Россия 2001-2010 от Содома к Гоморре 3

Игорь Бестужев-Лада
Ш.
Наркотический эффект.
1.
Нам как-то уже приходилось говорить о том, что жизнь наших предков на протяжении всех десятков тысяч лет существования рода человеческого, вплоть до последних десятилетий ХХ века, да и то далеко не для всех, существенно отличалась от нашей с вами. Как мы ни плачемся и не ворчим на наши беды – это все же несопоставимо с самой настоящей каторжной страдой, которой оборачивалась жизнь совсем недавно почти для всех, кроме считанных процентов «сливок общества». 12-14 и более часов в день тяжелого, монотонного труда без выходных и отпусков, которых домашняя скотина не признает до сих пор – это сегодня не грозит никакому злодею ни в какой  тюрьме. Чтобы выдержать такую пожизненную пытку, требовались детально разработанные ритуалы труда, быта, досуга, за соблюдением которых бдительно следило всесильное тогда общественное мнение окружающих. Чуть что – окрик, оплеуха, побои, травля, ближайший пруд или головой в петлю.
Совсем, как в казарме: «Смирно-о!» Чуть пошевелился – фельдфебельский кулак по физио-номии, три наряда вне очереди, а то и шпицрутенами сквозь строй. (Сегодня все это – чуть помягче, но все равно не обрадуешься).
И совсем как в казарме время от времени приходится давать команду «Вольно!». Или даже вовсе «Отбой!». Иначе даже первейший гренадер рухнет замертво от изнеможения.
Мы уже рассказывали, как люди с древнейших времен научились давать такие расслабляющие команды самим себе. Методом ухода на время в иной, виртуальный мир. В мир иных занятий. Скажем, вышивки или пения, прогулки или мечтаний, скандала или драки, или хотя бы «болельщиков» при оных.
Шли тысячелетия, и некоторые из особо любознательных негодяев обнаружили, что если нюхнуть нечто наиболее отвратно вонючее, пожевать нечто гадостное или глотнуть нечто прокисшее, то «путешествие» в виртуальный мир резко ускоряется. Так было открыто то, что называется наркотическим эффектом ухода на время в мир иной. К несчастью для «путешественника» и особенно для окружающих – с возвращением его потом из виртуального мира в реальный, на горе себе и людям.
Затем наркотики, как капитаны военморфлота, разделились на три ранга: слабые (никотин), средние (алкоголь), сильные (опиум, кокаин, гашиш и пр.). Все три разновидности действуют одинаково: привыкание, наращивание дозы, мучения при её отсутствии, сдвиги в психологии, а затем и в физиологии, наконец, преждевременная мучительная смерть на 30-40-60 лет раньше первоначально отпущенного тебе судьбою срока (в зависимости от  силы и интенсивности приема наркотика, а также от степени изначальной крепости организма). Плюс – точнее, кошмарный минус – заведомо ущербное потомство, до уродов и дебилов включительно.
Сбыт наркотиков дает колоссальные прибыли – больше и легче, чем при разбое. Поэтому  все государства в мире жульнически и мошеннически разделили их на две категории: сильные в подавляющем большинстве государств все еще пока под запретом (правда, с разными послаблениями), а со средних и слабых запрет снят, официально они как бы не наркотики и широко рекламируются. Совсем как тот анекдотический монах, который перекрестил порося в карася, чтобы предаться чревоугодию во время поста. И с издевательскими надписями типа: «Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья». Прекрасно понимая, что подобные надписи создают дополнительный эффект «запретного плода» и способствуют увеличению продаж наркотика.
2.
Если бы человек использовал наркотики только для путешествий на какое-то время в «мир иной» – это было бы еще полбеды. Но мы же знаем, что человек, в отличие от льва или совы, существо общественное, живет, как правило, до сих пор стаями (которые называются компаниями или производственными коллективами). И вся его жизнь определяется социальными механизмами существования подобных стай. Вот эти социальные механизмы и приводят в действие процессы так называемой первичной, вторичной и третичной наркотизации (никотинизации, алкоголизации  и собственно наркотизации) общества.
