Зефир в шоколаде

Светлана Мона
  (опубликовано с небольшими изменениями в "Ивановской газете" в 2009 году)

Все люди делятся на тех, кто любит сладкое, и на тех, кто к нему равнодушен. К какой категории людей относитесь вы? Любите? А какие предпочитаете конфеты, а может быть вам по вкусу белый или темный шоколад?
Алена очень любила зефир в шоколаде. Она была женщиной очень привлекательной внешности, с яркими живыми чертами лица. Тонкие изогнутые брови,  прямой  нос, чувственный рот, великолепная фигура и светлые русые волосы до плеч. Но при этой красоте – совершенно неудачливый характер. Уж очень он был покладистый,  мягкий, как зефир в шоколаде. Поэтому, наверное, и не складывалась судьба. Все мужчины хотели от неё только коротких отношений, совершенно не обременительных для них. Нельзя сказать, чтобы она была доступна. Иногда могла и так посмотреть, словно ошпарить! Но при этом, даже когда Алена говорила: «Нет», всем казалось, что она  не отказывает, а тянет время, и говорит: «Да». Ведь это сказано было настолько мягко, что поневоле думалось, уж имеет ли характер эта женщина! Жила Алена совсем одна. Сын уже был взрослый. У него была своя семья, и уже давно они с женой перебрались в другой город. Внуков не было. И потому Алена тосковала от одиночества. Хозяйка она была хорошая, все заготовки  на зиму  были, пироги – вкуснее не было ни у кого. Но вот с переездом детей, вдруг, в один миг, заботиться сразу стало не о ком. И она загрустила. Был какое-то непродолжительное время поклонник. Красавец. Женат. Однажды он позвонил и предложил встретиться. А Алена собиралась на день рождения к подруге. И тогда он просто попросил дать ему ключи от ее квартиры. Это был последний разговор с ним. Обида и гнев – такие разные качества  помогли навсегда расстаться. Уже позже она встретила его на улице  и даже кивком не удостоила этого мерзавца. Вот так она и решила – никаких женатых мужиков! Хватит!
Но Олег Матвеич – совсем другое дело! Он не был из числа  скучных, чванливым и похотливых, как все её предыдущие знакомые. Впервые Олег и Алена встретились на торжественном заседании, посвященном Дню строителя. Она работала секретарем в конторе, которая была связана с проектировкой теплоэнергии. Зарплата была невысока, но Алена одевалась очень тщательно, если не сказать - стильно, вещи носила аккуратно и бережно. Дорогих нарядов у нее не водилось, но те, что висели в её шкафчике были подобраны со вкусом. Украшений было немного, остались лишь те, которые когда-то подарила ей мама. Вот и в тот знаменательный день их знакомства, Матвеич сразу её приметил, как потом признался именно её внешний вид сначала бросился ему в глаза, а уж потом и всё остальное глянулось.
Уверенность, основательность в этом мужчине  привлекли Алену. Ей было спокойно рядом с ним. Матвеич был очень положительным человеком. Работал он прорабом на стройке. Внешне напоминал богатыря – большой, плотный, но не грузный. Кулаки как гири. Некрасивый, но какая–то привлекательная сила была в нем. Притягательность. Олег никогда не произносил вслух ругательств, даже в шутку. Очень сдержан. Он хоть и старше Алены на пятнадцать лет, но был еще очень крепким мужчиной, несмотря на некоторую неуклюжесть, очень выносливым и спортивным, переплывал реку, обтирался снегом, никогда не жаловался на усталость. Еще у  Олега были  качества, которые расположили Алену к нему это ответственность и постоянство.
Ей казалось, что она нашла такого человека, с  которым можно связать судьбу.
