Мама, мамочка, выздоравливай

Зинаида Письман-Проза
 -  Мамочка, тебя из Израиля!»
 - Кто у телефона? Ирина Романовна?
- Да, я.
- С вами говорит врач из больницы, где лежала ваша мама.
- Что с ней?
- К сожалению, она умерла. Если вы приедете на похороны, то мы подержим три дня в морге, потом оплатите. Если нет, то похороним завтра.
 - Спасибо вам, обязательно приедем.
Боже мой, как же так получилось,  бедная моя мамочка.
- Дима, мама умерла, мы должны ехать на похороны.
Как мне тяжело, воспоминания окружили меня. Уже ночь, надо собираться, а я открыла свой дневник, давно я не писала.

                Моё детство               
Сегодня, как только кончатся уроки, быстрее домой. Мы с мамой идём в Большой театр, на балет «Коппелия» Делиба. Я и моя мама, мы большие друзья. У нас несчастье в семье - мой папа был испытателем и погиб при испытании очередной модели самолета.
Мама моя женщина красивая, тоже инженер и работает в конструкторском бюро. Она окончила авиационный институт, только технологический факультет.
После гибели папы к нам приходил дядя Лёня, папин товарищ. Мама спросила меня:
- Как тебе, Ирочка, нравится дядя Лёня?  Пусть живёт с нами, он человек хороший и тебя любит.
Я ответила:
- Ты предательница, ты изменщица, и если он будет жить у нас, я уйду жить к бабушке. После этого разговора у нас никто не появлялся, и мы с мамой зажили дружно и весело. Вместе - в театр, вместе – в кино, вместе – на концерт, везде - вместе.
Нет у меня лучшего друга, чем моя мама.

               Моя взрослая жизнь               

Вот я окончила школу и по стопам родителей поступила в авиационный институт. Я по папе русская, моя фамилия Гречко, а мамина – Рабинович. Ну, конечно, разве я могла бы жить с такой, извините, неприличной в России фамилией. Сколько анекдотов, все про Рабиновичей.
Как  только моя мамочка, бедная живёт?
Зовут мою маму Ася. У неё красивые, длинные волосы чёрного цвета, почти черно- синего цвета и большие зелено- голубые глаза. Моя мама очень красивая женщина. Когда мы идем на концерт или в театр, она укладывает волосы в пучок и надевает белую накидку. Многие мужчины обращают на мою маму внимание. Но моя мама не предательница.
Так, я немного отвлеклась. Я успешно училась в институте, там я познакомилась и подружилась с Димой. Мы полюбили друг друга, и после окончания института поженились. Свадьба у нас была в ресторане. Дима, как и я наполовину еврей, только еврей у него отец, и фамилия отца – Гуревич, но у Димы фамилия  мамы - Фомин. Так мы теперь Фомины.
Жить мы стали у нас, в нашей трехкомнатной  малогабаритной квартире. У нас спальня, у мамы маленькая комнатка и столовая, где стоит телевизор, сервант и мягкая мебель.
Живем дружно, только теперь у меня своя семья, а у мамы своя жизнь. Мама с нами не может ходить вместе.
 - Семья одно, а мать совсем другое, - так говорит Дима.
И он, конечно прав. Не можем же мы все время находиться на людях. У нас своя жизнь у неё своя. У мамы есть давняя подруга Ольга Николаевна Гришина, они учились вместе и дружат многие годы.
 
                Не знала я, что годы так быстро бегут

У меня родилась доченька, Мариночка, хорошенькая такая. Мы с ней никогда не расстанемся.
Мама ушла на пенсию, надо же помочь растить ребенка.
А годы бежали, уже Мариночке двенадцать. В Москве неспокойно, все изменилось родители Димы, и старший брат Рома уехали в Израиль. Живут в Димоне, пишут: приезжайте, раньше приедете лучше устроитесь.
В Москве закрывают и сокращают научно- исследовательские институты. Многих сокращают. Закрыли  бюро, в котором работал Дима, он остался без работы.
Ну, вот и мы решили ехать. Продали квартиру и собрали вещи. Последние дни перед отъездом, так тяжело на душе. Тяжело уезжать из Москвы. Будто отрывается что-то родное, и летит куда-то далеко.
Мы едем, но не знаем многое. Мы  относительно молодые, мне -тридцать пять, а Диме - тридцать восемь, может, устроимся? Ольга Николаевна, мамина подруга говорит:
- Асенька, дружочек, оставайся, пусть молодые едут. А мы, тут с тобой, а? Как я без тебя? Скучать буду, подружка, ты моя, дорогая. Будешь у меня жить, и могилки здесь Ромы и твоей мамы.
- Нет, Оленька, что  ты, как я свою родную доченьку да внученьку оставлю? Поеду, раз они решили, так и будет.

