Кировский 26-28

Александр Рапопорт


Этот дом одна из визитных карточек Петербурга. Не самая яркая достопримечательность, не так сильно разрекламированная, но это истинное лицо города-красавца.

Удивительно нестандартный дом в стиле неоклассицизма построили в 1912-1914 годах, архитекторы  Бенуа: Юлий Юрьевич, Леонид Николаевич и Альберт Николаевич. Корпуса  необычной формы дома выходят на три улицы и у почтальонов есть три разных адреса

Каменностровский ( Кировский) проспект 26-28
Кронверская улица 29
Большая Пушкарская 37

Дом построен для 1-го Российского страхового общества, он имеет множество дворов разного назначения. Парадный (почетный) двор – курдонер, с садом и фонтаном, отделен от проспекта колоннадой из четырех пар монолитных дорических  (мужская, строгая, мощная) колонн из красного гангутского гранита. Фасады дома облицованы «горшечным» камнем из Швеции. Этот камень не впитывает  воду и мало разрушается. Боковые фасады орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами, на эркере – рельефные изображения рыб.

Мы, послевоенное поколение, конечно, на эту необыкновенную красоту внимания уделяли мало, разве что мемориальные таблички заставляли себя вести приличнее.
Много знаменитостей там жило – маршал Говоров, поэт Прокофьев, композитор Шостакович, артист Бабочкин, партийные и государственные деятели.

Нас больше интересовали 26 дворов, большинство из которых проходные. Вот это прятки, с одной улицы на другую, казаки- разбойники и прочие развлечения на грани дозволенного, в том числе драки, первые сигаретки, поцелуи.

Надо сказать, что дом включал новинку для того времени – несколько десятков встроенных гаражей, иногда в них шли мелкие ремонты, мальчишки, разинув рты, смотрели на поднятые капоты  Эмок,  Зисов,  Зилов  и  Побед.

Первоначально  было построено 250 квартир, для людей не бедных и для служебных целей.  Но случилось то что случилось и квартиры в подавляющем большинстве стали коммунальными, как и во всех других домах по соседству. Их отличали лишь необычно большие размеры и количество проживающих, по 30-40 человек, при одной общей кухне и других мест общего пользования. Легко прикинуть, что в доме проживали многие тысячи, соответственно детей тоже было много.

Школа расположена рядом, через два дома по Кронверской. Это была и моя школа и естественным образом много одноклассников было из знаменитого дома. Я там проводил много времени, кроме того два моих старших брата уже жили отдельно и нетрудно догадаться – на Кировском 26-28, почти каждый день я был у них.

О размерах квартир можно судить по одному примеру. У моего друга из класса папа был генерал, причем на очень высокой должности в штабе округа. Они занимали в коммунальной квартире более 100 метров квадратных жилой площади. Три громадные комнаты были прекрасно обставлены, но запомнилось несколько совершенно необычных вещей. В гостиной стояло белый концертный рояль. На фасадной части стены два больших итальянских окна, через которые лил солнечный поток, часть его так и стояла в комнате, опираясь на клавишы. Все вместе  создавало атмосферу праздника и приподнятости. В комнате родителей разместили спальный гарнитур, привезенный из поверженной Германии. Тоже всё белое, кровать неприличных размеров, трюмо, платяной шкаф, тумбочки и этажерки. Кроме них в квартире проживало 32 человека, как-то это всё совмещалось.

Самое интересное, что это было только половина квартиры действительного статского советника, когда-то там были танцевальный зал, гостевые, несколько спален, гувернантские, комнаты для прислуги и много чего ещё.

Качество постройки высочайшие, не дом – крепость в три кирпича. Были применены новейшие технологии того времени. Мой брат ремонтировал электропроводку. Такое можно теперь только в кино увидеть: два переплетенных провода одевали на фарфоровые ролики, а дальше крепили розетки или выключатели по надобности, но всё снаружи. Ему нужно было пробить дорожку в стене, неожиданно он попал на скрытую проводку. Стали разбираться, старожилы рассказали, что до войны во всем доме была скрытая проводка. Но когда в дом попала немецкая бомба вся проводка полетела, а ремонтировать было некогда и некому, сделали как проще и винить в этом кого-то грешно. Так и осталось на многие годы.

Кировский 26-28 и его дворы одно из любимых мест кинорежиссеров Ленфильма, благо киностудия находится буквально в двух шагах - на Кировском 10. Очертания необычного дома, проходные дворы, закоулки, гаражи и сараи, лестницы музейного уровня многократно были востребованы в известных художественных фильмах и телесериалах и украсили их.

Как положено, на цокольном  этаже элитного здания-гиганта были расположены магазины «Гастроном» 1-го ранга снабжения, «Фрукты-Овощи», и почему-то «Табак», с экзотическими кубинскими сигарами

Наверное, наверняка, сейчас всё не так. Кировский проспект вновь стал Каменноостровским, внутренние изменения неизбежны, конечно, дом 26-28 совсем другой, но Delete в моей памяти ещё не нажали.

Александр Рапопорт