Т. М. Нэмени. Театральный апокриф

Тибор Нэмени
                Театральный апокриф.
                (Мини пьеса в трех картинах.) 
               
                Весь мир театр, и люди в нем актеры.
                В.Шекспир.

Действующие лица (если можно назвать их лицами):

Всевышний.
Люцифер.
Первый ангел.
Второй ангел.



Картина первая.

- Что-то скучновато в Раю, - подумал Вседержитель. – Может, какие-нибудь зрелища?
Но когда Творец задумался об устройстве своего придворного театра, он сначала вовсе не думал ни о каких декорациях. Он мыслил все это в некотором протяжении туда и сюда, и все.
- А что это значит «туда и сюда»? – Спросил Люцифер, залетевший на минутку.
- Ты озадачил меня, Люци. Я как-то не подумал об этом! Столько дел!
- У тебя, Светлейший, все получается очень уныло и однообразно в этом театре.
- Что же делать?
- Нужны декорации.
- Декорации? А что это?
- Сам не знаю. Но что-то же на заднике у актеров должно меняться время от времени.
- Время от времени? Значит, нужно вводить время?
- А как же!
- О Господи!
- К кому ты взываешь, Светлейший?
- Тьфу ты, Люци, совсем сбил меня с толку! (Горестно). Вводить время! Столько хлопот!
- А зачем ты все это затеял?
- Зачем, зачем. Не твое дело!
- Ну, хорошо..А зрители. Будут зрители?
- А зачем? Чем, по твоему, Я не зритель?
- Вечно один весь из себя и сам в себе…Нет, Светлейший, как хочешь, это не интересно.
- Ты забыл, Люци, нас ведь трое!
- Так Вы Все одна компашка! Вас и отделить-то один от другого никто не может!
- А ты как думал? Это наша вечная загадка.
- О да, Владыка всего, это впечатляет, это очень по философски. Но со стороны зала зрители все равно будут думать, что вы все заодно. Как хочешь, но этого мало для театра.
- Ты думаешь? Ну, вот тебя приглашу.
- Это уже кое-что. Но и этого мало.
- Ты очень надоедный, Люци!
- А чего ты хочешь, Владыка Мира, от Диавола? Если подумать как следует, без меня вы тут все Трое умерли бы со скуки.
- Охальник, изыди!
Люцифер собирается испариться.
Всев. – Нет, погоди! Ты не закончил мысли.
- Не закончил мысли? Это верно, но не надо горячиться. О Владыка всего, осмелюсь заметить, что для театра нужны зрители, много  зрителей, а также билетеры, контроллеры, антрепенеры.
- Я их всех понаделаю, вот только потерпи немного! Вернее, они сами как нибудь понаделаются…
Люци – Как это сами?
Всев. – Ну, не возиться же Мне с каждым! Отстань, Люци, пока сам не знаю,  что-нибудь придумаю!
Люци - Да, Вседержитель всех акций Мироздания, чуть не забыл! Нужны еще и театральные критики!
Всев. - (Грозит Люциферу пальцем.) Театральные критики – это твои выдумки!
- Ладно, Светлейший, аддио!
- Чао! Вот начну ладить театр. Заходи как-нибудь!
- Залечу попозже. Сейчас у тебя скучновато. Никаких подлостей и искушений.
- Подожди немного, Люци, чувствует Мое Сверхсердце, что дойдет и до этого.  Ты уж, небось, обязательно что-нибудь затеешь.
- Само собой. Ну пока!
Улетает. 
Творец (в одиночестве)
