. Мы все жалеем, что ты ушел…
МИХАИЛ: Я никуда не ушел.
АЛЕНА: Но ты же всем говорил, что…
МИХАИЛ: Думаю, забудь. Я решил снова снимать!
АЛЕНА: Круто!!! Ну проходи уже!!! Давай я напою тебя кофе! Пошли в мой кабинет!
Алена берет его за руку и тащит в свою каморку – маленькая дверь за всеми осветительными приборами и  декорациями. Они проходят в комнатку. Она сажает его за стол, наливает кофе и ставит кружку перед ним.
АЛЕНА: Вот пепельница! (ставит перед ним пепельницу) Курить ты не бросил?
МИХАИЛ (достает сигарету и закуривает) Нет, не бросил (запивает кофе).
АЛЕНА: Расскажи, что да как у тебя. С чего ты принял такое решение, снова снимать? (совсем по-мужски она достает сигарету и подкуривает как заправский грузчик, выпускает струю густого дыма).
МИХАИЛ: А ты все куришь тяжелые сигареты?
АЛЕНА: Угу.
Михаил улыбается.
АЛЕНА: Ну расскажи!
МИХАИЛ: Что рассказать?
АЛЕНА: Как дела у тебя.
МИХАИЛ: Да нормально дела.
АЛЕНА (как будто невзначай): Наташка недавно про тебя спрашивала…
Михаил замирает. Несколько секунд замешательство.
МИХАИЛ: Наташа? И что спрашивала?
АЛЕНА: Не звонил ли ты мне! Буквально два дня назад спрашивала. Она фотосессию тут у меня проводила каким-то трем телочкам из шоу-биза. Ну, вот поинтересовалась тобой. Может, говорит, знаю я чего про тебя.
МИХАИЛ: А… (опускает глаза. Говорит про себя): Значит, помнит. Даже странно. Мы больше года не общались.
АЛЕНА (слова звучат неестественно, в полной тишине): Вот сегодня у нас презентация выставки у Кириллова. Отмечаем на Преображенке. Не хочешь присоединиться?
МИХАИЛ (удивленно): А у Кириллова выставка открывается?
АЛЕНА: Да! Он уже полгода ее готовит! Многое изменилось, пока тебя не было!
Молчание.
МИХАИЛ (уверенно): Я бы хотел туда попасть, на отмечание, да и на выставку.
АЛЕНА: На открытие мы уже опоздали, а вот на отмечание в самый раз.
МИХАИЛ: Во сколько начало?
АЛЕНА: В девять!
МИХАИЛ (счастливым голосом): Отлично! (улыбается и подмигивает Алене).

Сцена 7. РАННИЙ ВЕЧЕР. ФОТОСТУДИЯ. Михаил в кофте с капюшоном на молнии, Андрей – агент Валентины Комоловой – маленький пузатик в очках и пиджаке лет сорока, но голос у него молодой. Валентина Комолова – фотомодель – достаточно интересная и фотогеничная особа.
На студию приезжает Андрей и молодая фотомодель Валентина Комолова. Михаил фотографирует, наслаждается своей работой. Агент Андрей бегает вокруг и улыбается во весь рот. Он улыбается и расхваливает свою подопечную вдоль и поперек. А Михаил не обращает на него внимания – он слишком увлечен своей работой.
Валентина Комолова и Андрей расплачиваются за съемки, обмениваются контактами, Михаил обещает скинуть им обработанные фото через три-четыре дня.
АЛЕНА: (легонько толкает Михаила в бок, пока он собирает фотоаппаратуру, произносит игриво): А пошли пока в ожидании вечеринки в бар по паре пивка пропустим! Я студию закрою. Заказов нет больше на сегодня!
МИХАИЛ: Пойдем (улыбается).
Они покидают студию, идут в Колбасофф напротив. Садятся за стол.
АЛЕНА: Все-таки ты странно пропал… Расскажи, что тогда случилось?
Михаил молчит. Ему не хочется рассказывать о своей жизни.
МИХАИЛ (задумчиво): Что тогда случилось? (молчание. Михаил курит и вглядывается в даль, в окно, на прохожих и на капли дождя, стекающие по стеклу). Да просто я с Наташей тогда окончательно поссорился. Решил все поменять, попробовать, как это, жить по другому, без нее… (опускает глаза).
