Проблема гражданственности и нравственности в совр

Анастасия Борискина
Проблема гражданственности и нравственности в современной поэзии (полное название статьи из доклада на гуманитарной НПК "Русская литература - достояние национальной культуры 1-5 декабря 2008г. ОМЦ ЮАО г. Москвы )


Обычно, говоря о современной литературе, подразумевают ту литературу, которой не более двадцати лет, с интенсивностью нашего быстроменяющегося века, и этот срок можно было бы оспорить. Кроме того, говоря о современной литературе, мы, конечно, говорим ни о чем ином, как о классике. Может возникнуть вопрос: «Как это, современная литература и классика?». Вопрос обоснованный, ведь классическое произведение проверяется временем, и через двадцать лет о модном, современном писателе могут не вспомнить. Как сейчас много романов-однодневок, люди читают и забывают. Почему? Возможно, что сюжеты похожи,  а может, синтаксические конструкции слишком упрощены. Иван Ильин в статье «О тьме и просветлении» определяет художественное произведение по нескольким признакам. По Ильину литературное произведение имеет словесный состав, образный состав, духовный состав. «Каждое произведение искусства как будто говорит человеку: «восприми меня, заживи мною; дай я наполню твою душу, овладею ею, обрадую, озарю, углублю, измучаю, очищу, умудрю!» - отмечал Ильин [2 С.18]. И все же предугадать, почувствовать, отличить классику от дешевой подделки можно, но для этого нужно быть талантливым читателем. Что же с поэзией? Много сложнее. Сегодня современный поэт издается за свой счет, он мало известен или практически незнаком своему современнику. Вот разве, что в известных популярных песнях нам иногда открываются их имена:
Ветер крышу сдул и прилетел в мой дом.
Он рояль открыл и ноты растревожил,
Больше я не буду вспоминать о том,
Что прошло и больше быть не может…
(Л. Рубальская).

Стихи Риммы Казаковой (27.01.1932 – 19.05. 2008), надеюсь, известны не только старшему поколению, но и современному школьнику:
Не вся мне молодость по нраву,
Не вся мне юность по нутру,
И я не всю ее ораву
Себе под крылышко беру.

Нас отличали пыл, и стойкость,
И романтический порыв.
А их неверье и жестокость –
Обрыв, невскрывшийся нарыв
(Иронический этюд об отцах и детях)
Горькое откровение поэта заканчивается оптимистической надеждой о том, что возможно и она «старуха» сгодится, в этой боли надежда на то, что ее стихи все же нужны, так, наверное. А действительно, нужна ли поэзия современному миру, и кто такие поэты? Чтобы полюбить поэзию, нужно полюбить слово, почувствовать его вкус, нужно самому быть поэтом, даже если не пишешь стихи, или пока не пишешь. Истинный поэт, это не просто художник, это, не побоюсь столь высокого слова – пророк! А пророк не может быть «в чести в Отечестве своем» [Из Евангелия]. Он заставляет думать и страдать, он не дает спокойно и весело проживать дни без оглядки на свои мысли и поступки, он обнажает в мире свою душу и обращается к нашей совести. Поэт стучится в наши сердца, заставляя их любить искренне и свято. Истинный поэт, гражданин своей Родины, и так  издавна повелось на Руси. Порой, даже в безнравственной жизни поэта, отголоски нравственности и чистоты на бумаге: всенародное покаяние, всенародное признание в любви, вселенская скорбь о Державе. Поэту не все равно, что происходило, происходит и будет происходить с тем  уголком Вселенной, который зовется Родина:
Бьет ветер по лицам с размаху
И тянет в раскольничий Дом.
Отсюда водили на плаху
За Веру, сражаясь со Злом.
(На бывшем поселении. Галич)
Проблема нравственности и гражданского долга всегда поднималась в русской поэзии, достаточно вспомнить некрасовские строчки «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Вообще гражданственность не отделима от нравственной позиции человека, его чувств к месту, в котором он родился, к людям, которые его окружают, к нравственным ценностям религии и культуры, традициям семейной жизни. Но, затрагивая тему нравственности и гражданственности в современной поэзии, мы должны понимать, что речь идет не столько о читателе, сколько о поэте. Искушение велико – написать незамысловатые срифмованные слова: «ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже» , и получить гонорар, соизмеримый в долларах и евро, или почти никому неизвестное стихотворение «Поставьте памятник деревне»:

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.

