Русский-Меч ч1. Последние дни Византии г3 Ударный

Олег Широков
Русский-Меч
Часть1. Последние дни Византии
Глава 3. Ударный отряд

Последнее жестокое сражение между защитниками Царьграда и штурмовыми отрядами развернулось на главной площади перед императорским дворцом. Наёмники и византийская гвардия прекратили сопротивление уже давно, руниты же бились до конца, прекрасно понимая, что сдаваться им нет никакого смысла. Слишком много крови восточных и северных поселенцев было на руках папства, поэтому его солдаты в русском и османском плену долго не жили. 
     Когда на башне императорского дворца выкинули белый флаг, и горны затрубили сигнал сдачи, ударные сотни Союза сражались уже у лестницы дворца. Услышав сигнал, руниты сразу же начали отходить к порту. Некоторым отрядам, командиры которых удержали строй, удалось вырваться с площади. Большинство же рунитов отступали беспорядочно, малыми группами, которые не имели пробивной силы, чтобы раздвинуть окружившие площадь войска.
     До порта смогли добраться лишь две сотни родосских воинов. Им удалось снять с якорей четыре корабля, но в этот момент в порт ворвалась османская конница. Борт одного из родосских кораблей был изрублен сразу же. Второй корабль, сумевший отойти от берега, столкнулся с загородившей ему путь галерой и быстро затонул. Но два корабля с сотней латников все-таки вышли из гавани. Далеко в море ещё один корабль, получивший повреждения во время прорыва, начал оседать в воду. Родосцы бросили в море всех коней, подобрали своих воинов и ушли.
     К десяти часам утра большинство защитников города были убиты или взяты в плен. Кроме родосцев – ещё лишь около пятисот конных франков смогли вырваться из Царьграда на южную дорогу. Разметав пытавшиеся их задержать османские заслоны, потеряв больше половины людей, этот отряд добрался до каменистых холмов за городом и ушёл от преследующей его конницы по одной из вьющихся меж холмами тропинок.
     Первой к дверям императорского дворца удалось пробиться ударной рязанской сотне Саввы Савура. Едва рязань сбила с лестницы защищавших её франков – на крыше дворца загудел сигнал сдачи.
-Стой! - тут же приказал сотник – Теперь смириться! Победа нам, слышь?

Воины зарычали, не в силах сразу остановить набитые за время штурма руки. Некоторые из них принялись рубить мечами мраморные перила и поверхность колонн.
-Скорее, злыдни! – крикнул ещё старшина Уркос – Нам дале идти!
      Пятьдесят шесть уцелевших от сотни воинов быстро собрались на верхней площадке лестницы.
-Все? – спросил Савва старшину.
-Молодых порастеряли. Только на площади двенадцать воев неумелых отдали.
-Эк, ты о мёртвых-то!
-Бог всех пожалеет. Наше дело тяглое.
      Ещё одна группа из шести осман вслед за рязанами поднялась по лестнице.
-Здорово, рус! – весело крикнул Савве возглавлявший осман латник- Видишь, внизу ещё бьются. Пойдем во дворец, или выждем?
-Каны велели ударным императора защищать. Надо идти. Тебя как величать?
-Я – Баскон, Фатиха племянник.
     Савва кивнул, пошёл по широкому дворцовому коридору, подняв на плечо тяжёлый двуручный меч. Сотник был одет для штурмового боя - в цельные латы и шлем с забралом - потому шёл в отряде первым. Люди Баскона направились вслед, быстро распределившись среди русов по правилу ударных отрядов: впереди - тяжёлые воины, за ними - стрелки, позади – мечники-прикрытие.
     Они не миновали и половину коридора, как навстречу им стали попадаться сдающиеся византийские солдаты. На их щитах старшина рисовал углем знак сотни – кривой меч, чтобы задним отрядам было ясно, кто защищает этих пленных.
     Вскоре коридор, по которому они шли, заволокло едким дымом. Горело что-то совсем рядом. Видимо, один из мортирных выстрелов пришёлся-таки по дворцовой стене.
-Вот, косолапые! – возмутился кто-то из воинов – Не дай Бог что с императором! Позор войску будет!
      Савва ускорил шаг, и вскоре отряд подошёл к широкой мраморной лестнице, застеленной ворсистым ковром. Тронный зал был где-то рядом.
     Они взбежали по лестнице и почти столкнулись с четырьмя окровавленными франками, явно только что побывавшими в бою.
     Руниты попятились, выставив мечи. Один из них, не глядя, швырнул кинжал в приближающихся воинов. Лезвие скользнуло по латам Баскона и ударило в пол.