АЛЕНА: Ты так говоришь, как будто никак не можешь ее забыть (закуривает).
Молчание. Михаил наблюдает за каплями. Они похожи на слезы. Стекают по стеклу тоненькими струйками.
МИХАИЛ: А так и есть.
Официант принес два пива. Михаил делает большой глоток из кружки. Алена молчит, опускает глаза, как будто стесняясь продолжать разговор.
МИХАИЛ: Я никому об этом не говорил еще… (смотрит на капли на стекле) Знаешь ли, мне сложно без всего того, что у меня было. Без фотографии и без Наташи…
АЛЕНА: Прости, что подняла эту тему. Может тебе тогда не стоит идти к Кириллову? Там она будет…
МИХАИЛ: Я пойду.
АЛЕНА: Точно?
МИХАИЛ: Да. Однозначно. Не парься, Аленка. Все хорошо! Это я просто дурак. Я постараюсь все исправить.
АЛЕНА: Обещай мне, что теперь не бросишь фотографию! (смотрит ему в глаза) Ты был лучшим!
МИХАИЛ (в ответ смотрит на нее пристально): Торжественно клянусь!

Сцена 8. ВЕЧЕР. ПРОСТОРНЫЙ ЗАЛ. ОКНА ЗАНАВЕШАНЫ ЗАНАВЕСКАМИ. ПОСЕРЕДИНЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТОЛ С ЕДОЙ И НАПИТКАМИ. В КОМНАТЕ МНОГО НАРОДУ. ВСЕ ВЕСЕЛЯТСЯ. Михаил в куртке и джинсах, Алена в джинсах клеш и гриндорах, в черной куртке, Иван Кириллов – фотограф – только что открыл выставку, одет в легкую светлую рубашку, приятный молодой человек короткостриженый в очечках с очень обворожительной светлой улыбкой.
Михаил и Алена заходят к Кириллову на выставку. Сначала в дверь просочилась Алена, а потом за ней заходит Михаил. Они решили не предупреждать фотографа Кириллова Ивана, что Михаил Чернов придет на празднование в честь открытия, чтобы сделать сюрприз всем, кто будет на торжестве. Михаил робко протискивается в прихожую. Иван Кириллов удивленно у него смотрит.
ИВАН КИРИЛЛОВ (радостно вскрикивает):  Обана! Кого я вижу! Ты ли это?
МИХАИЛ: Да, я. Привет.
ИВАН КИРИЛЛОВ: Здорово!
АЛЕНА: Он еще сегодня фотосессию у меня проводил!
ИВАН КИРИЛЛОВ: Да ладно! Это вдвойне надо отметить! Ну-ка иди сюда!  (Иван по-дружески обнимает Михаила, стучит его по плечу. Потом хватает под локоть, крепкой мужской хваткой, так, что не вырвешься, и тащит его внутрь. Там он ставит Михаила посреди зала, выключает музыку). Народ! Посмотрите, кто к нам пришел!
Все в зале замирают и оглядываются. Михаил чувствует себя очень неловко. Он смущается и краснеет, но старается не показывать вида, из-за этого краснеет еще больше. И в толпе он видит Наташу. Она стоит с бокалом красного вина в толпе и удивленно смотрит на него. Это была она, и она смотрит на него!!! Это подбодрило Михаила.
В этот момент раздаются крики «Вау!», «Неужели!» и другие междометия.
ИВАН КИРИЛЛОВ (громко): Он даже сегодня проводил фотосессию у Аленки!
Михаил наблюдает только за Наташей, как она удивленно смотрит на него и гадает, есть ли у нее кто, или она до сих пор свободна. По-крайней мере, стоит она одна.
ИВАН КИРИЛЛОВ: Давай! Присоединяйся! Сейчас отметим и твое возвращение! Ты к нам на долго?!
МИХАИЛ (с выдохом): Навсегда.
К нему кидаются множество его бывших друзей, с которыми он не общался больше года и по которым дико соскучился, соскучился по этому творческому окружению. Когда ему, наконец, удается вырваться из объятий множества друзей, им завладевает Алена, берет его под руку и сует ему в руку бокал вина.
