Записки водителя-любителя

Павел Патрикац
      Из  «Золотого теленка»  И. Ильфа и Е. Петрова слова:
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» - лозунг для России. Они до боли волнуют  и без того беспокойные сердца автомобилистов на российских трассах.
   Какие только модели автомобилей не встретишь на многострадальных, вечно ремонтирующихся улицах больших и малых городов, сел и поселков, станиц и хуторов: Крайслеры, Рено, Лексусы, Мерседесы, Форды, Опели, Мазды, Ниссаны, полный ряд Вазовский моделей, Москвичей, Волг, Газелей, Зилов, Уазиков и пр...
   За наши деньги - любой каприз: седаны, джипы, кабриолеты, универсалы, минивены, микроавтобусы...

1.
   А ведь еще каких-нибудь 20 -30 лет тому назад автомобиль в частной собственности был  мечтой. Мы, автолюбители, за долгие годы своей трудовой деятельности, откладывая в заначку «энную» сумму средств,
   копили...
              копили...
                копили...
на покупку легкового автомобиля. Накопить --  лишь половина дела. Надо было еще выстоять в очереди на приобретение автомобиля. Вот наконец-то и этот этап пройденг. Ан, нет! Члены комиссии по распределению автомобилей (создавались такие при войсковых частях) рассмотрят некоторые аспекты вашей биографии:
- партийность;
- общий срок службы в Военно-Морском Флоте;
- срок службы в соединении;
- успехи в боевой и политической подготовке;
- благонадежность;
- взыскания, поощрения, награды;
- была ли ранее в собственности машина.
 При достижении единодушного мнения о праве на покупку комиссия ходатайствует перед командиром.  Если и командир лоялен, то фамилию, имя, отчество кандидата великодушно подают  на рассмотрение в комиссию по флоту.
  Эта  комиссия утверждает квоту выделения автомобилей на войсковые части и соединения по соответствующим критериям. Она утверждает общие списки лиц , сопровождает их в специализированный магазин Военторга «Автомобили». Директор  и товаровед магазина готовят и отсылают планируемому покупателю  открытку-извещение по почте.
И только после этого счастливый будущий обладатель «железного коня», отпросившись со службы, стремится с долгожданной открыткой первым попасть в очередь покупателей к открытию магазина. Ведь именно в магазине осуществляется мечта. Заблаговременно предусмотрительные покупатели запасались флотским  «шилом», водкой, коньяком. А бутылок надо иметь немало:
- директору дай,
- товароведу дай (хоть и видишь ты их первый раз в жизни, но от этих лиц зависят цвет и модель приобретаемой машины, техническая комплектация);
- сторожу на стоянке дай,
- механику технического обслуживания дай,
- слесарю технического обслуживания дай ( ты также видишь их первый раз в жизни, но в их руках очередность вывода покупки с площадки в бокс на предпродажную подготовку).

Это вам, дорогой  читатель, смешно сейчас читать, а нам каково было сталкиваться с такой обыденностью? Покупка автомобиля рассматривалась
как  самая настоящая «военно-морская операция»  сродни боевым действиям по противостоянию вероятному противнику. И вот он, «стальной конь», деньги уплачены, выписана справка-счет на покупку. Ты на выезде из магазина, ты за рулем. Ан, нет!

2.
Беспокойства и заботы владельца только начинаются. Впереди, кроме разбитых русских дорог,  испытание получением государственных номеров в ГАИ, регистрация. Все приходится планировать и начинать сначала...
... Покупка водки (исконно-русской твердой валюты), запас знаменитого и неизменного флотского «шила». Подъем с утра пораньше. Поездка в «столичный» город. Знаменитая русская очередь. Осмотр автомобиля инспектором ГАИ. Оплата в кассе. Прием документов на регистрацию. Все !?
Нет, выдача металлических номеров и технического паспорта вечером... ну, например после 17 часов. Военно-Морской человек, приехавший из таких населенных пунктов как Гаджиево, Видяево, Вьюжный, Полярный, Гремиха, Североморск – 1... , проснувшись часа в два – три ночи , вынужден ожидать до самого вечера.
 Сервис?...
Да, сервис ненавязчивый, с огромной заботой Госавтоинспекции о водителе. Эта услуга оказывалась водителю за его же деньги. В бюджете государства заложена строка на содержание ГАИ за счет отчисляемых налогоплательщиком средств.
 Ну вот и вечер.
Номера привинчены в установленные места на машине.
Катаемся.