- Что за декорации такие?...Скверно одному, и поговорить не с кем! Придется быстренько создать в подмогу пару райских разработчиков этого проекта. (Возникают два ангела в белых халатах с ноутбуками.)
1 ангел – О, господин Всеблагой, слава тебе отныне и присно во веки веков, спаси и помилуй нас, Осанна Тебе!
2 ангел – Слава тебе, слава, припадаем к твоим всемогущим стопам! Спаcи и помилуй нас!
Всевышний – Хватит вам каяться и славословить. Сказали раз, и баста! Я, знаете ли, не тщеславен. Неумеренные восхваления могут вызвать только подозрения, так что не надо этого…Вот, садитесь одесную и ошую со своими штучками. Заглядывает на экраны ноутбуков. Ну, какие нынче новости? Батюшки, один только шум!
1 ангел – Господи, так ведь нет еще ничего!
Всев. – О, горе мне, я и забыл об этом… Как я мог забыть? И не так уж вроде бы стар, и вполне дееспособен.
2 ангел – Да, если вспомнить, как Вы с Олимпа под видом лебедя…
Всев. – (Прерывает) – Цыц, несмышленыш! Это ж легенда. Да, всего лишь миф!
1 ангел – Все вы тут мифотворцы…
Всев. – Как ты смеешь сомневаться? У Люцифера набрался? Когда успел? Я ведь только вас сотворил! (Набирает номер по мобильнику.) Алло, Люци, негодяй, когда ты успел снюхаться с моим разработчиком? Что, во время сотворения? Ну, нахал! (Обращаясь к ангелам.) Так вот, мужики, что-то у нас тут скучновато! Хочу устроить здесь свой придворный Грандтеатр.
1ангел – Театр, экселленце? Так это ж не проблема!
Всев. – Я тоже так подумал. Но вот один подлый тип говорит, что для этого, оказывается, требуется иметь массу всяких атрибутов!
2 ангел – Каких, например, Ваше Вселенство?
Всев. – Ну, как же? Во-первых, нужны, декорации какие-то, затем актеры, затем зрители…
1 ангел – (перебивает) – Конечно, Ваше Сверхвеличество! Само собой!
Пауза.
2 ангел -  Но, гранд пардон, разве Вы этого не знали? Разве Вы можете не знать?
Всев. – Во-первых, Я все могу! Могу знать, могу и не знать. Во-вторых, Я Всемогущ, но не Всеведущ! Это я вам сообщаю приватно, как моим первым Небесным ассистентам, моим ангелам-режиссерам, ангелам-авторам и ангелам-антрепренерам. Это мой маленький секрет! «Мон секрет», как скажут французы. Позже средь народа, «в миру» об этом люди не будут знать. Однако некоторые будут догадываться иногда по результатам дел своих.
1ангел  – Но некому будет их вразумить. Так, Ваше Вселенство?
Всев. – Истинно так, дитя мое. Эк, каким смышленым я тебя сотворил! Но это будет и запрещено, так как знать это им было бы небезопасно! Вы понимаете почему?
Оба ангела – Понимаем, Ваше Вселенство!
Всев. – То-то же!
1 ангел – Я понял! Ваше Вселенство, Вы Всемогущи, как сама Природа!
2 ангел – Ваше Вселенство, Вы сама Природа!
Всев. – А это пантеизм, дети мои, не надо увлекаться! Я – нечто Иное, чем Она. Компрене? Большего умам вашим не дано познать, и тем более вместить в себя. Так что перейдем к делу. Первый ангел, как самый шустрый, сформулируй мне быстренько, что у нас самое важное из этой кучи дел по райскому Грандтеатру.
Оба ангела – Господи, нам надо подумать!
Всев. – Хорошо, соберемся завтра. Пойду и я вздремну, а то что-то подустал за столько дней творения!

