Иллюстрация к романсу "Растворил я окно" (из ин-нета) Белая ночь в Санкт-Петербурге.
«Я желал бы, чтобы музыка моя распространялась» - эти слова композитора можно считать вполне воплотившимися в жизнь. Его оперы ставят на всех оперных сценах мира, его симфонии звучат в исполнении выдающихся зарубежных филармонических оркестров. Его романсы являются репертуарными и входят в число обязательных произведений на международных конкурсах вокалистов.
Романсы ЧАЙКОВСКОГО Петра Ильича (р. 1840 – 1893) – непреходящее музыкальное богатство России и высокая школа воспитания вокалиста. Их нельзя петь плохо или посредственно. Неподдельные страсть, драматизм, гениальный мелодизм, сложная и богатейшая фортепьянная партия романсов требуют от вокалиста и концертмейстера грамотности, большой музыкальной и интеллектуальной отдачи.
Пётр Ильич родился в г. Воткинске, на Урале, где его отец был начальником металлургического завода. Свою первую песню «Наша мама в Петербурге» Чайковский сочинил в 4 года. В то время только формировались его музыкальные способности, но уже было ясно, что они незаурядны.
В 10 лет его отправили в Петербург и определили в Училище правоведения «Я очутился, - писал впоследствии композитор, - совершенно одиноким в большом, чужом городе». Может быть, только музыка, которой в училище отводилось значительное место, скрашивала печаль разлуки с домом и горячо любимой матерью. Поэт Апухтин писал о годах учёбы в Училище:
Ты помнишь, как забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной?..
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами…
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил…
Чайковский после окончания в 1859 году Училища правоведения, и, работая чиновником в министерстве юстиции, не утратил интереса к музыке, а, напротив, с ещё большим рвением стремится к ней. И как только открывается в Петербурге в 1862 году первая в России консерватория, он поступает туда.
«…Что из меня выйдет, - пишет он сестре А.И. Давыдовой, - когда я кончу учиться? В одном только я уверен, - что из меня выйдет хороший музыкант…»
В декабре 1865 года Чайковский окончил консерваторию, а в январе следующего года переехал в Москву по приглашению Н.Г. Рубинштейна, чтобы занять место преподавателя в открывавшейся в 1866 году Московской консерватории.
«Счастье Чайковского, - говорил Асафьев, - что тотчас по окончании Петербургской консерватории он попал в Москву и застал великие 60-е годы среди мощного раскрытия русских артистических сил, в окружении народно – песенного половодья»
Москва для Чайковского стала любимым городом, где развился, окреп и получил признание его замечательный талант.
В 1869 году Чайковский создаёт свои первые значительные романсы на стихи русских поэтов. Как правило, он свободно обращается со стихами, заменяя строфы, вводя новые слова, повторы, таким образом выделяя главное мелодико-эмоционально-смысловое зерно, которое преобразуется в основную тему романса. В этом проявился романсово - симфонический стиль композитора.
Таков и романс «ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО» на сл. А. Апухтина. Начало романса - лирически спокойное воспоминание о прошедшей любви:
Забыть так скоро, боже мой,
Всё счастье жизни прожитой!
Все наши встречи, разговоры,
Забыть так скоро, забыть так скоро!..
Затем мелодия,. развиваясь, трансформируется в полную страсти, экспрессивного чувства горечи и сожаления тему:
Забыть любовь, забыть мечты, забыть те клятвы,
Помнишь ты? Помнишь ты? Помнишь ты?
В ночную пасмурную пору, в ночную пасмурную пору.
Забыть так скоро, так скоро! Боже мой!
Романс «РАСТВОРИЛ Я ОКНО» на слова К. Романова начинается мелодией в аккомпанементе – вычлененной попевкой из темы романса в широком октавном удвоении, со скупым гармоническим вкраплением в неё.
Навстречу ему, распахиваясь в восходящем эмоциональном насыщении, взлетает мелодия романса, словно свежий живительный ветер в окно со всеми запахами и очарованием весенней ночи:
Растворил я окно, стало душно невмочь,
Опустился пред ним на колени.
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
Далее следует более спокойный элегический эпизод. связанный с образом соловья, символом «далёкой отчизны»:
А вдали где-то чудно запел соловей,
Я внимал ему с грустью глубокой,
И с тоскою о родине вспомнил своей,
Об отчизне я вспомнил далекой.
