Без роду и племени

Алексей Канищев
Любопытно исследовать два предельных коммуникативных состояния человека.
Первое: передача знаний и информации происходит с глазу на глаз при непосредственном контакте.
Второе: передача информации и знаний происходит опосредованно от одного источника к максимальному количеству получателей, в идеале -  к бесконечному количеству. Как, например, при издании  книги или транслировании телепередачи.
Попробуем оценить качество информации в первом случае: это самая высокая достоверность передачи при максимальном доверии к источнику. Источник при этом должен быть привычный, т. е. многократно проверенный. Практической реализацией этого информационного канала является отношения родителей и детей, т.е. отношения между членами одного рода (родственниками).
Плюсы этих отношений – долговременность, понятная и доброжелательная мотивация источника (родителей) и адекватная внимаемость получателя (детей), основанная на доверии к родителям.
Доверие детей к родителям требует от последних правильного понимания своей роли в цепочке рода, т.е. культуры родовых отношений.
Зачастую доверие к источнику определяется не близостью родственных отношений, а умением рассказчика увлекательно преподать нужную информацию. В семье таким умельцем может быть дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат или сестра, а не только родители. Но умение управлять вниманием собеседника это палка о двух концах. Из нее выросло целое направление псевдонаук. Попав в лапы равнодушных и корыстных людей, не уравновешенное созидающими родовыми отношениями, оно приобрело узнаваемые всеми уродливые черты: книги, телевидение, радио, СМИ, адвокатура, система образования, история и прочее. В родовых же отношениях правильное понимание родителями своей роли – залог достоверности передачи информации. В сущности, это самое оптимальное передаточное информационное звено.
Наблюдая мир, понимаешь, что в нем есть постоянно действующая сила, результатом которой является уничтожение этого оптимального передаточного информационного звена.
В самом деле, письменной цивилизации предшествовала устная, где это звено было реализовано в максимальной степени. Ставшее рудиментарным ныне уважение родителей восходит именно к устной цивилизации и уникальной в ее рамках роли родителей и предков вообще.
 Родители беседовали с детьми и их рассказы долгими зимними вечерами были единственным развлечением для детей и пищей их уму. Считается, чем больше объектов доступно уму, тем активнее его деятельность. Возможно. Но вот качество усвоения информации или глубина проникновения в нее совершенно иные.
 Рассказанная дедом история в одном случае может будоражить воображение неделю и оставить след на всю жизнь, а в другом случае эту историю, вываленную нам на голову из телевизора с кучей ей подобных, мы забудем в следующую же минуту, как только зазвонит мобильный телефон или мы включим компьютер.
При переходе от устной цивилизации к письменной и далее к сверхкоммуникативной, мы наблюдаем стремление к абсолютной анонимизации источников информации: телефон, радио, телевидение, письменные источники, интернет, глобальная система производства и управления. Кто за всем этим стоит и что ему от нас нужно? Вопрос повисает в пустоте. Подобные источники невозможно персонифицировать и определить их добросовестность.
В результате  мы имеем сегодня неограниченное количество абсолютно недостоверных источников информации. Можно ли из всего этого сварить хоть какой-нибудь компот?  Можно, но только очень и очень мутный и, скорее всего, не пригодный к употреблению.
Все это следствие действия все той же загадочной, постоянно действующей силы.
Система образования сфокусирована на обучении псевдонаукам вроде прикладной истории, маркетинга и менеджмента. Знание математики, физики, химии, обществоведения, литературы и языка нужны, но не достаточны. Почему? Все они отвечают на вопрос – где наше место в жизни (наш шесток), но не затрагивают вопросов – для чего мы родились и зачем умираем. На вопрос – кто мы такие, эта псевдонаука отвечает:
«Винтики большого и сложного механизма. Вот сейчас, кстати, требуются с левой резьбой! Заявка ограничена, так что поторопитесь!»
Совершенно понятно, что эта наука обслуживает мир далекий от совершенства. Удивительно то, что мы сами соглашаемся с жалкой ролью винтиков, пополняя сообщество потерянных и разрозненных индивидуумов.
Между тем именно родовые отношения обладают благотворным созидающим началом. Но книги написаны, телевидение и интернет существуют и детей от них не оторвать. Что же делать?
По-прежнему актуален древний завет предков:
ЖИВИ ПО СОВЕСТИ И ЗАБОТЬСЯ О РОДЕ СВОЕМ. ПОМНИ И ЧТИ ПРЕДКОВ.
Нам нужно научиться отличать полноводные реки лажи нас окружающие от редкого, но настоящего знания. В каждом роду должно быть правило – накапливать и передавать знания и ничего не терять.
Содружество человеческих родов дает народ. Именно особенностями родов их составляющих определяется его качество. Такой народ уникален и силен. Народ же основанный на разрозненных индивидуумах и не народ вовсе, а так – толпа!
Необходимо признать полезность родовых отношений и вернуться к ним. Детей воспринимать в священном качестве продолжателей рода, быть к ним терпимыми и заботливыми.
Вместе с этим нынешнее интегрированное сверхкоммуникативное общение и система образования сами по себе не исчезнут. Видимо, необходим разумный компромисс. Прийти к нему можно лишь усилив родовые отношения и уравняв ими существующий ныне перекос  в отношения бездушно-анонимные.