Когда они познакомились, он сразу же сказал, что  семью не бросит. Ему нужны лишь близкие отношения.  Жена была старше его на 10 лет, и сексуально  уже давно были далеки. Дети – взрослые, живут в другом городе. Олег Матвеич сразу сказал Алене: «Все выходные – на моей даче. Полученный урожай – поровну». Жена не ездила, не любила  деревню, обожала сериалы. Да и жили то они в своей городской квартире как соседи. Не делились друг с другом ничем и уж тем более не рассказывали друг другу ничего. Матвеич вообще по натуре своей не был болтлив, и замечательным собеседником назвать его было нельзя.
Дача, вернее, старый домик, или ещё точнее, избушка, находился невдалеке от города, в заброшенной  деревне. Там уже давно никто не жил. Даже в домике, где они проводили все лето, было очень хорошо, все – надежно, основательно внутри,  хотя внешне и казалось, что вот-вот рухнет. Первый раз, когда Алена вошла в него, то удивилась, с какой теплотой и душой всё было сделано. Что называется золотые руки у того, кто ремонтировал это. Она вошла и ахнула, замерев от тепла, исходящего от стен. Ах, как  же все красиво отделано деревом, висели какие-то  совсем  простые шторы, но в то же время было весьма уютно и главное – тихо. Вот оно, место для создания семейного очага!
Аленке очень нравилось с Матвеичем. Именно так она его и называла, не по имени Олег, а по отчеству, как на работе. И всегда с восторгом рвалась в деревню. Вдали от шума, никого нет, ни одной живой души. Здесь отдыхала, наслаждалась покоем и блаженством.
Единственно, что заставляло замирать ее, это две противоположности ее нового друга: забота и при этом  -  такая потрясающая скупость. Аленка жаловалась подругам: всем Матвеич хорош – и не пьет, и ласковый, и не наглый, но есть люди – жадные, есть очень жадные, а есть скупые. Матвеич – очень скупой. Зарабатывал вроде очень хорошо, живи да радуйся, трать, ведь жизнь одна, но нет, он деньги копит. На сберкнижку. Матвеич не был гурманом. Лишь бы рубашка была чистая, да похлебка свежая. У него и страсти то были малозатратные:  лес, грибы, рыбалка, баня. Правда еще машина у него была старенькая  ауди-сотка, наверное, он мог купить и новую, да  скупость  мешала осуществить его мечту, вот потому много свободного времени и тратил лежа под ней, зато приходил хать весь и перемазанный, но довольный и такой родной! Аленка даже полюбила этот запах автомобиля. Бывает, прижмется к Матвеичу и уже ничего не надо, только носом уткнуться в его, пропахшую потом и машинным маслом куртку.
Отдыхать на море, как ездили другие подруги Алены, у них не получалось. Матвеич все время откладывал, то аврал на работе, то еще что-нибудь такое, но на самом деле, это были лишь отговорки. Скупой не бросает деньги на ветер. Материально Матвеич не помогал. В лучшем случае: два подарка – пятьсот рублей на день рождения, на 8 марта и неизменную шоколадку «Аленка».  «Ты и так хороша, зачем тебе украшения, одежда! Эка невидаль».  Были у неё мысли, что жене даже и этого не достается. «Да были бы деньги, можно и потратить», - так отвечал Матвеич на  расспросы.
Она привыкла к нему. И даже не задавала вопросов. Все в ее жизни было хорошо.
* * *
Минуло десять лет. И как-то незаметно подступила старость.
Утром  Алена проснулась и глянула в зеркало. Статность еще была. И былая красота – тоже. Но свежести и изящества  уже не было.
Совсем недавно ее подруга Оля – вдова  военнослужашего, вышла замуж. Так как-то сразу, неожиданно. Алена не могла поверить, как можно так быстро, не узнав человека, ринуться опрометью замуж?
Оля ответила: «А ты со своим стариком  не устала? А что он для тебя сделал такого, чтобы я не знала? Ни-че-го».  Алена поджала губы и подумала: «Ни-че-го! А ведь она права. Время проходит, скоро я стану совсем старой и не буду не нужна никому, даже Матвеичу».