С кульминации начинается третий эпизод романса, выплеска эмоционального напряжения нахлынувших чувств, переживаний и тоски по родине…
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений, -
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени…
Только большая любовь к музыке и стремление дать людям хотя бы частицу этого понимания и счастья приобщения подвигли нас к этой работе, которая приносила нам и муки творчества, и радость, и счастье после удачного выступления.
С каждым концертом мы видели, как увеличивалось количество зрителей на концертах, возрастал их интерес к нашим концертам – вокальным, инструментальным, фортепьянным.
Концерты заранее афишировались в общеобразовательных школах, в городе, в поселках Любань и Сельцо. Объектом нашей музыкальной пропаганды были наши учащиеся, учащиеся общеобразовательных школ, родители, взрослое население Любанского региона.
Романс П.И. Чайковского «НАМ ЗВЁЗДЫ КРОТКИЕ СИЯЛИ», сл. А. Плещеева, по характеру и содержанию - элегия, воспоминание о юных годах, когда мечты, красота природы, сила молодости сплетались в один прекрасный венок бытия:
Нам звезды кроткие сияли,
Чуть веял тихий ветерок,
Кругом цветы благоухали
И волны ласково журчали
У наших ног.
Мы были юны, мы любили,
И с верой вдаль смотрели мы;
В нас грезы радужные жили,
И нам не страшны вьюги были
Седой зимы.
Кульминацией, с чувством восторга и сожаления о прошедшем, звучит следующий эпизод. На высоком динамическом напряжении звучит красивая мелодия в верхнем регистре:
Где ж эти ночи с их сияньем,
С благоухающей красой,
И волн таинственным роптаньем,
Надежд восторженных мечтаний
Где светлый рой? где светлый рой?
Спокойный ритм мелодии последнего куплета возвращает нас к элегическому настроению начала романса:
Померкли звезды, и уныло
Поникли блеклые цветы…
Заключительным эмоциональным высказыванием и общим смысловым, динамическим и ритмическим успокоением заканчивается повествование романса:
Когда ж, о сердце, все, что было,
Что нам весна с тобой дарила,
Забудешь ты? забудешь ты?
«СКАЖИ, О ЧЁМ В ТЕНИ ВЕТВЕЙ», сл. Вл. Соллогуба – элегический романс с эмоционально ярким средним эпизодом.
«Я ЛИ В ПОЛЕ ДА НЕ ТРАВУШКА БЫЛА», сл.И. Сурикова - в народном стиле текст, мелодия, гармония. «Взволнованная» фактура в сопровождении появляется в связи с драматизацией образа.
«ДЕНЬ ЛИ ЦАРИТ», сл. А. Апухтина, - это высокое музыкальное осмысление композитором поэтического текста Апухтина. Романс - апофеоз любви, ода прекрасному чувству:
День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли бессвязных, в житейской борьбе,
Всюду со мной мою жизнь наполняя,
Дума всё та же одна роковая,
Всё о тебе, всё о тебе! -
тема, так же получившая у Чайковского симфонический стиль развития. В памяти произведение звучит не иначе, как в сопровождении симфонического оркестра: так насыщена музыкальная ткань партитуры романса.
Исполнение этого произведения, как и вся русская вокальная классика, требует высокой профессиональной и интеллектуальной подготовки вокалиста и концертмейстера, большой творческой работы над собой.
Мы с Татьяной Юрьевной Бычковой решили дерзнуть. Романс был транспонирован на полтона вниз. Татьяне Юрьевне стоило большого труда освоить «кипящую» фортепьянную партию, а для меня это был большой шаг вперед в вокальном совершенствовании.
С вокальной музыкой Чайковского П.И. мы хотели познакомить и учащихся младших классов общеобразовательных школ. В жанре детской песни композитором создан вокальный цикл «Детские песни».
В репертуар были включены «Весна», «Колыбельная песнь в бурю», «Осень», «Зима», «Детская песенка», «Кукушка». Тексты и музыка песен просты и незатейливы.
К жанру музыки для детей обращался и композитор Мусоргский М.П., создав вокальный цикл «Детская»: «С няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «Поехал на палочке, «Кот матрос».
Продолжение: http://www.proza.ru/2011/06/05/790