АЛЕНА: На, выпей, успокоишься!
МИХАИЛ: Слушай, я так рад! (его глаза блестят от счастья).
АЛЕНА: Да, ты просто светишься как светлячок по ночам – ярко-ярко! (закуривает)
МИХАИЛ: Да, я счастлив!
АЛЕНА: Вот и хорошо! Помни, ты мне обещал больше никогда не уходить!
МИХАИЛ: Я обещал, значит, исполню!
И тут к ним подходит Наташа. Михаил смотрит на нее и замирает. Она была так близко. Он даже чувствовал запах ее духов. Она была в короткой джинсовой юбочке, в черных лосинах, высоких сапожках, сиреневой кофточке, а ее волосы спадали по плечам в творческом беспорядке.
НАТАША: Привет.
МИХАИЛ (смущенно с трудом): Привет.
АЛЕНА (понимая, что она лишняя, робко произносит, смущаясь): Ладно, ребята,  я Вам покидаю! Помни о клятве! (пригрозила Михаилу пальцем).
МИХАИЛ (улыбается): Ага.
Алена убегает в толпу гостей.
НАТАША (смущенно): Неожиданно ты так. Сюрприз сделал.
МИХАИЛ: Да. Сам не ожидал. Все само собой решилось… (смущение и неловкость висит в разговоре).
НАТАША: Как ты так вообще? Как живешь?
МИХАИЛ: Да, обычно… ничего особенного.
НАТАША: Женился? (как гром среди ясного неба).
МИХАИЛ: Нет… То есть, да… (запинается) То есть неофициально, да.
Наташа кивает головой в знак, что поняла.
МИХАИЛ (робко, как будто выдавив из себя вопрос, боится услышать «Да»): А ты?
Наташа смеется.
НАТАША (улыбаясь): Миш, ну ты же знаешь, что я давным-давно отдала свое сердце фотоаппарату.
Михаил улыбается. Она была такой же вздорной и все так же привлекает его. К ним подходит Иван Кириллов. Он хлопает Михаила по плечу.
ИВАН КИРИЛЛОВ (хлопает по плечу Михаила): Ну как ты дружище? Сюрприз нам устроил!
МИХАИЛ (смущается): Да!
НАТАША: Я покину Вас ненадолго. (скрывается в толпе среди гостей).
Михаил поворачивается к Ивану, настраиваясь на очередной сложный разговор о своей жизни.

Сцена 9. ВЕЧЕР. ПРОСТОРНЫЙ ЗАЛ. ОКНА ЗАНАВЕШАНЫ ЗАНАВЕСКАМИ. ПОСЕРЕДИНЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТОЛ С ЕДОЙ И НАПИТКАМИ. В КОМНАТЕ МНОГО НАРОДУ. ВСЕ ВЕСЕЛЯТСЯ.
Время пролетело быстро. Михаил моментом влился в эту среду, потому что это была его среда, его общество. Его окружали близкие ему люди. Они пили вино, разговаривали на разные темы. Никаких куплей-продажей, дорогих шмоток, деловых костюмов, офисов и машин. Михаил был уверен, что только у него в этом зале есть машина, все остальные здесь не задумывались о ее покупке. Как вообще ему могла прийти в голову такая идея – купить машину? Да и вообще, бросить это все – искусство, творчество и свою творческую свободу? Он стоял у окна и курил, осматривая людей, которые приняли его снова с распростертыми объятиями. Они веселились, не скрывая эмоций. Не было никаких критериев поведения, деловой этики и прочего. Глаза Михаила блестели от радости  присутствия в этом обществе. А самое главное, что имело значение, было то, что он снова будет фотографировать. Держать фотоаппарат в руках и запечатлевать на бумаге кусочки реальности, красивые кусочки, выражать тем самым свою точку зрения.
От мыслей его отрывает чье-то еле заметное прикосновение к его руке. Он оборачивается и видит Наташу. Она улыбается, смотрит на него.
НАТАША (игриво): Что это ты стоишь один?
МИХАИЛ (любуется Наташей): Да так, курил… Думал о своем.
НАТАША: Ты когда уезжаешь домой?
МИХАИЛ  (уверенно): Никогда!
НАТАША: В каком смысле?
МИХАИЛ: В прямом.