Картина вторая.

Помещение редакции журнала «У нас в раю». В небольшой комнате, где ангелы сидят за ноутами, накурено, дым столбом, хотя над ними красуется яркий плакат «В раю не курят!». Возле принтера куча напечатанных и недопечатанных текстов.
Входит Всевышний.
Всев. – Фу, как у вас накурено! А чего сидите в такой тесной комнатушке?
1 ангел – Такую нам старший ангел-редактор выделил.
2 ангел – Мы на Вас ссылались, а он говорит «Ничего не знаю, письменного Божественного указания не было».
Всев. – Всюду бюрократы! Ладно, если получится, я вам целое здание «Управления Божественными Райскими  Грандтеатрами» пожалую, с колоннадой по фасаду. У каждого будет собственный выезд!...Ну, докладывайте, что у вас получилось?
1 ангел – Ваше Вселенское Величество! Со стороны содержания первое и самое важное – это содержание действа, т.е., о чем, собственно, будут звуки.
Всев. – А конкретнее?
1 ангел – Конкретнее – необходим сценарий.
2 ангел – С технической же стороны, Господи, нужны художественно выполненные разного рода панно на щитах и холстах, кои необходимо периодически менять с помощью поворотных устройств по мере развития действия.
Всев. – С декорациями Мне все ясно. Тут не будет проблем. Мы все же как-никак в раю! (Обращается к первому ангелу). Ну, а что у вас со сценарием?
1 ангел – О Господи, прости мою душу грешную, есть у меня тут одна пъеска…
Всев. – Ну, вот и прекрасно!
1 ангел – Но она греховна!
Всев. – Я так и знал! Тут не обошлось без Люци!
1 ангел – Без кого?
Всев. – Этот Диавол, порождение бесовское, Люцифер окаянный, не заходил к вам?
1 ангел – Заходил один  тут, веселый такой!
2 ангел – Да, не без юмора. Ненадолго.
Всев. – Я так и знал! (Первому ангелу). И что же ты сочинил?
1 ангел – Господи, погулял я тут намедни по твоему Эдемскому саду. Все так живописно, и исполнено с таким вкусом. Благолепие!
Всев. – (Довольно). Понравилось? Не зря старался!
1 ангел – Слава в Вышних Первому Садовнику из Садовников и Первому Художнику из Художников! Слава!
2 ангел – И Первому Декоратору из Декораторов! Виват!
Всев. – Ну, будет, ребята, будет! (Обращаясь к 1 ангелу.) Продолжай, дитя мое! 
1 ангел – И вот, Господи, вижу я в одном месте такую картину:                сидят там у Тебя под деревом двое. И говорят друг другу разные глупости: «Это яблоко вкусно!», или «А эта груша еще вкуснее!», или «Чего бы такого попить, кроме воды и нектара?» Или спать завалятся. И никакого Amore! Я вот и набросал водевильчик такой про Змея искусителя.
Всев. – Ты набросал?... И что же там у тебя?
1 ангел – Ну, там довольно долго…Всякие диалоги, монологи, музыка, сольное пение, потом дуэт Адама и Евы, потом трио со Змеем.
Всев. – Ну, а либретто краткое?
1 ангел – Если коротко, очень коротко, - как только Ева схавала яблочко от Змея, чувства у нее раскупорились! Тут Адам только успевай поворачиваться! И в финале Ева берет верхнее до!
Всев. – А Адам?
1 ангел - Ладно, у них финальный дуэт.
Всев. – А какую же роль ты Мне отвел?
