Лужа

Марат Эм
   Жизнь сейчас не то, что раньше. Вот раньше действительно была стабильность. Магазины, дома, целые города годами стояли без изменений. Осматривая какой-нибудь город и проникаясь его уютной атмосферой можно было быть совершенно уверенным, что все останется без изменений и через год и через три. Можно было приехать в этот город и убедиться, что все осталось как было. Ну, разве что кино-афиша или вновь покрашенный забор могли напомнить о том, что жизнь иногда заглядывает и сюда. Десятилетиями нетронутые улицы становились частью тебя. Забор через который ты лазил в школу, грибок на детской площадке надежно прикрывающий от дождя, ароматный хлеб в булочной где за кассой сидит все та же кассирша, остановка автобуса с вечно ждущими пассажирами и я как всегда иду к дому тропинкой наискосок.
    Архитектура площадей, перспективы улиц созерцаемые годами сплетались воедино, создавая свой особый мир. Привыкнув к этому городу особенно жалко и больно понимать, что его уже нет, и никогда не будет. С другой стороны, совсем ничего менять тоже нельзя. За тридцать лет жизни в одном и том же районе я почти сошел с ума от ежедневной последовательности одинаковых архитектурных перспектив и сформировавшихся привычек. От этой скуки томились мои друзья и соседи, и даже старики. Малейшее изменение в жизни района вызывало интерес у всех его жителей. Об открытии нового магазина узнавали за считанные часы, а о появлении нового фильма в кинотеатре узнавали даже заранее. Было так мало поводов удивляться.

   Стабильность сама по себе вещь хорошая и даже нужная, если бы не однообразие. Скучно однако. Надоедает все, а главное мелочи. Можно запросто возненавидеть  какое-нибудь банальное печенье или кусок мыла. Первое что хочется сделать это просто их заменить. И вот начинаешь думать чем их заменить, чтобы внести хоть какое-то разнообразие, и в общем-то это не сложно. Вместо кофе можно заварить чай, вместо риса сварить картошку, в конце концов вместо водки всегда можно взять пива.
    И все бы ничего, только все заменить невозможно. Мебель к примеру ведь не поменяешь. Как с этим быть? Ну можно ее поменять местами, а дальше что? Все равно это ни к чему не приведет. Поменяв местами шкаф с диваном ты уже на следующий день понимаешь, что это вносит разнообразие: а) мнимое, б) не надолго.
    И самое безобидное к чему это может привести это полюбить свою мебель за невозможностью ее заменить. Вещи становятся как родственники, которых не выбирают. Приходится также полюбить пиво, и эту водку, и это печенье с этим куском мыла...

     Ну, хорошо, а что делать с улицей?

     По пути на работу одна и та же надоевшая последовательность:
дом, лужа, поворот, магазин.
     По пути домой то же самое, только наоборот :
магазин, поворот, лужа, дом.

    Больше всего бесит лужа на повороте. Она все время возникает как-то неожиданно, весной, осенью и просто так, когда ей вздумается и именно это ты больше всего не в состоянии изменить, и понимая это ты начинаешь считать ее частью чего-то внутри себя, что изменить невозможно. Нет, ты не смирился и тем более не полюбил ее, просто: ЭТО ИЗМЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО.
     Конечно приятно жить и работать в другом городе или стране зная, что где-то есть места не меняющиеся годами, куда можно приехать, как к дедушке с бабушкой и убедиться, что все осталось, остановилось и можно не бояться вечного течения жизни, старости, болезней и вообще ничего плохого. Трудно привыкнуть к тому, что приходится менять свои привычки, стереотипы и заблуждения. Странные и даже диковатые элементы былой жизни сейчас уже представляются милыми и даже благородными (наверное выросшие на этой плодородной почве привычки и являются основой для ностальгии). И наоборот: элементарные, не замечаемые тогда приметы времени сейчас видятся как недостижимыми по своей общественной полезности. Простота продуманности некоторых вещей много лет назад контрастирует с бессмысленной усложненностью сейчас.

   Самая главная привычка которая, по-моему, сейчас нужна это «не удивляться». Бесконечно удивляться невозможно. Нас уже не удивляет, что в  районе за последний месяц открылся уже третий новый магазин взамен двух закрывшихся, а в кинотеатре каждый день новое кино, поэтому не стоит даже пытаться все посмотреть. И вот эта суета начинает раздражать, вы смотрите на все другими глазами, ищете тот город в котором было так скучно жить, вспоминаете забытую, размеренную жизнь и понимаете, что того города уже нет, и жизни той уже не будет. Город постоянно перестраивается, надстраивается, подстраивается. Чтобы узнать место где ты не был всего каких-нибудь полгода-год приходится прилагать усилия. Место куда можно вернуться и успокоиться сужается до размеров двора, дома, квартиры. Узнавать уже нечего, запоминать бесполезно, удивляться бессмысленно, лучше вообще не знать, что происходит вокруг. Хочется сохранить хоть что-то, хотя бы этот забор, через который лазит в школу уже кто-то другой, или грибок на детской площадке, надежно защищающий от дождя, а в булочной по прежнему пахнет хлебом и еще работает постаревшая кассирша. На остановке, как всегда, вечно ждущие пассажиры и я опять иду домой тропинкой наискосок.

 
    Вот так, стабильность переходит в скуку. Она томится и зреет, а созрев, обязательно будет использована, в качестве ингредиента для совершенно разных блюд. Главное, что просто так скука не кончится, ее обязательно надо использовать. Просто так она никуда не денется, но это уже другая история.