НАТАША: Может, тогда уйдем? На улице тепло… Весна…Я очень люблю гулять по ночам.
МИХАИЛ: Давай уйдем!
Она берет его за руку – нежно, как и раньше. Они скользят сквозь толпу гостей и подходят к Ивану – виновнику вечеринки.
НАТАША (Ивану): Мы пойдем…
Иван осматривает Наташу и Михаила.
ИВАН (Михаилу): А с тобой как скоро мы теперь увидимся? Или через год?
МИХАИЛ: У меня фотосессия послезавтра. Снова у Аленки. Больше я теряться не собираюсь, .
ИВАН: Тогда вообще отлично! Пока, ребята! До встречи!
Наташу он легко чмокает в щеку, а Михаилу жмет руку. После этого они забирают свои куртки и скрываются в дверях.

Сцена 10. УЛИЦА. НОЧЬ. ГОРЯТ ОГНИ. БЕЗЛЮДНО.
Михаил и Наташа идут по ночному городу. Она постоянно улыбается и задает ему вопросы. Небо затянуто тучами, и моросит легкий дождь. Но им все равно. Ее намокшие волосы спадают на плечи, с них течет вода. Он любуется ей и наслаждается её обществом. Наконец они добираются до иссушенного фонтана.
Воспоминания Михаила:
Здесь проходило первое свидание Михаила и Наташи. Тогда фонтан работал… У него были съемки и он даже не успел купить ей цветы. Прибежал на свидание с двумя сумками: фотоаппарат, штативы, свет, дико извинялся, что без цветов, а она в ответ рассмеялась и поцеловала его.
Наташа залазиет на бордюр высохшего фонтана и раскидывает руки в стороны.
НАТАША: Как же хорошо…
МИХАИЛ (растерянно): Фонтан высох…
НАТАША (смеется): Давно уже! Чуть больше года назад его отключили. Как раз когда мы расстались. (Она смотрит на него сверху вниз. Михаилу кажется, что в ее глазах блестят слезы)
МИХАИЛ: Так печально… Тут проходило наше первое свидание, в этом самом месте… А теперь фонтан высох.
НАТАША (грустно): Да. Он высох так же, как и наши чувства.
Михаил пристально смотрит Наташе в глаза. Все вокруг замерло.
МИХАИЛ: Чувства не высохли. (Молчание. Затем говорит с воодушевлением и решительностью). Мои чувства не высохли! Глупо ассоциировать себя с фонтаном. Фонтан можно отключить, когда захочется, а чувства нельзя.
Наташа улыбается особенной счастливой улыбкой. Михаил скользит взглядом по ее ногам, бедрам, груди и по губам. Он не сдерживается, обнимает Наташу за бедра, снимает ее с оградки фонтана, прижимает к себе и страстно целует. Она отвечает ему с еще большим желанием и нежностью. И в эту ночь он больше не отпускает ее из рук. Он обнимает ее, прижимает к себе, когда они пешком добираются до Наташиного дома. Там до рассвета они пьют кофе на кухне, а он держит ее за руку, боясь, что она вот-вот пропадет, как было в его снах… Потом удобная постель, тело Наташи рядом, страстные поцелуи, горячие прикосновения друг к другу. А в окно светит луна – дождь кончился и небо прояснилось.

Сцена 11. УТРО. ДОЖДЬ. УЛИЦА. Михаил бредет по дороге. Он задумчив и сосредоточен. Дождь капает, мочит его волосы, куртку. Ботинками он шлепает по бегущим лужам. Проезжает машина, обрызгивает его с ног до головы, но он не обращает внимания. Идет дальше.

Сцена 12. УТРО. КВАРТИРА. Михаил звонит в дверь квартиры. Его встречает Марина в слезах. Кидается ему на шею.
МАРИНА (шепотом): Мишенька! Пришел! Где же ты был? Промок насквозь! Ну, заходи скорее! А то простудишься!
Михаил заходит, переодевается. Марина маячит около него, делает чай, приносит ему.
МАРИНА: Ты где был? Расскажи, милый мой!
МИХАИЛ: На фотосессиях. Отрывался за все запреты.
МАРИНА: Сходи в душ! Погрейся! А то простудишься! (она суетится вокруг него)
МИХАИЛ (еле слышно): Угу.