3.
Счастье от поездок длится недолго.
На спидометре первые 1500-2000 километров. Время первого технического обслуживания. А поскольку станция гарантийного техобслуживания находится в городе Мурманске, все начинается сначала: покупка водки, коньяка, запасы знаменитого флотского «шила». Подъем с утра пораньше. Поездка в столичный город. Очередь у здания сервисного центра. Ожидание. За въезд на территорию станции «отстегиваем заездные» дежурному. Запасных частей нет:
- масляного фильтра;
- воздушного фильтра;
- тосола;
- тормозной жидкости;
- свечей зажигания;
- ремней...

Все в дефиците. Запасные части продаются в магазине по талону, выдаваемому на станции технического обслуживания. Магазин расположен в километре от станции  в Долине Уют (есть такое место в городе Мурманске). Называется магазин  «Метеор». А поскольку машина в ремонте, в магазин приходится идти пешком. Назад с запчастями. Дорога каждая минута. Не успеешь – оставят машину на ночь и придется думать о размещении своего бренного тела на ночлег.

4.
  Наступило перестроечное время. Начались перебои с поставками бензина.
Заботливая административная власть развернула свои действия на обеспечение водителей... талонами на бензин. Талоны обозначаются: 5,10,15,20  литров. Для поездки на дальние расстояния нужны пятилитровые талоны, но их катастрофически мало. На фоне роста всевозможных комиссий по  тиражированию талонов и их «справедливому» распределению в среде автомобилистов появляются «спекулятивные помощники-посредники». Обмен проводят, разумеется, не без подношений и «благодарностей». Опять  пускаются в дело российский рубль, коньяк, водка, «шило»... Как сумеешь «покрутиться», так и будешь ездить. Особенно перед самой важной поездкой в долгожданный отпуск. Например, автору этих строк в поездке в отпуск на Украину приходилось проезжать 3200 километров только в одну сторону. В дороге, когда рядом  вся семья, никого не интересует: где ты служишь и кем ты служишь, откуда ты едешь... Можно следовать и поездом, лететь самолетом, но билетов на эти виды транспорта летом не достать...
Не лучшим образом обстояли дела с приобретением автомобильной резины-шин, аккумуляторов, шаровых опор, наконечников рулевых тяг, фильтров ...
 Для доступа к перечисленному «автоминимуму» надо было состоять в обществе ВДОАМ (Всесоюзное Добровольное Общество автомобилистов). Приходилось «отстегивать свои кровные деньги» еще и на содержание этой «раковой опухоли» на теле водителя. Через эту организацию происходило оформление «купли-продажи» гаражей. Изысканным средством издевательства над водителем стали комиссионные магазины по «купле-продаже» уже подержанных автомобилей. А немного позже стали действовать комиссии по оценке стоимости  автомобиля бывшего в употреблении. Неизвестно тебе, Господи, сколько «подношений» и «черного налика» перекачено мимо государства (и при его участии) в карманы чиновников и мошенников. Иногда приходится удивляться их изворотливости на фоне «забот о человеке». Спокойной жизни у водителя нет, не было и никогда не будет.

5.
 Чиновники ведомства  ГАИ в 1984 году «во благо водителя» придумали  и запустили «на поток перестроечное новшество»:  перечень грубых нарушений правил дорожного движения, за совершение которых производится отметка водителю в талоне  предупреждения. Видов предупреждений шесть:
1.  Превышение скорости движения.
2. Нарушение правил обгона.
3. Нарушение правил проезда перекрестка.
4. Нарушение правил маневрирования и рядности движения.
5. Невыполнение требований сигналов светофора.
6. Невыполнение требований о предоставлении беспрепятственного проезда транспортному средству, оборудованному специальными звуковыми и световыми сигналами (выдержки из Правил дорожного движения).

 Нарушил – получи дырочку в талоне предупреждения. После получения трех проколов  следует изъятие водительского удостоверения. Талон действителен в течение  15 суток с момента изъятия водительского удостоверения. Изначально водителю эти талоны надо получить в департаменте ГАИ. Вы уже правильно ориентируетесь, читатель, в ситуации: все начинается сначала. Читай выше и домысли сам: очереди, подношения, унижения... Просуществовали эти талоны недолго. Их какая-то умная голова в ГАИ ( то ли «доктор», то ли «профессор»  «их, гаишных наук») предложила срочно поменять на другие талоны, в которых появились штрафные баллы за нарушение ПДД . Соблюдено и в этот раз главное: водитель  зависим от Госавтоинспекции.