Первичная – для детей в семье или в детской компании. Самая отчаянная мечта каждого нормального ребенка – поскорее стать взрослым. Да он уже с двух лет и считает себя взрослым. Только вот обидно: никто из взрослых его, такого умного и хорошего, равным себе не признает. И вдруг обнаруживается средство, которое, как по волшебству, мигом делает из ребенка "взрослого". Мать и отец затягиваются сигаретами, а, бывает, и чем покруче, оба опрокидывают в себя по стакану спиртного, а затем, нехорошие люди, дружно объявляют: «это – только для взрослых». Стало быть, как только родители отвернулись – дотянись до сигареты, вина, «травки». Ничего, что поначалу вывернет наизнанку – зато потом уже точно «взрослый». Растущий процент детей 5-10 лет приобщается к никотину, алкоголю, а теперь все чаще и к более сильным наркотикам именно в этом возрасте. И в большинстве случаев их последующей жизни трудно позавидовать.
Вторичная – это в молодежной, а сегодня все чаще и в подростковой, и даже в детской компании. Приходит новичок, невинный как ангел. А в любой компании уже сложилась своя иерархия авторитетов: ниже всех – чистые агнцы, презираемые и забитые; выше всех – смрадные козлища, успевшие перепробовать и испытать все на свете. Как вы думаете, в какую сторону качнуться новичку? И начинается: сигарета – рвота, стакан спиртного  - рвота, случка – для девочки хуже рвоты. А что делать? С волками жить – по волчьи выть. В конечном итоге на этой стадии большинство юношей и не менее трети девушек выходят в жизнь курящими и пьющими. Все чаще – балующихся более сильными наркотиками, кандидатами в наркоманы.
Наконец, третичная -  это производственный коллектив или компания взрослых. Час «поработали» – перекур. Все выходят в коридор или затягиваются сигаретой прямо на рабочем месте. А ты один – как у поля обсевок. Вроде урода. На застолье всем разливают спиртное, а ты просишь минералки. На тебя смотрят с ненавистью: «Как? Через полчаса-час все будут, как свиньи, а ты хочешь остаться человеком?!» И вот из оставшихся процент за процентом капитулирует, переходит в ряды курильщиков, пьяниц, наркоманов.
Конечный итог. Три четверти мужчин и более трети женщин в России курят (как в США полвека назад – с тех пор планка этой дикости там резко пошла вниз). 20% мужчин и женщин «пригубливают за компанию». Еще 20% «знают свою меру» (т.е. бывают навеселе не каждый день). Еще 20% «выпивают», т.е. постоянно «в подпитии», но не до потери сознания И еще 20% - алкоголики и горькие пьяницы (это – разные, но одинаково мерзкие категории пьющих). В числовом выражении это почти 18 млн. периодически буйно помешанных на 100 млн. взрослого населения России. От них стоном стонет каждая пятая семья. Прибавьте сюда 3 млн. наркоманов (большей частью из курильщиков и пьяниц). Оставшиеся 20% - трезвенники, на 9\10 женщины (так же, как из пьяниц – 9\10 мужчины).
И все это имеет тенденцию отнюдь не к снижению. Горький опыт показывает, что все без исключения племена и народы земного шара, оказавшиеся в подобной ситуации, освобождали от себя земную поверхность всего за несколько поколений.
Теперь очередь за нами.
3.
Спора нет: торговать сигаретами и вином намного проще и выгоднее, чем хлебом и книгами. Более сильными наркотиками – еще выгоднее, только уже на «черном рынке», со всеми его законами и беззаконьем. Ну, а какая же торговля без рекламы? Опыт показывает, что минутная телепередача «Чаепитие в семье» УДЕСЯТЕРЯЕТ спрос на соответствующий сорт чая. Тут никаких денег не жалко – любые расходы окупаются сторицей. И начинается: раскроешь газету – пачка сигарет и бутылка. Включишь телевизор – то же зрелище, да еще с героем-наркоманом в телефильме. Выйдешь на улицу – света белого не видно за сигаретами и бутылками на рекламных щитах. Спустишься в метро – все то же самое.
Что, в сущности, происходит?
По сути, невиданная ранее, теперь уже четвертичная по счету тотальная никотинизация, алкоголизация и неизбежно следующая за ними собственно наркотизация общества. Ты не пил, не курил – начал. Баловался сигареткой-двумя в день, а попал под гипноз рекламы – задымил как паровоз навстречу своему преждевременному колумбарию. «Пригубливал», но реклама прорвалась в подсознание – и начинаешь все крепче выпивать, а там уже и чертики зеленые в глазах недалеко. Ну, а там, где курево мешается с выпивкой, и в голове от них мутная муть – предложи «поддать» чем-то еще более сногсшибательным, и готов еще один наркоман.. .
