Маринетти, - основатель футуризма

Юрий Прокуратов
Маринетти, Филиппо Томмазо (1876 – 1944), основатель футуризма. Соратник Муссолини. Говорят, что в последний раз Маринетти видели в городе с романтическим названием Асбест Свердловской области.

« « «

20 февраля 1909 года в парижской газете "Фигаро" Маринетти публикует свой первый футуристический манифест ("Le Futurisme ").

Мы бодрствовали всю ночь, мои друзья и я, при свете похожих на мечети канделябров, которые сияли, как наши души, освещенные изнутри сиянием электрического сердца. Четыре часа мы топтали роскошные восточные ковры, мы извели гору бумаги, пытаясь выразить безумную мысль… Мы были наедине с враждебными звездами, наедине с кочегарами, потеющими перед сатанинскими топками больших пароходов, наедине с теми черными фантомами, которые мечутся в чревах красных раскаленных локомотивов, когда они со свистомлетят вперед на безумной скорости… Мы вскочили от грохота пронесшегося мимо поезда, сверкавшего разноцветными огнями, как деревня в праздничном убранстве, которую быстрая По отрывает от берегов и несет через ущелья и стремнины вниз к морю. После этого молчание стало глубже, и мы слышали лишь невнятные молитвы старого канала и скрип больных артритом увитых плющом дворцов… Неожиданно мы услышали рев голодных машин… Пойдем, - закричал я, - пойдем отсюда! Мифология и мистический идеализм наконец-то побеждены. Мы присутствуем при рождении кентавров, мы должны увидеть первый полет ангелов. Мы должны с грохотом распахнуть двери жизни, испытать их петли и болты. Вперед! На земле первый рассвет истории, и ничто не может поспорить с красной саблей солнца, впервые прорезавшей мрак тысячелетий.

О прекрасная фабричная канава, как жадно я вкушал твою укрепляющую грязь, которая напоминала мне черные груди моей суданской кормилицы. Когда я, промокший, в порванной одежде, выбрался из перевернутой машины, я почувствовал, как горячий металл восхитительной радости пронзает мое сердце. Итак, наши лица измазаны первосортной фабричной грязью и залеплены шлаком. Потные и покрытые копотью, в кровоподтеках, с наложенными шинами, однако неустрашимые, мы провозглашаем нашу волю – жить для всех живых душ земли.

Мы воспоем то, что волнует великие толпы – рабочих, искателей наслаждений, бунтовщиков – и беспорядочное море цвета и звука, которое революцией несется через современную метрополию. Мы воспоем полуночный жар арсеналов и верфей, сияющих электрическими лунами, ненасытные вокзалы, поглащающие дымящиеся серпантины поездов; заводы, подвешенные к небесам на скрученных нитях дыма; мосты, сверкающие на солнце, как ножи, гигантские гимнасты, прыгающие через реки; предприимчивые пароходы, которые наполняются запахами простор; тяжелое дыхание локомотивов, которые давят землю своими колесами, как жеребцы, запряженные в стальные трубы; легкий полет летательных аппаратов, пропеллеры которых, как знамена, бьются в воздухе с таким шумом, как будто аплодируют многотысячной толпе.

" " "

Я сидел на бензобаке аэроплана. Прямо в живот упирался мне головой авиатор, и было тепло. Вдруг меня осенило: старый синтаксис, отказанный нам еще Гомером, беспомощен и нелеп. Мне страшно захотелось выпустить слова из клетки фразы-периода и выкинуть это латинское старье. Как и у всякого придурка, у этой фразы есть крепкая голова, живот, ноги и две плоские ступни. Так еще можно разве что ходить, даже побежать, но тут же, запыхавшись, остановиться!.. А крыльев у нее не будет никогда.

" " "

Нет в мире ничего прекраснее, чем большие гудящие электростанции, сдерживающие гидравлическое давление целой горной гряды, и мощь электричества, синтезированная на распределительных щитах, ощетившихся рубильниками и сверкающих клеммами.

Избавьте Италию от всей заразы - историков, археологов, искусствоведов, антикваров!

Тащите огня к библиотечным полкам!

Мы воспоем растущее торжество машины.

Гоночный автомобиль прекраснее статуи „Самофракийской победы.

Необходимо подготовить отождествление человека и мотора.

Направьте воду из каналов в музейные склепы!

Крушите древние города!

Братство народов — это гангрена, свидетельствующая о надвигающейся немощи народов.

Огорошивать публику всякими приятными ударами.

Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.

Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго...

Умственная гигиена - развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.

В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В музыке искать гармонию шумов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.

Я горячо люблю молодежь, ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы.