Генетика семейного конфликта

Лидия Русанова
Вот уже много лет мы с Натальей – моей давней подругой и страховым агентом – встречаемся в десятых числах октября, садимся в кафе и, быстренько переоформив страховку на мою машину, приступаем к десерту: вспоминаем былое, обсуждаем общих знакомых и так далее. Но сегодня приступить к десерту нам никак не удается. Наташе без конца звонит ее мама. Послушная дочь ей отвечает: – Да, мама? В холодильнике есть творожок, йогурт, голубцы – только разогреть. Хлеб? Так я вчера купила!..

Лицо Наташи идет красными пятнами. Пытаюсь ее успокоить, говорю, что в пожилом возрасте люди часто впадают в детство и неизвестно, какими мы сами будем…

– Да она всю жизнь так, – машет рукой Наталья. – Требует и командует. Как начала меня с первого класса контролировать, так до сих пор и не успокоится.
Снова телефон.

– Да, мама? Ну как же нет хлеба! Ну подожди, сейчас Светку попрошу. С решительным лицом Наташа звонит своей старшей дочери:
– Алло, Света? Купи бабушке хлеб. Что значит позже? Какая еще лекция? Знаю я твои лекции! – Света явно бросила трубку. Наташа вдруг начинает тихо плакать. – Ох, Лиля, – объясняет она, видя мою растерянность. – Такое у меня несчастье. Светка моя связалась с татарином, мусульманин ведь – человек с другой планеты! Ведь если что не так у них пойдет – вся жизнь насмарку, ребенка отнимут…

Я в шоке. Когда это Светка, подруга моих детей, успела родить? И почему я об этом ничего не знаю? Наташа, плача, жалуется на дочь, и я не сразу, но понимаю, что замужество Светы, рождение ребенка – чисто умозрительная цепочка в голове моей подруги. Света и ее однокурсник Ренат только на подступах к “конфетно-букетному” периоду.

Наташа – мой хороший друг, и все же я молча слушаю, хотя в моей душе полыхают пожарища возмущения, и не решаюсь комментировать то, что происходит сейчас на моих глазах в семье моей подруги. Очень-очень давно я поняла: давать советы можно только тогда, когда у тебя их просят! Особенно, если речь идет о детях.

Многое, а еще точнее – все изменилось в моих отношениях с детьми, когда я сумела преодолеть это великое искушение родителя – вмешиваться в жизнь своего ребенка. Дети должны прожить свою собственную жизнь. Иначе… Иначе они никогда не придут к вам за советом, иначе ваш персональный семейный конфликт будет перемещаться не только в пространстве, но и во времени, передаваясь по наследству. И тогда наступит настоящая Finita la Commedia!