Несмелые наблюдения

Наталья Трибунская
Лучшее, конечно, впереди...

Задумывались ли вы над тем, как меняется наше восприятие мира с годами? Уверена, задумывались и не раз. И  с возрастом это становится все очевиднее. Вот так и я наблюдаю за собой и окружающим миром, пытаясь законспектировать свои наблюдения, чтобы помнилось. Наблюдения несмелые, потому что мне всего-то лишь четверть века, я еще только учусь наблюдать за жизнью – своей и чужой, и иногда, когда получается посмотреть на все «со стороны», эти попытки кажутся такими робкими, порой – тщетными, а иногда даже жалкими.

18 лет. Жизнь кажется долгой, необъятной, и все еще не просто впереди, а где-то далеко-далеко и кажется таким недосягаемым. И при этом думаешь о «будущей» себе  с большими надеждами: о том, какой ты будешь в 25, что у тебя будет, а чего нет. И ты с одной стороны не хочешь себя 25-летнюю, потому что «это так много», «это старая уже буду». Вспоминаю себя и улыбаюсь, вот мне 25 и ничего я не старая, хотя уже страшновато становится от осознания того, что жизнь бежит, годы летят совершенно незаметно, и ты ничего не можешь с этим сделать. В то же время в 18 лет мне все-таки хотелось поскорее стать 25-летней, и как ни странно по той же самой причине: буду уже взрослая, самостоятельная, ни от кого независящая... Как же я ошибалась во всех предположениях.

25 лет. Жизнь кажется такой короткой, маленькой и быстро ускользающей сквозь пальцы рук словно песок. И при этом думаешь о «будущей» себе со страхом: потому что молодость беспощадно проходит. И кажется, что проходит мимо тебя. Хотя, конечно, это совсем не так: было много хорошего, и не очень хорошего... все было. И еще сколько всего будет! Но почему-то ты думаешь об этом с грустью. Оказывается, в 25 ты все еще не взрослая, хотя уже несомненно старше и мудрее, и закаленнее. И отнюдь не самостоятельная, и даже если ты уже избавилась от родительского контроля, появились другие обязанности. Работа. А у кого-то семья, дети, муж. Разве можно быть абсолютно самостоятельной и свободной когда ты не одна в этой жизни? Конечно нет. Вспоминаю себя 18 летнюю – какой же я была наивной, слепой, в огромных розовых очках, закрывающих мне всю реальность этого мира. Летящая, парящая, почти воздушная. Хотя, чего таить, я до сих пор еще не опустилась на землю. Все еще «зависаю» где-то в нескольких дюймах над твердой поверхностью. Все еще живу мечтами. Все еще достаю периодически розовые очки и надеваю. Ни за что с ними не расстанусь, только спрячу подальше, и буду беречь.

30 лет. Жизнь все такая же, только рутины становится с каждым годом все больше, суеты непочатый край, но к счастью я все еще чувствую себя молодой и счастливой. Иногда только бывает грустно – ведь проблем не убавляется с годами. Ах, как танцевать охота... Молодой человек, пригласите меня на танец. Сколько мне лет? Ну что вы, разве прилично спрашивать у девушки о ее возрасте! Хотите рискнуть догадаться? Ну попробуйте... Ой, ну что вы, конечно же нет, конечно мне уже давно не 18! Что? Великолепно выгляжу? Спасибо...25? нет, но мне кажется, что 25 мне было еще вчера....

35 лет. Говорят, заканчивается молодость и наступает взросление. Что же, будем взрослеть. Взрослеть, но не стареть. Мудрость, кажется, уже так и лезет через край, о себе 18-летней вспоминаю с улыбкой, о 25-летней со снисхождением, о 30-летней с сожалением. Вот бы вечно 30...кто-то сказал, что у женщины это самая-самая «золотая середина». Да, это так, жаль, что понимаешь это слишком поздно.

40 лет. Тебя тошнит, дочка? Дочка, ты что, хочешь сделать меня бабушкой в 40 лет? Ах, это ты просто отравилась. Смотри у меня, аккуратней! Ну и что, что ты уже взрослая! Тебе всего 18, у тебя еще все впереди, вся жизнь! Станешь старой? Нет, доченька, в 25 лет ты еще не станешь старой. Уж поверь мне, до 30 все еще паришь... Дочка, ты меня слушаешь вообще? А, Вадик приехал, ну иди, иди, гуляй, только надолго не задерживайтесь, а то я за вас переживаю! Да знаю я, знаю, ты уже взрослая...

45 лет. Баба ягодка опять? Да кто-нибудь когда-нибудь задумывался, что нужно женщине делать, чтобы и в 45 выглядеть ягодкой? Ведь за эти годы на ее хрупкие плечи сваливалось столько всего! Ах, ну не будем о грустном. Мы и правда прекрасны, и в 45 и в 70! И вообще, у нас еще все впереди. И почему-то сегодня такое игривое настроение! Ой, доченька, погляди получше за Ванечкой, он вон чуть не упал! Ну что ты, конечно я посижу с ним завтра, а вы с Вадиком куда-то собрались? А, в гости к друзьям, хорошо вам отдохнуть. Конечно, дорогая, тебе ведь всего 23, отдыхай, веселись!

50 лет. А ума все нет... Почему-то кажется, что насколько бы я не становилась мудрее год от года, все равно продолжаю совершать ошибки, а иногда не знаю, как выйти из какой-то ситуации. Может, это уже старость? Стааарость...  так неприятно, но неизбежно это понимать. Надо бы проведать дочку, внучка – рядом с детишками и молодость как будто бы возвращается. Вот оно – настоящее женское счастье. И возраст уже перестает иметь значение.

55 лет. 60 лет. 65 лет. 70... кому сколько отмерено. Собственно, жизнь уже идет по накатанной, со своими взлетами и падениями, и восприятие возраста, как и общее мироощущение, по большей части остается одним и тем же. Тут главное не грустить и не впадать в депрессию. Потому что старость уже не кажется чем-то нереальным, и все чаще задумываешься о неизбежном. И все чаще вспоминаешь молодость. И радуешься, что все это у тебя было. Жаль только, что так быстро прошло. Лучшее конечно впереди – это уже не про тебя, а скорее про твоих детей и внуков, но как ни удивительно, каждый год ты находишь для себя что-то лучшее, чем было в предыдущем году: рождение еще одного внука или внучки, успешная карьера детей (да, о своей карьере уже не думаешь, а вот за детей от души радуешься), и такие радости как уютная дача с красивым садом, может быть даже новая квартира – а почему бы и нет. И много-много вновь открываемых, а зачастую – впервые осознанных жизненных истин. Как никогда раньше, начинаешь понимать смысл пословицы: если б молодость знала, если б старость могла...