Он скрывается в душе. Марина перебирает его одежду, обыскивает его. Не находит ничего подозрительного. Кидает его одежду в стиральную машину.
Михаил выходит из душа. Проходит на кухню, садится пить чай. Закуривает. Все вокруг ему кажется серым, сигареты противные.
МАРИНА: Миш, ну расскажи, где ты был?
МИХАИЛ (мрачно): Я думаю, это не важно.
МАРИНА: Фотографировал?
МИХАИЛ: Да. Много фотографировал.
МАРИНА: Миш, я очень волновалась…
МИХАИЛ: Прости…
МАРИНА: Не делай так больше! Пожалуйста!
МИХАИЛ:  Как?
МАРИНА: Это не смешно.
Молчание.
МАРИНА: Я больше не буду тебе запрещать фотографировать! Только не увольняйся с работы!
МИХАИЛ: Угу.
МАРИНА: Хочешь поедем вместе тебе новый фотоаппарат купим?
МИХАИЛ (удивленно): Не стоит.
МАРИНА: Правда! Поедем! Я хочу побывать на твоих фотосессиях! Возьмешь меня с собой?
МИХАИЛ: Угу.
МАРИНА: Только не делай так больше! Ладно? (гладит его по руке).
МИХАИЛ: Хорошо.
Уходит в комнату, подключает фотоаппарат к компьютеру, скидывает фотографии. Марина идет за ним, тоже смотрит фотографии.
МАРИНА: Красивые фотографии!
МИХАИЛ: Да. Красивые.
МАРИНА: Миш, ну чего ты такой замкнутый вернулся? Ну прости уже! Я погорячилась! Не буду больше! Хочешь, я буду помогать тебе во всем? Ну студию там откроем, например?
МИХАИЛ (удивленно смотрит на нее): Не нужно! Просто дай мне поработать сейчас. У меня срок завтра для этих фотографий.
МАРИНА: Хорошо! Можно я только постою понаблюдаю за твоей работой?
МИХАИЛ (вздыхает): Можно…
Дальше для Михаила действие прокручивается как в не цветном старом кино, все вокруг серое и мрачное. Он полностью окунается в работу в фотошопе над фотографиями. Марина стоит и наблюдает за его работой как надзиратель. Но он не обращает на нее внимания. День пролетает незаметно: работа в фотошопе, кофе, сигареты, работа…
Укладывание спать.
Бессонница.
Шум дождя за окном.
Белый потолок и люстра… А у Наташи потолок цветной, обклеенный фотографиями, а вместо люстры просто лампочка…
Утро. Михаил умывается в ванной. Выходит на кухню. Наливает кофе и закуривает. Как на автомате. Смотрит в окно. Там идет ливень. Капли беспрерывно текут сплошной стеной по стеклу. Все вокруг не цветное и серое. Кофе безвкусный, сигареты противные.
МИХАИЛ (его голос звучит как-то по чужому, по-другому): Марин.
МАРИНА (кричит из прихожей): А?
Михаил выходит к ней в прихожую и пристально смотрит на нее.
МАРИНА: Что?
МИХАИЛ (серьезно): Я думаю, нам нужно расстаться…
Марина смотрит на него пристально, улыбается.
МАРИНА: Шутник! Ладно, мне пора! (чмокает его в щеку и выбегает из дома)
Михаил стоит в прихожей. Уходит на кухню, закуривает. Наблюдает, как капли дождя текут по стеклу. Одинокая слеза стекает по его щеке. В один момент ему становится тошно от этой квартиры. От серой реальности. Он быстро одевается и выходит на улицу.

Сцена 12. УЛИЦА. УТРО. ИДЕТ ДОЖДЬ. Михаил бредет по улице.  Капли стекают по его лицу. Ему тяжело и плохо. Куда он завел свою  жизнь? Подкуривает сигарету, прячется от дождя на остановке.
Напротив остановки тормозит машина, и оттуда выходит пара – мужчина и женщина. Она останавливается возле капота, мужчина достает с заднего сидения ноутбук и подходит к женщине. Женщина – черные брюки, пиджак, сверху накинут плащ, в руках миниатюрная сумочка. Мужчина – в деловом костюме, белая рубашка, галстук, начищенные до блеска ботинки.