                Уезжаем

Аэропорт Внуково, 1991год.
- Боже мой, сколько людей уезжает. А что нас ждет, как там?- думала Ася  Давыдовна, - в Москве я выросла, войну пережила, остаются могилы, ох, как это всё тяжело.
Сели в самолет, прихватило сердце: - где валидол? Да вот в сумочке, - положила таблетку под язык.
- Боже, милостивый, прости меня, я никогда не умела к тебе обращаться, а сейчас прошу, прошу, помоги моим детям.
Так мысленно, разговаривала она с Богом и сама с собой. По лицу медленно катились слёзы, она вытирала их тихонько платочком, чтобы никто не видел.
Самолет приближался к аэропорту Бен-Гурион. Открылись двери, спускаемся.
- Какое пекло - думает Ася.

                Мы в Израиле

В аэропорту нас встретила семья Ромы, на машине. Не виделись два года. Сели в машину, приехали в Димону. Городок прекрасный, белоснежный, зелёный, чистенький, но жаркий климат. Мама плохо переносит жару.
Переехали в Иерусалим, здесь климат лучше, прохладнее. Я нашла работу - преподаю математику в школе, продолжаю  учить иврит, очень трудно.
Диме трудно устроиться на работу, поступил на курсы, снимаем квартиру. Мама болеет, уже два раза лежала в больнице, с сердцем неважно.
Мариночке всё здесь нравится, язык быстро освоила, хорошо учится.
На курсы, где учится Дима, пришел один парень, он моложе Димы, но мы сдружились семьями, они тоже москвичи. Он технолог по металлообработке, работу по специальности пока не нашел. Разговорились, и он рассказал, что обратился в Канадское посольство за разрешением на въезд. Канада принимает смешанные семьи и специалистов. Они уже  прошли собеседование и ждут вызов. Дима говорит мне:
- Ирочка, давай, и мы двинем, я по матери русский, ты - по отцу, язык английский мы знаем. Давай, пойдем и подадим заявление, и если пройдем собеседование, уедем  в  цивилизованную страну.
- Но, Дима, маму ведь не возьмут, она старая, больная.
- Ну и что такого, мои тоже здесь остаются. Старикам в Израиле хорошо, им работать не надо. Мать твоя пособие получает, деньги на съем квартиры, на жизнь ей хватит, а что еще требуется?
- Дима, ну как же, ведь она здесь будет одна?
- Как одна?  Кругом такие же старушки ходят, вроде Ольги Николаевны. Ей будет хорошо, фрукты, овощи здесь дешёвые - кушай, да живи себе.
- Да? Ты так думаешь, ей неплохо будет?
- А чем ей будет плохо? Ира, я тебя не понимаю. Ну, что нам делать в нецивилизованной стране? Мне здесь не нравится.
- Но, зачем же ты ехал сюда?
- Я многое не знал и там стало плохо. Ребёнку нужно хорошее образование.
- Ну, ладно, давай подадим документы.
Мы прошли собеседование. Надо поговорить с мамой. Но, как ей сказать?
Наступила суббота, все дома. Мама в пятницу приготовила вкусный обед.
Встречаем субботу - зажгли свечи, на стол постелили белую скатерть, на стол поставили салат, селедочку, паштет и много всего, что любит наша семья.
- Мама, ты знаешь, мы скоро уедем отсюда.
- Куда мы уедим?
- В Канаду, мамочка.
- В Канаду?
-Да, там уже у Димы есть работа.
- Да?
- Да, но ты, мамочка, пока побудешь здесь.
Вилка выпала из руки Аси Давыдовны,
голова странно повернулась на бок и повисла, лицо посинело.
- Ой, мамочка, что с тобой?
Ася Давыдовна не отвечала. Вызвали «Скорою помощь». Маму отвезли в больницу.
- У неё инсульт, - сказал врач, - в больнице её подержим недели две.
- Доктор, доктор, как же это?  Что с ней будет, ведь мы уезжаем?
- Не знаю, пока не знаю, там видно будет.
….Прошло несколько дней. Мама в больнице, а мы уезжаем.
- Прощай, мамочка. Выздоравливай!