* * *
На десятилетие встречи Аленка выпросила Матвеича отметить юбилей                походом в ресторан. Он не любил увеселительные  заведения. Считал, что это пустая трата времени и денег. Хотя мог вполне прилично одеться, не как завхоз в сельпо, и даже какая-то скрытая элегантность  появлялась в нем.
В ресторане они едва досидели. К Алене подходили мужчины, просили разрешения на танец, но она отказывала.  Матвеич сказал: «Опять вертишь хвостом!» Поехали домой. Она же не выдержала и наконец высказала все, что у нее накипело на душе. Матвеич ответил просто: «Ну что тебе не хватает, отдыхаем вместе, даже в праздники? Я дома  бываю меньше, чем с тобой!».
«А Новый год? Живем мы как-то по-скотски, не семьей. Семьи хочу. Хочу замуж».
«Вольному – воля, не настаиваю. Я ничего никогда не обещал»,- выдохнул Матвеич.
Она обиделась, поймала машину, и заливаясь слезами, назвала адрес.  Водитель – мужчина лет 65-ти посмотрел на нее и сказал: «Успокойся, довезу тебя! Горе какое стряслось?»
«Да нет», - отвечала Алена. Рыдая, она выложила ему всю свою историю. Так просто порой чужому незнакомому человеку рассказать свою жизнь, поведать свою беду или несчастье.
«Ах, милая, ты еще так молода. Все у тебя будет хорошо. А своего женатика брось. Его все устраивает. Он только век твой укорачивает. И ты доставляешь благополучие  его семье. Пойми, мужчины в возрасте после 50 лет очень осторожны. Их связывает жилье, какая-то другая собственность, и многочисленные друзья и знакомые. И они редко меняют что-либо в таком возрасте. А что у тебя? Ты красивая, как зефир в шоколаде. Но помни: зефир – мягкий, а  шоколад – твердый. Реши один раз, и отрежь! У тебя не будет пути назад. Сначала ты будешь мучиться, а потом найдешь человека для постоянных отношений, для семьи. Верь, и все у тебя будет!»
* * *
Алена  приехала домой с твердым желанием все изменить в жизни.
Сначала она бегала по агентствам для того, чтобы встретить своего единственного. Но другие мужчины, встречавшиеся в жизни Алены, проигрывали в сравнении с Матвеичем, и хотя она не любила его, но тем не менее…
Прошел день, два, неделя, другая - и она вновь обреченно вернулась                к Матвеичу. «Наверное, я – не зефир, а  просто глупая кошка!» - подумала женщина.
* * *
Прошло еще несколько лет. Матвеич умер. Неожиданно. Ничто не предвещало его смерть. Ведь он был крепким  мужчиной. Эту печальную новость сообщил один из его друзей.  Алену не пригласили на похороны. А кто она?
Прожить бок о бок столько лет! Алену мучили слезы. Они комом стояли в горле. И горечь охватила все существо женщины. Кажется, у Ахматовой* есть такие слова:
 «Ах, когда же это было? Три в столовой  пробило.
Вы меня тогда  любили? Очевидно, да».
Алена осталась одна. Ей уже было пятьдесят пять. А человека, с которым хотелось бы связать судьбу, она так и не встретила. Может быть такова ее судьба?
Так бывает часто, кажется, вот  она – судьба, а нет, мы боимся  принять решение, что-то изменить, а потом  сожалеем о прошедшем.
Жизнь одна, и никто не виноват в том, что мы не остановились вовремя. Наше прямодушие, или легкомыслие, или наивность, или неумение жить? Кто виноват? И какие качества нужны, чтобы быть счастливыми? Никто не виноват в том, как вы распорядитесь своей жизнью! Зефир в  шоколаде?  Или шоколад? Это ваш выбор. 

Ноябрь 2008 года.
г.Иваново

* Слова Ахматовой изменены, героиня их  приводит в соответствии со своим состоянием, не точно,  близко к тексту.