ЖЕНЩИНА: И что ты еще хочешь мне сказать?
МУЖЧИНА (возбужденно): А то, что ты постоянно только пилишь меня, сука.
ЖЕНЩИНА: Посмотри на себя! Я с утра до вечера сижу с ребенком, готовлю тебе жрать, скоту, а еще и подрабатываю! А ты не можешь даже ребенка в больницу свозить, мне приходится просить подругу помочь!
МУЖЧИНА: У меня в это время важная встреча! Я не могу разъезжать по семейным делам, когда у меня встреча!
ЖЕНЩИНА: Мог бы отменить свою тупую встречу ради ребенка!
МУЖЧИНА: Тогда у нас не будет бабла, если я отменю встречу. Я не могу зарабатывать деньги и возиться с ребенком одновременно!
ЖЕНЩИНА: Ты просто бездушный козел!
МУЖЧИНА: Ты хотела детей! Вот и сиди сама с ним, дура!
Мужчина громко хлопает дверью мащины, проверяю, плотно ли закрыл, и скрывается в дверях ближестоящего здания.
ЖЕНЩИНА (вслед): Придурок! Ненавижу тебя.
Женщина плюхается на остановку рядом с Михаилом, облокачивается на железную стенку.
МИХАИЛ: Курите? (протягивает ей пачку сигарет. Женщина испуганно смотрит на него, потом успокаивается, понимает, что не стоит бояться).
ЖЕНЩИНА: Да, спасибо.  (она берет сигарету и закуривает).
МИХАИЛ: Зачем Вы вместе?
ЖЕНЩИНА (смущенно): Да как бы надо… Выйти замуж и родить ребенка.
МИХАИЛ: А почему именно его выбрали?
ЖЕНЩИНА (смотрит подозрительно на Михаила, с презрением): Да пошел ты…
МИХАИЛ: Понятно.
Михаил выкидывает сигарету и уходит. Идет по улице.
Воспоминания Михаила:
МАРИНА: Мы же с тобой договорились, что никаких фотосессий!
МИХАИЛ: Нет, они будут! Потому что мне это нравится! А почему ты против, я не могу понять?
МАРИНА: Потому что в твоем возрасте ты должен быть уже более собранным и не заниматься всякой чепухой! Мы сколько раз говорили об этом?
МИХАИЛ: Сколько раз мы говорили?
МАРИНА: Хватит надо мной издеваться, Миш! Ты прекрасно знаешь, что я против твоих фотосессий!
МИХАИЛ: Я не собираюсь спать с теми, кого снимаю, если ты про свою ревность к моим клиенткам!
МАРИНА: Я не про это! Я вообще про твое увлечение! Оно может поломать твою и мою жизнь!
МИХАИЛ: Почему ты так считаешь?
МАРИНА: Потому что все фотографы бедные!
МИХАИЛ: С чего ты взяла, что все фотографы бедные?
Михаил закрывает фотошоп и идет на кухню, Марина семенит за ним. Там Михаил наливает себе кофе и закуривает сигарету.
МАРИНА: Потому что бедные! Тебе двадцать девять лет, а ты все в игрушечки играешься – в фотоаппаратики да с модельками!!! Почти тридцать, а ты нефига не состоялся еще как мужчина! В твои годы мужики уже собственный бизнес поднимают. А ты никак собраться с силами не можешь!
МИХАИЛ: Марина, я не собираюсь поднимать никакого бизнеса!
МАРИНА: Я не в прямом смысле говорю!
МИХАИЛ: А что может означать слово «бизнес» по-твоему?!
МАРИНА: Ты мог хотя бы стать руководителем! А не сидеть обычным риелтором!
МИХАИЛ: Я не хочу становиться руководителем!
МАРИНА: А когда у нас будут дети? Как мы их будем обеспечивать?
МИХАИЛ: Детей пока у нас нет, и мы не планировали!
МАРИНА: Ах, мы не планировали!!! Ты прекрасно знаешь, что я уже давно хочу детей! Одна проблема в тебе! Вот чем чревато твое увлечение долбанной фотографией! Ты из себя ничего не представляешь! Я пытаюсь поставить тебя на путь истинный, а ты все равно со своим гребаным творчеством!