1 ангел – О, Господи, ты, конечно, в гневе, мечешь икру!
Всев. – И какое же решение Я принял в твоем водевиле?
1 ангел -  Не знаю, о Вседержитель, я еще не успел закончить. Не знаю, на что решиться!
Всев. – (Сердито.) Что-то я не пойму! На что Мне решиться или на что ты за Меня собираешься решиться?! Ты забываешься, Первый ангел!
1ангел – Но, Господи, Велика сила Твоя и на все  воля Твоя, у меня всего лишь сценарий, который разыграют Твои райские комедианты, когда Ты изволишь дать сигнал!
2 ангел – Да, Ваше Вселенство! Когда махнете платочком! Ваше Всепревосходительство, это ведь всего лишь иллюзия! Дым, так сказать, фу-фу!
Всев. – Так это и есть театр?
Оба ангела дружно – Да!
Всев. – (Задумчиво.) Хм!...Впечатляет!...А что подумают Адам и Ева, глядя на это действо? (Достает мобильник.) Алло, Люци, ты не заходил к моим орлам в редакцию? Что?? Заглядывал и немного с ними поработал?! Я так и знал!
1 ангел – Ваше Вселенство, осмелюсь заметить и напомнить Вам известное положение: «Чего Черт не сделает, пока Бог спит!»
Всев. – Воистину так, дети мои, воистину!...(Озадаченно.) Но что же нам теперь делать?
Появляется Люцифер.
Люци – Всем привет!...Я вижу, Хозяин мира горнего и дольнего, что у вас тут затруднения?
Всев. – Да вот, думаю, что делать с этими театралами.
Люци – Ваше Сверхстепенство, у меня идея!
Всев. – Излагай.
Люци – Скажите честно, Хозяин, Ведь Вы не знаете толком, что Вам делать с этой первой в мире супружеской парой, со своими двумя зеркальными подобиями?
Всев. – Неверное определение!
Люци – Ну, это не суть важно!
Всев. – Допустим. Дальше.
Люци – А что, если Вам поступить по сценарию этого господина? (Указывает на 1 ангела.)
1 ангел – Но я еще не закончил!
Всев. – Так заканчивай!
1 ангел – Слушаюсь!
Всев. – Люци! Знаешь, Мне понравилась эта мысль! (Первому ангелу.) Ты отныне мой Первый ангел и Первый помошник! …От тебя зависит судьба человечества! Ты очень смышленый, и Я тебе доверяю. Как закончишь, так и будет! Мы поставим этот спектакль, этот водевиль, и театральное действо плавно перетечет в реальность.
1 ангел – Вот это да!
2 ангел - Только на Небесах есть такие возможности у автора и режиссера!
Люци – Ваше Сверхстепенство, я думаю, нам следует оставить их в покое на пару дней, пусть работают!
Всев. – Это верно! Аддио, ребята!
Оба исчезают.
1 ангел – Адам и Ева – они же люди. Господь не снабдил их своей благостью. Но и подобно животным им быть не гоже. Поэтому познали они от древа добра и зла. И грех познали они. И страх познали они. Что с ними делать?
2 ангел – Ты как хочешь, но им не место в Раю.
1 ангел – (вздохнув) – Придется их депортировать на Землю!
2 ангел – Пусть работают до седьмого пота за кусок хлеба!
1 ангел – И в муках рожают!
2 ангел - И возвращаются в конце жизни в прах, из которого сотворил их Господь!
1 ангел – Так и закончим этот спектакль мощным хором, полным божественной музыки!
Оба ангела бросаются к своим ноутам и начинают быстро набирать тексты.

