Двадцать сантиметров

Иван Лындин
Летом 1966 года я отдыхал с бабушкой в деревне,  у родственников в Подмосковье, неподалеку от Николаевской железной дороги. Было мне неполных пять лет. Понимал я тогда немного. Но, как оказалось, имел очень хорошую зрительную память. Вот по памяти, об одном забавном эпизоде  и хочу Вам рассказать.
По всему получается – это было уже во времена Леонида Ильича.
На краю деревни, аккурат с того конца, как всем проживающим в ней на железнодорожную станцию идти, жил один мужчина. Хоть и был он пьющим, но умеренно. И как хозяин, время от времени, на своём участке что-то поделовал.
В то лето, он решил заменить старый забор. А новый, решил снаружи старого поставить. Стало быть, к его участку по периметру, в итоге двадцать сантиметров должны были прибавиться.
Вот строит он себе забор, а в деревне возмущение нагнетается, как в самогонном аппарате давление. Только, в итоге не самогон на выходе, а жалобы на строителя забора пошли волной. Девятый вал!
  Бабушка моя, в ту пору покупала парное молоко. И так получилось, понемногу она покупала у трёх разных хозяев. То есть в один вечер, мы с ней в один дом ходили за молоком. В другой – к другим.
При покупке, я слушал разговоры деревенские о жизни вообще и о действиях  делальщика забора, в частности. Я тогда смысла их фраз не понимал. Но разговоры эти запомнил, как оказалось на всю жизнь. Звучали они примерно так : « рази это можно, чтоб среди бела дня взять, да и прибавить по двадцать сантиметров ».
Население у нас грамотное было, мы ещё до революции на метрическую систему перешли, а к примеру англичане и в середине шестидесятых всё своими ярдами да футами продолжали мерить.
Стало быть, далее пойдём!
На следующий день приходим за молоком в другой дом, а там другая хозяйка негодует. Дескать, как же можно граждане жить-то после того, как сосед двадцать сантиметров прибавил. Бабушка моя городская была, ну возьми и скажи - вы прибавьте  себе столько же, коль так пробирает. А в ответ - как прибавить то, у него ведь участок с края деревни, он же на три стороны добавляет! Ну а вы прибавьте себе по сорок с двух сторон, простодушно предложила бабушка.
С той поры минуло много лет, эпохи сменились, бабушка моя померла, но ответ молочницы помню и сейчас : «ежели эдак кажный, по сорок сантиметров себе прибавит, ежели по всей стране разом, все по сорок сантиметров прибавят – это, что ж тогда будет, страшно даже подумать?»
Слово страшно, было произнесено с такой энергетикой - мне и сегодня икается. А ведь 1966 год - это не 1930 и не 1937. Это уже ранний Брежнев…
 До какой же степени весь наш народ был задолбан умственно, что ни у кого не возникало радости за соседа? Все  завидовали и только через эту ненависть и зависть, своё личное счастье видели.
Но, что если завтра, все одновременно по сорок сантиметров или по двадцать себе прибавят, что тогда? Постигнет ли нашу страну катастрофа и мы все окунёмся в пучину анархии или же ничего особенного не произойдет, кроме массовой мимолётной радости, от осознания необходимости поступка? 
Как вы думаете? Не знаете!  Вот и я не знаю!
Рано нам ещё о мировом господстве думать и бессмысленно искать химерическую,  общенациональную идею. Для начала, хорошо бы перестать на новые заборы соседские пялиться, а опосля глядишь и в мировом масштабе получится.