МИХАИЛ: Все, достаточно! Я хочу фотографировать, и я буду фотографировать столько, сколько мне заблагорассудится! И ты мне не будешь указывать! Поняла? (с силой тушит бычок в пепельнице).
МАРИНА (сквозь зубы, краснея от злости): Нет, не поняла! Если ты хочешь быть со мной, ты завяжешь со своей фотографией раз и навсегда.
Михаил останавливается напротив какого-то собора. Смотрит на красивую постройку. Выкидывает сигарету. Достает из кармана мобильный телефон, набирает по памяти номер Наташи. Долгие длинные гудки. Она берет трубку.
НАТАША (в трубку): Алло!
МИХАИЛ: Наташ!
НАТАША: А!
МИХАИЛ: Это Миха! Нам надо встретиться!
НАТАША (интонация голоса холодная): Для чего?
МИХАИЛ: Срочно нужно поговорить!
НАТАША: Боюсь, нам не о чем говорить!
МИХАИЛ: Нет, есть о чем!
НАТАША: Нет, Миш. Я не хочу иметь дело с трусами.
Михаил молчит в трубку. Он все понимает.
НАТАША: Ты испугался и сбежал. Испугался даже посмотреть в глаза женщине, с которой всю ночь трахался!
МИХАИЛ: Да! Да! Ты права! Ты чертовски права! Я трус. (срывается). Но нам нужно встретиться, слышишь?
НАТАША: Миш, посмотри правде в глаза! Не стоит начинать все заново! Начинать этот бред!
МИХАИЛ: Наташ! (срывается на крик) Я не могу без тебя! Слышишь, не могу? Мне нужен весь этот бред! Нужно с тобой поговорить не по телефону (шепотом) Пожалуйста…
НАТАША: Это глупо.
МИХАИЛ: Нам обязательно нужно поговорить… (судорожно подкуривает трясущейся рукой, он нервничает).
НАТАША (уже более человечно): Ты сейчас куришь?
МИХАИЛ: Да.
НАТАША (помолчав, внезапно): Во сколько и где встречаемся?
Михаил молчит.
МИХАИЛ (запинаясь): Кофе хаус. В два. Часа дня. Нормально?
НАТАША: Да. Абсолютно!
МИХАИЛ: Тогда до встречи!
Он кладет трубку. Улыбается и смотрит на небо. Оно начинает проясняться, дождь потихоньку становится все реже.

Сцена 13. КАФЕ. ДЕНЬ. Михаил и Наташа сидят напротив в кафе. Она теребит кофейную ложечку, он курит и мусолит фильтр пальцами.
НАТАША: Почему ты ушел вчера утром?
МИХАИЛ: Испугался… Ты права. Я испугался. Я трус. Но я все обдумал и решил все для себя.
МИХАИЛ: Что ты решил? Миш, ты помнишь, как закончились наши отношения? И из-за чего они закончились?
МИХАИЛ: На самом деле, смутно, но припоминаю…
Воспоминания Михаила:
Наташа и Михаил на улице. Они ругаются. Наташа слегка пьяна и уставша.
МИХАИЛ: Ты посмотри на себя! Я тебе сказал, не ходить на эту вечеринку, или, в крайнем случае, вернуться пораньше, а не виснуть там два дня!
НАТАША: Ты мог бы пойти со мной!
МИХАИЛ: Не мог! Я работал!
НАТАША: Мог бы приехать после работы! Но ты ради принципа не приехал!
МИХАИЛ: А ты ради принципа не ушла оттуда! Ты наверняка там пустилась во все тяжкие! Напилась и потрахалась там с кем-нибудь!
Наташа молчит.
МИХАИЛ: Даже не наверняка! Я уверен, что ты трахалась. Да!
Наташа пристально смотрит на Михаила.
НАТАША (дрогнувшим голосом): Миш, хватит.
МИХАИЛ: Что хватит? Правда глаза режет?
НАТАША: Да… Только другая правда! Мы с тобой не пара! Я ухожу…
МИХАИЛ (ошарашен): Что?
НАТАША: Я ухожу!
 Наташа отворачивается и уходит. Михаил идет за ней.
МИХАИЛ: Ты вот так просто уйдешь?
