Урбанизация детства

Игорь Бестужев-Лада
          ПУТЬ  К РАЗРЫВУ  ПОКОЛЕНИЙ
  Была такая шутка в покойном Советском Союзе: все науки делятся на естественные, неестественные (общественные) и противоестественные (“марксистско-ленинские”). Следуя той же логике, в точности то же самое можно сказать о детстве.
Детство естественное - это когда оно проходит в нормальной семье, ныне вымирающей как динозавры.  Напомним, что нормальная семья - это когда дружные родители, а к ним впридачу бабушка и дедушка, дядья и тётки, старшие и младшие братья и сёстры. Когда  общий труд, быт, досуг.  А главное, когда семья одновременно является домашним университетом для всех студентов от трех до пятнадцати лет. С целыми четырьмя факультетами:
- Политехнический: передача профессии как бы по наследству - от отца к сыну,
от  матери к дочери.
- Философский: передача  следующему поколению мировоззрения родителей.
- Политологический: передача следующему поколению стереотипов сознания и
поведения.
- Матримониальный:  овладение (в совершенстве!) самой сложной профессией
на земле - профессией отца или соответственно матери семейства.
  В этом  домашнем университете шло нормальное взросление молодняка рода гомо сапиенс. На втором году жизни грудной младенец переходил на следующий курс: становился просто младенцем, который, в отличие от грудного, обязан был знать свои основные права и обязанности.  А затем на четвертом году жизни младенец превращался в совершенно другое существо - становился ребёнком сначала младшего  (3-5 лет), затем среднего (5-7 лет) и наконец старшего (7-10 лет) возраста. И у каждого возраста были свои существенные особенности. Главные: возрастающий груз забот  о младших братьях и сёстрах, а также работ по домашнему хозяйству. Это не исключало, конечно, игр со сверстниками и прочих детских занятий.
   На втором десятке лет жизни детство кончалось. Начиналось отрочество - социальный статус, настолько же отличный от детского, насколько и от взрослого
Это только сегодня в ходу формула: “дети до 16 лет”.  А в былые времена отрок (отроковица) 10-15 лет - ближайший помощник, можно даже сказать, заместитель отца или соответственно матери семейства, уж никак не ребёнок.
К пятнадцати годам из стен домашнего университета выходил совершенно взрослый  человек - не только физиологически, но и психологически, а также социально - готовый в любую минуту стать во главе своего собственного семейства. Ни одна из существующих систем образования даже отдалённо  не приближается к столь блистательной эффективности “домашнего университета”.
В стенах упомянутого учебного заведения проходило нормальное, полноценное детство ребёнка. Максимум времени - рядом с родителями и другими родными. Какое-то время - игры со сверстниками.  Какое-то - постепенное овладение искусством общения с неродными и даже с незнакомыми людьми. Опыт показывает что так и только так оптимально формируется личность человека.
Детство неестественное - это когда выпадает одно или несколько звеньев полноценно естественного. Например, когда ребёнок, а то и подросток не отрывается от материнской юбки. Или, наоборот, лишен материнской ласки, отцовского влияния, вынужден играть роль приёмыша у чужих людей. Горький опыт показывает, что такая неестественность наносит сильный удар по психике ребёнка, делает будущую личность ущербной. Должно произойти чудо, достойное пера Диккенса, чтобы несчастный Оливер Твист превратился в счастливого джентльмена.
Но хуже всего, когда из всего естественного окружения ребёнка остаётся лишь компания таких же заброшенных отщепенцев-сверстников  без постоянного контроля со стороны взрослых. Тогда начинается детство противоестественное - сущий рукотворный ад для ребёнка.
Приходилось ли вам наблюдать, как ведёт себя обычно милый домашний кутёнок, вышвырнутый по каким-то причинам на улицу, на произвол судьбы?
Чаще всего, чтобы выжить, он прибивается к стае бродячих собак и начинает жить по всем законам звериной стаи. А законы эти очень похожи на государственное устройство людей - только в миниатюре. Так, у каждой стаи обязательно должен быть вожак - аналог президента или монарха у людей.  Имеется и близкая к вожаку аристократия, помыкающая остальными.  Строгая иерархия сохраняется даже в “среднем классе”, где каждая особь знает своё место и попирает слабых, пресмыкаясь перед сильными. Совсем как у людей.  Хуже всего приходится самым слабым - изгоям стаи.  Их судьбе трудно позавидовать.
Вы что же, думаете,  человек хоть чем-то отличается от других представителей земной фауны, кроме нагло-хвастливого, ничем не обоснованного самоназвания “Человек разумный” ? (Ах, если бы!)  Нет,  попавший по каким-то причинам из естественного состояния в противоестественное он начинает вести себя как всякий зверь: сбивается в звериные стаи и начинает жить по звериным законам такой стаи.