     Савва отшагнул в сторону, пуская вперёд стрелков, но выстрелить те не успели. Высокий плечистый франк, держащий в руке медный футляр для грамот, увлекая остальных, кинулся к узкой двери в стене, за которой виднелись перила уходящей вниз лестницы.
-Вот, юркие! – засмеялся Баскон – Возьму их?
-Возьми. Аккуратнее там, в подвалах!
     Осман махнул рукой и вместе со своими воинами побежал вслед за франками.
     Двери тронного зала русы нашли сразу за большим проходным залом с гранитными колоннами.
-Смотри, сотник, кровь на полу! - сказал старшина, косясь на троих дворцовых стражников, неподвижно стоящих у двери – Бой здесь был!
     Византии молча поклонились, отошли чуть в сторону, открывая проход в зал. Левая рука каждого из них продолжала сжимать рукоять меча.
     Рязане с любопытством глазели на «бессмертных», как обычно называли личных стражей императора. По лицам византиев и их манере держаться, видно было, что это настоящие опытные воины. Каждый из одетых в чёрное «бессмертных» был высок ростом, плечист и статен. Их драгоценная шёлковая одежда показывала, как выделял этих воинов император. Из шёлка были их рубахи, голубые плащи и бело-голубые чалмы, накрученные вокруг шлемов. Мечи стражей были доброй стали, обычной на Руси, но редкой в Византии.
     Распахнув дверь, русы увидели множество трупов на полу тронного зала.
     Около пятидесяти византийских сановников, сидящих на лавках у стен, и четырнадцать «бессмертных» смиренно поклонились вошедшим.
-Не успели! - сказал Савва сквозь зубы - Ах вы...
     Тяжелая злоба вновь накатила на него. Стиснув рукоять меча, он оглянулся вкруг, едва сдерживаясь, чтобы не дать команду своим воинам.
-Эй, друг, хватит здесь всякого разору! – сказал по-русски кто-то из-за спин «бессмертных».
     Из группы византиев, поддерживаемый офицером стражи, вышел толстенький человек в сером плаще. Голова его была обвязана окровавленной тряпкой. Опираясь на византийский меч, он заковылял к Савве с извиняющейся улыбкой на лице.
     Это был Кириак, один из доверенных царских лазутчиков. Они с Саввой были знакомы давно и могли бы считаться настоящими друзьями, если бы не слишком разное их представление о выполнении своего долга. Савва всегда жил по воинскому закону чести, царский же лазутчик легко обходил любые правила, если этого требовало достижение цели.

-Кириак! Ты здесь?
-Видишь, не удалось мне спасти императора.
     Сотник бросился к раненому, оттолкнул стражника, ухватил Кириака под руки.
-Ничего, - проговорил лазутчик, едва сдерживая стон – Так, придавило немного. Ты, Савва, не трогай византиев. Франки это учинили. А императора генерал Исидор отравил. Там Исидор, связанный у трона.
-Этот?
-И пальцем его не касайся! Пусть всё Тимофей решает!
      Савва махнул рукой и повёл товарища к выходу из зала.
-Грамота! – прошептал ещё лазутчик, сжав плечо сотника – Франки унесли грамоту императора!
-Видели мы тех франков. Далеко не уйдут - за ними Баскон пошёл, Фатиха воин.
      Кириак хотел сказать ещё, но вдруг застонал и осел на руках Саввы.
-Друг твой? – спросил сотника по-русски византийский командир.
     Савва покосился; всё же кивнул смелому воину.
-Я видел, как он дрался, - сказа Олия – Восьмерых зарубил, пока его на пол не свалили. Умелые у царя вашего лазутчики.

     Командир передовой сотни османского войска Баскон был ещё весь поглощён азартом боя. Растеряв свой отряд на дворцовой площади, нарубившись с франками всласть, он так и не унял в себе желание продолжить битву. Баскон был горд тем, что первым из осман пробился в императорский дворец, и очень сожалел, что Царьградские трубачи протрубили сигнал сдачи. Теперь в битве ему оставалось только одно дело - добраться до этих четверых франков, которые обидели ударом кинжала.
     Он настиг их только на нижнем этаже дворцового подземелья. Догнав последнего, он одним ударом палицы по шлему повалил его на каменный пол. Трое остальных франков прижались к стене, загораживаясь мечами. Османы окружили их полукругом.
-Всё, латины, бросайте оружие! – сказал Баскон, угрожающе взмахнув палицей – И на колени! Поживёте тогда.
-Беги, Лан! – крикнул один из франков.
      Двое рунитов бросились на осман, третий, держащий в руке медный футляр, попытался прорваться, воспользовавшись свалкой. Он ударился грудью о латы Баскона, отпрянул назад, повалился на истыканные мечами трупы товарищей.
     Османы рывком подняли франка на ноги. Баскон взял у него футляр, рассмотрел выгравированную на нём императорскую печать, засмеялся.
-Ну, грамота, кажется богатая! Недаром её так оберегали!
В этот момент в глубине коридора показался небольшой отряд - около двадцати воинов, одетых в серые плащи с капюшонами. Командир отряда помахал Баскону рукой.
-Свои! – сказал осман.
      Он снова повернулся к пленнику, указал на него воинам.
-Давайте, вяжите его и покрепче! Доставим его вместе с грамотой Совету.
     Воины Баскона ухватили локти франка, принялись вязать их веревкой.
-Что у тебя тут? – спросил командир подходящего отряда.
-Да вот, франк. Грамоту эту пытался…
     Удар кинжала был неожиданным и страшным. Тонкое лезвие скользнуло между пластинами лат Баскона и на пол ладони вошло ему в сердце.
-Что?…- ещё успел вскрикнуть он. Выронив палицу, он осел на бок.
      Словно стая волков двадцать воинов в серых плащах набросились на шестерых осман. Лишь одному из людей Баскона удалось дотянуться мечом до ближайшего врага – но и он тут же получил жестокий удар копьём в лицо.
      Нападавшие оттолкнули трупы, быстро освободили связанного франка.
-Где император? – спросил его командир серых.
-Он не пошёл и умер, - хрипло ответил Лан – Хозяина взяли. Он велел мне уйти в подземный ход и ждать. Он знает, что вы поможете ему освободиться.
     Командир отряда задумался.
-Да, Исидор нам полезнее на свободе. Иди в условленное место, и жди. Я дам тебе знать, когда придёт время.
     Лан кивнул, торопливо пошёл по коридору. Командир серых вытащил из раны Баскона кинжал с длинным тонким лезвием, вытер его плащом, задумчиво повертел в ладони.
-Теперь быстро идти! – сказал он своим воинам – У нас есть ещё одно важное дело!


Русский-Меч Часть1. Последние дни Византии Глава 3. Ударный отряд
http://russkiy-mech.ru/poslednie-dni-vizantii/glava-3.html