И это уже настоящая высокая поэзия, в которой боль не только поэта, но и гражданина, и память деревенского детства. Боль об умирающей деревне рвет душу Николая Мельникова, он предчувствует гибель всей российской деревни, он предупреждает, он жалеет «непонятную русскую долю», «взгляд потухший… в никуда». Одним этим стихотворением поэт вошел в членство союза писателей. Значит, есть люди не только пишущие, но способные прочитать и понять написанное, люди принявшие молодого поэта в число «своих», не испугавшись равнодушия, тех, на глазах у кого гибнет деревня, нашего равнодушия к тому, что происходит с Россией. Поэт не может быть равнодушным, у состоявшегося поэта всегда зрелая нравственная позиция в отношении того, что он хочет сказать, зачем хочет сказать, и поэтому поэт не всегда удобен:
Идет война меж Олигархов.
Их доводы всегда просты…
И, как богатые подарки,
Растут на кладбищах Кресты.
Это стихотворение Галича, которое поэт назвал лаконично и точно « Vip-зона» не только повествование о нашей страшной, жуткой действительности.  Галич, как человек и гражданин видит «особо значимые могилы» на Южном кладбище Петербурга, но не дороговизна и роскошь могил потрясает его. На этих памятниках красивые, молодые лица мальчиков, втянутых в чьи-то игры, и получивших вознаграждение – «на кладбище Кресты». И тот, кто говорит, что искусство терпит страшный кризис, что нет достойного чтения, глубоко заблуждается в этом. Есть, но не услышано, не прочитано, не понято. Почему так? Удобнее сейчас сослаться на стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, О. Мандельштама, а разве в свое время они всегда были услышаны? Они были так же не выгодны. Истинная поэзия не только и не столько развлекает, сколько заставляет думать, чувствовать, любить, она будит наши сонные души, меняет ожесточенные и равнодушные сердца, поэт не подчиняется желанию толпы, он может идти ей наперекор, и потому не всегда любим.
Поэзия откликается не только и не столько на загрязненную словотворческую среду, сколько становится как бы фильтром этой среды. Поэзия несет в мир обновленное слово, все тоже евангельское вечное Слово, способное перевернуть, изменить нашу жизнь:
Букашка!... Кто бы подумать мог!
Взлетела! – и не достать!
А люди живут и не знают, что Бог
Всем разрешил летать…
(А. Виноградов)
Да, нам всем, не только поэтам и писателям, но и читателям даровано слово, слово, чтобы «летать»! Поэт говорит нам о возможности чуда, призывает нас к нравственной категории веры, напоминает о непреложных ее истинах, спутницей которой всегда была и остается любовь:
С восторгом и трепетом, нежно и зорко
Смотрю я на мир. Боюсь не успеть
Каждый закат, каждую зорьку
Обожествить и воспеть.
(А. Виноградов)
Из этой любви и рождается слово, ваяется как в мастерской. Поэт видит не только красоту, но и безобразие мира, но мимо пройти не может:
Белые реки раскинули руки
Купол небес поддержать.
В сгнивших домах уцелели старухи –
Это ли Родина мать?
(Л. Сурова)
У поэта нет права на бесчувствие. Этого права нет и у нас, но в душе поэта чувства обострены:
А детям в наследство достался
лотошный рядок:
На каждый роток-глоток
рекламки платок
(Л.Сурова)
 
Мы привыкаем к тому, что происходит в мире, в нашем доме, мы не задумываемся о том, что смотрят и читают наши дети, а поэт пытается прорваться, прокричаться сквозь наносную, ненастоящую жизнь виртуальной и экранной действительности человечества к его бесконечной бессмертной доли на Земле. Поэт призывает нас открыть мир вокруг, и теплоту человеческих отношений, от обыденно-банального он ведет нас к глубокому и возвышенному:
И я услышал каждый вздох
В той тишине рассветной, зыбкой,
Где были только мы. И Бог
За нами наблюдал с улыбкой.

Он знал за сотни лет вперед
Мгновенье, когда чаша треснет,
И день, когда любовь умрет,
И день, когда она воскреснет.
(А. Виноградов)





Ключевые слова и понятия
Гражданственность, гражданство – состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина.
Нравственность – 1)понятие являющееся синонимом морали; 2) область практических поступков, обычаев, нравов.
Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность).
Поэзия – словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения.
Современная поэзия –  к современной поэзии (как и вообще к современной литературе) относятся произведения, которым не более двадцати лет.

Справка
Андрей Виноградов – поэт, фотохудожник, журналист, родился в Пскове. Стихи начал писать на Черноморском флоте. Автор поэтических сборников: «Солнечный день» и трилогии «Серебряное счастье».
Людмила Васильевна Сурова – бакалавр богословия, член Союза Писателей России, руководитель Творческого объединения «Чистые пруды», писатель, поэт.
Николай Мельников (умер на 41 году жизни) – режиссер, актер, художник, член Союза Писателей России, поэт.

Используемая литература
1. Андрей Виноградов. Солнечный день. Псков, 2004. Изд. ООО «Русский ювелир».
2. Иван Ильин. О тьме и просветлении. Москва, 1991.
3. Людмила Сурова. Прогулки по воде. Москва. Академия поэзии, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.andreyvinogradov.ru/sod.htm
http://culture.pskov.ru/ru/news/event/698
http://redactor3.narod.ru/indexnikmel.html
http://www.stihi.ru/avtor/pol31546&book=18#18