Картина третья.

Господь Бог наш в халате уютно расположился в чайной комнате сравнительно небольшого размера. Кругом по стенам картины, цветы в стройных вазонах, на столе сервированы приборы для чаепития и соответствующие моменту угощения, в центре большой фарфоровый чайник с очень фигурным носиком, из коего идет пар, на него с высоты потолка свисает люстра с абажуром в манере ампир. Из люстры льется неземной свет. Все так покойно и радует глаз.
Звонит телефон.
По громкой связи
- Ваше Величие, вызывали?
Всев. – Да, заходите.
Входят Первый и Второй ангелы. Они в парадных мундирах с подобием погон, украшенных знаками отличия, орденами и аксельбантами с красиво ниспадающими художественно плетеными шнурками.
Всев. – Присаживайтесь, господа! Вот надо нам кое-что обсудить. Заодно и чайку попьем, как говорится в миру, по родственному. Что это вы так разнарядились?
1 ангел – Так Вы же нас поздравили с Юбилеем, поблагодарили за верную службу и наградили!
Всев. – Было дело.
2 ангел – Так вот, Ваше Всеговеличество, Всевластный хозяин Мира и его Окрестностей, мы тут посоветовались, и решили слегка принарядиться по этому случаю.
1 ангел – А то все так однообразно тут у нас!
Всев. – Гм! В этом что-то есть. Ну, ладно, Господь с вами, рассаживайтесь, наливайте чайку и угощайтесь.
Гости шустрят около яств и чашек с чаем, садятся, встают, чтобы налить чаю, снова садятся, и т.п. Всевышний терпеливо ждет. После паузы говорит
- Господа, я пригласил вас с тем, чтобы отметить наш общий Юбилей! В чем же смысл его и пафос его?...(Торжественно.) Двадцать пять тысяч лет тому назад Я изгнал из Эдемского сада двух первых Своих, можно сказать, единородных чад! С тревогой и  интересом следили мы с вами за ними. Будут ли они плодиться и размножаться, подчас, можно сказать, в антисанитарных условиях. Я все думал: надо ли им все это - неимоверный труд от зари до зари, постоянное недоедание и голод, вечные свары между собой и драки с соседями, когда жизнь их коротка как вздох!
1 ангел – Особенно в те первые тысячелетия!
Всев. – Но эксперимент оказался удачным, как вы видите, и результат превзошел все ожидания! Выпьемте за это!
2 ангел – Хотя бы чаю!
Всев. – (Второму ангелу.) Цыц! Это у тебя от лукавого!
Звонок по громкой связи.
Всев. – Кто там еще?
Голос по связи
- Ваше Вселенство, это нечестно!
Все. – Что такое?
Голос по связи
- Такой Юбилей отмечаете, и без меня! Кабы не я, могли бы они так плодиться налево и направо? И эксперимент Ваш провалился бы! Вы же знаете, Ваше Великолепие, какой может быть социальный вообще прогресс без греха?
Всев. – Ладно, залетай!...А если честно говорить, то тебя, Первый ангел, особенно и хвалить-то не за что! Это ведь ты во всем виноват!
1 ангел – (Несколько возмущенно.) Я?... Господи Святый, не понимаю! Такой великолепный сценарий, такая музыка!
Всев. – Музыка действительно была хороша. Но замысел твой оказался неудачным. Я тебе поверил и реализовал твой водевиль, но это и вправду оказался всего водевильчик!
1 ангел – Это почему же?
Всев. – У нас ничего не вышло! Признаемся в этом честно.
2 ангел – Мы не понимаем!
Всев. – Да, первые тысячелетия все шло как по писаному. Люди работали как волы и умирали в грехе и бедности – из праха в прах. Но не зря они познали, вкусив от древа, что есть добро и что есть зло. Они стали думать: «Зачем так много Зла?» У них возникли сомнения. Сомнения! И постепенно все рухнуло!
1 ангел – Увы, Вы правы, о Великий из Величайших! Сомнения! Это я упустил. Но как я мог это предусмотреть?
2 ангел – Вот так. Лучшим критерием проверки всяких замыслов служит практика!
Люцифер (Возникает среди беседующих и уже с чашкой чая в руке.)
- Вот именно! А насчет сомнений я уж умею постараться!
Всев. – Уж это-то все мы хорошо знаем!
Люци – Я уже тогда после той премьеры, сразу задумался, что может здесь быть лучшим оружием? И нашел! Правда, тоже не сразу, эмпирически, в основном. Постепенно в течении тысячелетий, после многих проб и ошибок выяснилось, что это - Наука! Наука не знает жалости и под личиной беспристрастности туманит мозги лучше всякой религии. Вот так, коллеги!
Всев. – Но ведь и Наука не помогает людям ничего понять как следует из того, что деется на Свете!
