Комментарии к притче о царе Давиде

Анатолий Пилаф
________________________________________

Когда царь Давид почувствовал, что он скоро умрет, он позвал к себе своего сына, будущего царя Соломона.
- Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, - сказал Давид. – Что ты думаешь о мире?
- Везде где я был, - ответил Соломон, я видел много несправедливости, глупости и зла. Не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить.
- Хорошо. А ты знаешь, как сделать это?
- Нет, отец.
- Тогда послушай.
И царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю.
Давным-давно, когда мир был юн, землю населял один-единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо детей – их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал к себе четырех наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.
Несправедливость – сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств и вести себя так, как будто мир существует независимо от него. "Мир существует, а я не существую" - только этот принцип может взять за основу справедливый человек.

====================================комментарий Анатолия Пилаф==================================
1)НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ – субъективная категория: у каждого человека, по большому счету, свое понятие справедливости. Если Вы скажете, что существует групповое понятие справедливости, ничего не меняется: у каждой группы свое понятие этой сущности. Оно зависит от парадигмы мировоззрения  субъекта (человека, группы…). Если понимать, что субъект принимает жизненную позицию «Мир существует, а я не существую» в смысле лишить себя всего мирского: истинный монах, аскет, живет только ради справедливости для других - и эта позиция не делает его справедливым в глазах других субъектов. Так как у каждого иного субъекта, кого этот «монах, аскет, Соломон пытается рассудить,  «свое»… пардон, своя парадигма.

Глупость – продолжал он, возникает потому, что человек судит об огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир. Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. "Я существую, а мир не существует" - этим принципом руководствуется мудрец.


====================================комментарий Анатолия Пилаф==================================
2) Это информационная категория. С подачи Клода Шеннона (в России академик Котельников) ее можно измерить эмпирическими мерами количества информации,  мерой энтропии... Согласен с Давидом, если замкнуться в своей скорлупе, где количество исходов без связи с миром, думаю, можно считать конечным, по отношению к этим исходам будет полная ясность. То есть, будешь в этом смысле мудрецом. Зачем познавать мир: копайся в себе – мудрость обеспечена.

Зло – сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда ради своих целей он вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. "Мир существует, и я существую. Я растворяюсь в мире" - вот основа для тех, кто несет в мир Добро.


====================================комментарий Анатолия Пилаф==================================
3)читай пункт 1, заменив категорию НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ на категорию ЗЛО, а категории АСКЕТ, МОНАХ, на ЭГОИСТ.


И наконец – Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то, утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир - ему не может чего-либо не хватать. "Мир существует, и я существую. Весь мир растворен во вне" – вот формула Счастья.


====================================комментарий Анатолия Пилаф==================================
4)Счастье это состояние души человека, которое  зависит от соотношения представления человека (подсознательном) о счастье и реальном состоянии мира. Счастье сиюминутно, так как и представление человека о счастье и само состояние мира динамичны. То есть, чтобы человек стал на мгновение счастливым, нужно его представление о счастье уравновесилось с реальным состоянием мира. Чтобы достичь такого баланса, нужно либо  представление человека  о счастье изменить, либо мир. Давид предлагает легкий путь – изменить представление о счастье, я так понимаю его фразу «Мир существует, и я существую. Весь мир растворен во вне».  Но далее, допустим, баланс достигнут, однако  это лишь на мгновение:
• Бредет человек по пустыне… Его представление о счастье-глоток воды. Набрел на оазис, напился, расправил плечи – и вот он уже любуется великолепным закатом, ощущая вновь себя несчастным от осознания того, что кто-то другой на другом конце шара любуется в одиночестве восходом солнца …
• «Что тебе нужно, Шура, для полного счастья»…



Итак, царь передал формулы Справедливости, Мудрости, Добра и Счастья своим сыновьям, и вскоре после этого умер. Наследники же, заметив, что эти формулы противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили весь народ на четыре равные части и каждый стал управлять своим народом. Один царь нес людям Справедливость, второй – Мудрость, третий – Добро, а четвертый – Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.
Прошло время, и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло - так закончил свой рассказ царь Давид.
- Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.
- Я все понял, - ответил Соломон. – Надо научить всех людей всему сразу – и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя
- Хорошо, - сказал Давид, но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, зло и несчастье уже перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы победить эти пороки, нужно прежде всего справиться со страхом.

- Тогда объясни мне, как побороть страх.
Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали – бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия.
... Царя Соломона уже давно нет, но люди помнят его. Его называли справедливым, добрым, счастливым и бесстрашным.




====================================комментарий Анатолия Пилаф==================================
А собственно, почему я должен побороть в себе страх? Подавить для того, чтобы не мешал осуществить осознанное решение – да. Но побороть его окончательно - абсурд. Страх – это нормальное человеческое чувство.
Давайте, будем жить: стараться быть справедливыми, но помнить, что у другого может быть свое понятие справедливости.
Бояться старости, бессмертия, если вселенная приоткроет Вам оконце. Бояться, что сосед сверху затопит невзначай…
Злиться, обижаться на несправедливость и… стремиться к СЧАСТЬЮ - счастью вечному, блаженному, интуитивно понимая, что если и свершится Счастье, то это лишь на миг.
В общем, давайте стремиться  БЫТЬ ЧЕЛОВЕКАМИ, а не роботами.