    В новейшей истории России на протяжении ХХ века такое бедствие в гигантских масштабах накатывалось трижды.  После Первой мировой и Гражданской войны 1914-1922 годов, когда круглыми сиротами остались миллионы детей  и подростков, составивших особую социальную группу “беспризорников”  со своим особым образом жизни, очень близким вышеописанному звериному. Потребовалось много лет, чтобы основная масса “беспризорников” более или менее органично вошла в человеческое общество не в качестве уголовных элементов. После второй мировой войны наблюдалась та же картина - с теми же результатами. Наконец, третий раз беда пришла  в  60-х--70-х годах, в процессе начавшейся (и продолжающейся до сих пор) гиперурбанизации - массового перехода миллионов семей  ежегодно по нарастающей от традиционного сельского к современному городскому образу жизни, от нормальной семьи вышеописанного типа с её “домашним университетом” к нынешней “нуклеарной”, у которой с собственно семьёй только и общего, что название.
При современном городском образе жизни у нарастающего большинства “нуклеарных семей”, даже сравнительно благополучных по  современным стандартам, труд, быт и досуг родителей и детей жёстко сегрегированы. Родители трудятся, обедают и отдыхают в одном месте (обычно - врозь), а дети учатся, общаются меж собой и играют - совершенно в другом. Самый настоящий возрастной апартеид! Со своеобразными ребячьими “гетто” во дворах и подъездах домов. И со всеми законами звериной стаи, о которых упоминалось выше. Противоестестественное детство, страшное детство. Калечащее, деформирующее личность человека!
   Беда усугубляется тем, что во всё более массовых ныне малодетных и тем более однодетных семьях ребёнку изначально не о ком заботиться. Он с малолетства привыкает, что все должны заботиться только о нём. К тому же, при всей его                заброшенности чрезмерно чадолюбивые родственники не дают ему самостоятельно принимать никаких решений. Всё решают за него сами. В результате нарастает процесс инфантилизации подрастающего поколения: искусственное торможение нормального взросления личности ребёнка, когда в десять лет ему словно пять, в пятнадцать - словно десять и т.д.
Ребёнок, подросток, молодой человек (с которым продолжают обращаться как с ребёнком) как умеют протестуют против своей возрастной дискриминации, против того противоестественного положения,  в какое попали не по своей вине.
Большей частью этот протест выливается в различные формы молодёжной контркультуры, воинствующе противостоящей господствующей культуре родителей.  Иногда - к сожалению, всё чаще! - протест приобретает различные формы криминализации детей, подростков, молодёжи. Во всех случаях имеет место нарастающий разрыв поколений - грозный признак близкой агонии общества.
Это уже не прежнее стариковское брюзжание, знакомое со времён Древнего Египта: наступает конец света - дети перестали слушаться родителей!  Это - зримое начало крушения преемственности поколений, составляющей основу исторического существования всякого общества.  Да еще на фоне нарастающей экспансии народов, у которых с преемственностью поколений пока что всё в порядке. Нечто похожее не раз бывало в истории человечества: когда умирающие цивилизации начинали разлагаться заживо, уступая место под солнцем более жизнеспособным цивилизациям.
   Речь не о том, чтобы возвращаться к патриархальным временам традиционного сельского образа жизни.  Это невозможно, да и ненужно.  Речь о поисках современных аналогов естественного состояния общества, существовавшего сорок тысячелетий (по некоторым данным, даже больше) и начавшего вдруг переходить в  противоестественное к  концу 41-го тысячелетия.  Такие аналоги находятся сегодня десятками и сотнями во всех странах мира, где преемственность поколений сменилась гибельным разрывом поколений, неизбежным спутником всякой урбанизации - и конечно не только в России. Это и счастливые семьи, где родители находят в себе силы хоть на час оторваться от богопротивного ТВ, чтобы побыть с детьми, просто часок- другой пожить с ними не в роли тюремных надзирателей в ребячьем гетто.  Где родители проводят выходные и отпуска именно с детьми - с самыми лучшими друзьями на свете, а вовсе не с приятелями одноразового пользования.  Это и семейные клубы, объединяющие десятки счастливых семей каждый для совместного отдыха родителей с детьми. Это и учебные заведения, привлекающие наиболее педагогически талантливых родителей в качестве ассистентов педагога , в качестве своего рода “послов” взрослого мира во всё более чуждый и враждебный нам мир детства.
Мы должны, мы просто обязаны вернуть нашим детям естественное, счастливое детство  даже в условиях современного большого города.
Это вопрос не просто счастья наших детей (хотя оно и немаловажно). Это - вопрос жизни или смерти европоцентристской (теперь уже точнее - американо-центристской ) цивилизации - пресловутого “Первого Мира”, который при наблюдающихся тенденциях неизбежно вскоре постигнет судьба “Второго Мира”, ныне  в мучительной агонии исчезающего с лица земли.