Люци – В этом весь смак! Но зато она дает ощутимые плоды. С ее помощью  можно натворить много такого, что и нам на Небе в голову бы не пришло!
2 ангел – Голь на выдумки хитра!
Люци – Теперь никто не следует никаким заповедям сценария Вашего Первого ангела!
1 ангел – Увы!
Люци – Но и этого мало, Величайший из Великих, они неуклонно пробираются все глубже и глубже в Ваши тайны  Бытия, хотя на самом деле ничего толком не понимают!
2 ангел – А им этого и не надо!
Всев. – Как не надо?
2 ангел – Им важно делать! Делать, делать и делать!
Люци – Вот зафиксировали геном человека.
1 ангел – Но не знают, что с ним делать!
Всев. – И никогда не узнают! Они никогда не поймут, как все это вообще и кем конкретно может запускаться.
Люци – Напрасно так думаете, Ваше Вселенство! Идеи Гамова и наука синергетика подходят вплотную к Вашей тайне!
Всев. – Боже мой! Неужто? А в чем там суть?
Люци – Большие системы в определенных условиях склонны к высокой степени самоорганизации и создании очень сложно работающих структур.
Всев. – Тепло, но еще очень далеко от сути.
2 ангел – Курочка по зернышку клюет!
Люци – Увы, Ваше Вселенство, но и этого мало!
Всев. – Что же может быть еще сверх того?
1 ангел – Может, Господи! Люди замахнулись на Святая Святых – на Бессмертие. Они хотят победить заклятие моего сценария!
Всев. – Но как это? Сделаться богами?
1 ангел – Все гораздо проще! Научные эксперименты неоднократно подтвердили, что любая клетка, взятая  из первородного материнского бластомера, или приведенная в такое состояние, что нетрудно сделать, может жить (и при необходимости делиться) бесконечно долго, если только все время кормить ее физиологическим раствором, и удалять отходы  жизнедеятельности. То есть она фактически реально будет жить бесконечно долго. Это также точно, как опыт со сверхпроводимостью проводника, помещенного в жидкий гелий, по которому ток будет течь настолько долго, насколько у вас хватит терпения его наблюдать.
Люци – Вот теперь там на Земле они заняты активными попытками найти в организме и блокировать агентов-ферментов, которые провоцируют запрет длительной жизни и эффективную замену новыми старых клеток в многоклеточном организме.
Всев. – Сплошная химия!
1 ангел – Они задаются вопросом, кстати, как и зачем это было сделано?
Всев. – Это получилось отчасти само собой в процессе эволюции. По-другому не удавалось сварганить удачный многоклеточный организм.
Люци – Так, значит,  это в принципе можно обойти?
Всев. – Полагаю, можно! (Пауза.)…Да, неуемное желание жить я Сам заложил в эти тварные создания.
1 ангел – А теперь они хотят сравняться с Небожителями?
Всев. – Они не понимают Всего и вообще Ничего. Они не понимают, что в случае успеха их ждет  катастрофа глобального Экзистенциала!
Люци – Что, Величайший, бессмертие не дано им?
Всев. – Категорически не дано!
Люци – Мне сдается, что Вы, Господь наш и Благодетель, просто ревнуете!
Всев. – Я ревную? К ним, этому popolo! Ах ты подлый интриган!
Люци – Я пошутил! Не будем ссориться!
Всев. – (Отходя и успокаиваясь.) Как ни печально, но ты прав, Люци… Но это недостойное чувство, особенно для Меня. Ведь это Мои творения!
1 ангел – Ваше Всебессмертие, осмелюсь заметить, что мы не упомянули еще и об их нанотехнологиях и дерзновенных проектах генной инженерии по деформации живых тварей!
Всев. – Да, Я недостаточно уделял внимания этим вопросам. Не принимал этого всерьез.
Люци – А напрасно!
2 ангел – Всегда надо держать нос по ветру.
Всев. – (Возмущенно.) Всему есть предел. Испепелю всех!
Люци – О Господи! Это Вы всегда успеете! Но, может быть, подождете пока? 
1 ангел – Действительно, Господи, может повременить?
2 ангел – Интересно ведь, что все-таки дальше будет с этим непутевым родом человеческим?
Люци – Алчным и похотливым.
1 ангел – Умным, талантливым и бесстрашным.
2 ангел – Глупым, рабским и безрассудным.
Всев. – Как Я говорил вам, Я Всемогущ, но не Всеведущ. (Обращаясь к первому ангелу.) Похоже, мой Первый ангел, Я переоценил свои силы?
1 ангел – Похоже на то, Господи!
Всев. – Ну, что ж, коллеги, повременим еще пару другую тысячелетий. Посмотрим, что будет.
1 ангел – Это мудро, Господи!
2 ангел – Отпустим им еще время, прежде, чем воздавать по делам их. Так порешил Господь наш!
Люци – А если честно – все мы просто любопытны! 


Конец.