На шаманском озере, часть шестая и крайняя

Михайла
Окончание.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

День одиннадцатый, 20 марта
После завтрака начинающих оленеводов усаживают в нарты, впряженные в «Буран». Весело летим по озеру, ныряем в лес и вот тут совершенно неожиданно оказывается, что у нас на четверых восемь локтей и еще столько же коленей. Все это богатство надо беречь от проносящихся мимо стволов и веток, и лучше, конечно, ехать локтями и коленями внутрь.
Из пяти оленей только один на воле – вожак. Этот ест хлеб с руки, остальные пасутся на длинной привязи. Подлива в том, что за пару дней животинка успевает уничтожить весь ягель, до которого позволяет дотянуться веревка. Потом олешка перевязывают на свежее место. Вот здесь и начинается северное родео: животные пугливы до крайности, но по ходу дела могут и череп копытом раскроить. Порой олень, чуя, что его отвязали, так рвется на свободу, что волочит Дмитрия за собой по сугробам. Наконец изрядно потрепанный Дима дарит гостям уникальную возможность почувствовать себя лопарями, и даже где-то эскимосами: последний не перевязанный олешек – самый молодой и дикий. Наваливаемся на него втроем, несколько раз чуть не получаем копытом в морду, но в итоге – полная победа. Бедняга валится в снег, в глазах - тоска и ожиданье смерти. Гена помогает ему засунуть вывалившийся язык, я – подобрать задние ноги. Экскурсия закончена.
Расстояние до поселка преодолеваем за два перехода при встречном ветре, как и вчера. Время от времени мимо проносятся веселые люди на снегоходах – настоящая «буранштрассе». По дороге встречаем Сашу – транспортирует на базу питерцев. Тепло прощаемся. В 4-х км от поселка на берегу стоит геофизическая обсерватория. Вскоре «буранштрассе» выводит на нормальное шоссе с километровыми столбами и дорожными знаками. Перед въездом в поселок Ловозеро, слева – река, по берегам которой тянутся сотни лодочных боксов. Ровно в 15-00 капроновая нить похода обрывается. Первый магазин. Первый небоскреб. Первая куча мусора. Жаль…

В Ловозере есть пятизвездочный «Хилтон»: школа-интернат по ул.Советской, в нем тепло и уютно, в нем на ужин сами себя кормим домашними пельменями со сметаной. Охлажденное пиво – без ограничений.

День двенадцатый, 21 марта. Последний
Первый автобус в Оленегорск (через Ревду) в 5 утра, мы на такой героизм не способны. Все батареи отопления в кабинете НВП завалены носками, чунями, бахилами и прочим барахлом - хорошо просушенным, кстати. Пытаемся упорядочить этот хаос, попутно поедая сыр, кофе и булочки(!) с маслом (!). Успели замести следы пребывания к 8-30, когда зашел с виду мирный дядька, даром что военрук. Говорит, 19 марта (когда нас несло по Сейде) ветром перевернуло баржу в Мурманске, в Ловозере с крыш срывало шифер и рвало линии электропередач.
Возле остановки, где мы ждали автобус на Ревду (9-15), водила микроавтобуса попросил до Оленегорска 150р. с человека (80км). Договариваться мы умеем, так что поехали за 125р. Через час - на ж/д вокзале, надо где-то бросить лыжи-рюки, дабы исполнить обязательный ритуал посещения бани (благо, время есть: электрички отменены, но в 15-20 до Апатит ходит рабочий поезд). В багажном отделении оленегорского вокзала сидят крохоборы, просят за хранение какую-то жуткую сумму, но договариваться мы умеем, поэтому оставляем вещи в вагончике путейцев - бесплатно. Баня в городе одна, сегодня у них - женский день, но договариваться мы умеем, и… Нет, моемся не вместе с прелестными оленегорками и вообще не в бане, а в бассейне по ул.Строителей (есть там душевые). Само собой, бесплатно. Из наблюдений: напротив бассейна на площади бьют фонтаны (зимой!!), а соленые огурцы в овощных - дороже бананов.




Что выпало в осадок
Много выпито и спето. Не съедена ни одна таблетка из аптеки. Мы пропитались костровым духом, вместе увидели и пережили немало нового, даже в мистическом плане. Не знаю - как кому - а для меня мартовское Ловозерье останется в памяти порывом свежего ветра, из тех, что срывают двери с петель, ломают графики и дуют в походные трубы…