НАТАША: Да. Хватит.
МИХАИЛ: Я мешаю тебе отрываться, да? Спать со всеми, с кем тебе захочется? Потом напрягает передо мной отчитываться?!
НАТАША: Ты мешаешь мне жить своими принципами! Найди себе уже обычную бабу, которая будет скакать перед тобой на задних лапках. Пусть она нарожает тебе детей что ли, я не знаю…
МИХАИЛ: И найду!
НАТАША: Иди и найди.
МИХАИЛ: ( останавливается и кричит вслед Наташе): Я, вообще, смогу жить по-другому! Я все поменяю! Поняла?
Наташа ушла и скрылась за углом дома в переулке. А Михаил так и остался стоять на дороге и смотреть ей вслед.
МИХАИЛ: Вроде ты была на вечеринке. А я… я устроил скандал, что ты там напилась и наверно с кем-то трахалась…
НАТАША (опускает глаза): Да, все так и было!
Неловкое молчание.
НАТАША (робко, смотрит в глаза Михаилу): Но я этого не делала! Я ни с кем не спала кроме тебя с того момента, как мы с тобой познакомились…
МИХАИЛ: Прости…
НАТАША: И я даже ни с кем не спала с момента нашего расставания с тобой. Это правда…
МИХАИЛ: Я тебе верю…
Неловкое молчание. Наташа закурила.
МИХАИЛ: Наташ, ты знаешь. Я исполнил свое обещание. Я смог жить по-другому. Работать в офисе, делить постель и дом с обычной женщиной… Я ни разу за этот год не взял в руки фотоаппарат. Я смог так жить. Но недолго. Я через ночь вспоминал свою настоящую жизнь и настоящую женщину, мою Наташу…
НАТАША: Ты думаешь, что все можно вернуть? (по ее щеке скатилась слеза).
МИХАИЛ: Не плачь, пожалуйста.
Михаил сжимает ее руку в своей. Наташа роняет голову, рукой закрывает глаза и плачет навзрыд, другой рукой она сжимает руку Михаила в ответ.
НАТАША (сквозь плач): Не делай так больше!
МИХАИЛ: Не буду. Клянусь. Только давай попробуем заново. Клянусь, все будет по-другому…
НАТАША (сквозь слезы): Да...
МИХАИЛ: Я столько понял за этот год… Нужно дорожить тем, что тебе близко… А мне близко все вот это – ты, фотография, искусство… Я очень сожалею, что не верил тебе!
Наташа смотрит на него заплаканными глазами и улыбается сквозь слезы. В этот момент она кажется ему божественно красивой.

Сцена 14. УЛИЦА. ВЫХОД ИЗ КАФЕ. ДЕНЬ. Михаил и Наташа выходят из кафе. Дождь почти прекратился. Веселые ручейки вместе с прохожими спешат куда-то вниз по улице. Михаил крепко прижимает к себе Наташу, а она улыбается сквозь слезы.
МИХАИЛ: Ну и куда идем?
НАТАША: Куда угодно! Лишь бы ты был рядом.
Михаил снимает с себя куртку и накидывает ее на плечи Наташе, укрывая ее от дождя. Они идут вниз по улице и смешиваются с толпой.  А на небе проглядывает солнце сквозь облака.

Сцена 15. КАБИНЕТ. ДВА РАБОЧИХ МЕСТА. ДЕНЬ. За одним из столов сидит Марина, за другой ее соседка Эвелина. Марина лихорадочно набирает номер на стационарном телефоне. Ее соседка наблюдает за ней.
ЭВЕЛИНА: У тебя что-то случилось? Ты нервничаешь…
МАРИНА: Да… Мой что-то трубку не берет!
Замирает.
Воспоминания: Сцена в прихожей. Марина и Михаил.
МИХАИЛ: Я думаю, нам нужно расстаться…
 Марина смотрит на него пристально, улыбается.
МАРИНА: Шутник! Ладно, мне пора!
Марина чмокает его в щеку и выбегает из дома.
МАРИНА (с трудом): Не может быть…
В окно заглянуло яркое солнце. Оно раскинуло свои лучи по всему кабинету. Солнце поднялось высоко и светит ярко-ярко ослепительным светом на чистом голубом небе.