Напомним, кто забыл, что на земле не одни мы небо коптим. Наряду с западной и евразийской цивилизацией, существует исламская – от Марокко до Индонезии и от Казани до Юга Африки. Там курят намного меньше, пьют совсем мало (большей частью – подражающая Западу молодежь), да и с наркотиками сложнее – там кое-где за торговлю ими вешают, как собак. Еще есть конфуцианская – это Китай, Япония, обе Кореи, Индокитай. Там молодежь только еще начинает баловаться сигаретами и пивом, уровень потребления наркотиков – на порядок ниже, чем на Западе и у нас. Наконец, есть индийская – почти некурящая, совсем непьющая, наркотиков почти не потребляющая (за исключением части молодежи, подражающей Западу).
Иногда кажется, что это – какой-то заговор против Запада и Евразии. Хитрая, хорошо налаженная система движения убийственных наркотиков всегда с юга на север, никогда не наоборот. Что ж, вполне возможно, что таким образом «освобождается» огромная часть земной суши. Пустовать она не будет – вон сколько на земле стран, где люди как муравьи, буквально друг на дружке.
Ну, заговор – не заговор, а сами-то мы каковы? Мы – люди, общество, государство – сами себя ведем на заклание пропагандой, рекламой всех видов наркотиков, что ли?
4.
Итак, ответ на сакраментальный русский вопрос: «кто виноват?» – найден. Мы сами, каждый из нас лично, все общество, наши государства. Неизбежно возникает следующий за ним: «что делать?».
На наш взгляд, все то же самое, что с культами похоти и насилия.
Во-первых, широко развернуть информацию о психофизическом механизме действия наркотиков. Покончив с самоубийственной ложью, будто никотин – одно, алкоголь – другое, а опиум, кокаин, гашиш и пр. – третье. Надо доходчиво, без устали рассказывать и рассказывать людям (в первую очередь, детям, подросткам, молодежи – для каждой аудитории отдельно), что такое наркотик, как он подчиняет себе и губит человека, как конкретно это происходит в семье и компании, как наркоторговцы заманивают в свою мышеловку бесплатным сыром, т.е. первыми «дозами», кто заинтересован в возможно более скором истреблении наркотиками народов России и как это конкретно делается. И что надо делать, чтобы вовремя освободиться от удушающих объятий наркотика, если уж попался в них.
Не реклама с целью выпотрошить кошелек потребителя, а просвещение, просвещение и еще раз просвещение – вторая Эпоха Просвещения как единственный способ пережить ХХ1 век.
Во-вторых, предельное ужесточение законодательства.
Раз ты начинаешь курить, знай, что тебе придется делать это только в специально отведенных «местах для курящих», ставящих тебя вне общества некурящих как на работе, так и в местах отдыха. А покажешься с сигаретой в общественном месте – разорительный штраф.
Напился до безобразия – совершил хулиганство, за что полагается еще более разорительный штраф. Докатился до алкоголика – стал как прокаженный (тем более, что и разницы, по сути, никакой).
Ну, а уж если наркоман – хуже прокаженного (так оно и есть на деле). При этом любой наркобарон и наркокурьер, в связи с фактической отменой смертной казни, должен получить такую пожизненную одиночную камеру, чтобы позавидовал повешенному.
В-третьих, все это даст лишь очень ограниченный эффект, если не развернем индустрию моды на тотальный отказ от любых наркотиков.
Закурил – все равно, что публично испортил воздух (собственно, так оно и есть).
Пьяный – все равно, что публично наложил в штаны.
Попал в наркоманы – все равно, что заразился спидом. Отшатываются все вокруг.
Только вот как создать такую моду? Тут первое слово не столько за наукой, сколько за деятелями культуры – писателями, журналистами, киношниками, телевизионщиками, художниками, артистами. И прежде всего – грамотно поставленная реклама («антиреклама наркотиков»). Курс на самую настоящую революцию в нравах и обычаях.
Может быть, попросить денег на «антирекламу наркотиков» у винно-табачных монополий? Маленький процент из их чудовищных сверхприбылей.
Ведь речь о том, переживут ли люди – и потребители, и производители табака, спиртного, более сильных наркотиков – ХХ1 век. Может быть, даже первую половину наступившего столетия …
Мы еще не сказали о том, что бывает и четвертый вид наркотика. Это когда средствами искусства человека приводят в такое же исступление. Но, наверное, эта тема заслуживает особого рассмотрения.