6.
 На фоне этих революций и перестроек назрела проблема обмена номерных знаков. Она была организована и проводилась «во благо» водителей и, самое главное, за счет водителя. Замену номерных знаков мы, автомобилисты с длительным стажем вождения, испытали дважды. Весь процесс обмена сопровождался очередями с соблюдением неукоснительного принципа: водитель полностью зависим  от сотрудника ГАИ. При создании стационарных таможенных постов на границе со странами СНГ приходилось при каждом пересечении границы с Украиной доказывать сотрудникам ДАИ  (не путать с просительным или восклицательным «дай») то, что Российский «триколор» на знаке номера – это и есть знак, дублирующий «РУС» на самоклеящемся лейбле.  При неудачной попытке это засвидетельствовать, приходилось платить штраф без квитанций.

7.
   Назревает еще более важная проблема: замена водительских удостоверений. И эта «боевая операция» батальонами ГАИ закончена успешно. Полностью соблюдена процедура создания очередей за получением медицинских справок, первоисточников, удостоверяющих окончание курсов, классов, школ ДОСААФ. Через унижения и за наши деньги цель достигнута. Многих-многих водителей не досчитались в наших стройных рядах. Появилось одно существенное новшество, оно как-то незаметно внесено в отдельную строку водительского удостоверения.
Появилась определяющая запись  рядом с датой выдачи: «Действительно до...». Через десять лет  будьте любезны...
   Через десять лет (если останетесь живы или «во имя нашего благополучия» не придумают что-то новое) вам придется отплясывать «танец» моральных и нравственных потрясений по замене водительских удостоверений перед окошками ГИБДД. На свои кровные денежки получать «права», и очень хорошо, если это обойдется без сдачи экзаменов. Какая-нибудь умная голова «от ГАИ» непременно придумает, поверьте, придумает, проверку теоретических знаний ПДД ...
  Несколько вяло огрызаясь, мы приобрели в собственность и научились пользоваться медицинскими аптечками. Пережили обязательный инструментальный осмотр. Стали честно и добросовестно проходить ежегодный технический контроль автомобиля на специальных станциях ТО.
8.
  Регистрация автотранспорта после его «купли-продажи» - отдельная тема, обширная и загогулистая. 10 октября 2003 года Верховный Суд  признал незаконным пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», который предписывал собственникам  сначала снять машину с учета в ГАИ, а уж потом ее продавать. А сколько россиян натерпелось откровенного горя  за одиннадцать лет действия этого Закона.
В 1996 году я пытался зарегистрировать приобретенный мною автомобиль ВАЗ 21099 в городе Ростове-на-Дону.
 Столкнулся в ГАИ с тем, что при регистрации:
-должен...
-обязательно...
-добровольно!...
Получить услугу противоугонной маркировки  автомобиля в фирме «Дон-Литекс».
Эта «добровольная маркировка» предписана за мой счет решением «заботливой» местной властью. Не имея соответствующей маркировки, автомобиль не будет зарегистрирован. Спустя десятилетие интересно узнать, а где теперь эта фирмочка-однодневка, сколько наших кровных рубликов осело в кармане ее «полководца». Сколько автолюбителей она «нагрела» с помощью местной власти? МММ – в законе. А ведь за одну только маркировку я заплатил тогда 220.000 рублей. Квитанцию храню как памятный сувенир об «узаконенном отъеме денег»  рядом с «Чубайсовским сертификатом на два автомобиля «Волга». Наш народ терпелив. Ведь действительно, сертификат стоил  денег, только ... куда они делись и в чью пользу?

9.
  Особую степень нервозности при учете транспортных средств вызывают нынче иномарки. «Темные лошадки» приезжают к нам из-за «бугра». Выложив крупную сумму средств, как правило «зеленых», можно попасть в историю, когда становишься заложником «заживо похороненного» автомобиля. В недрах ГАИ рождается закон по не регистрации машины. Муссируются Указ Президента России №711 и милицейский приказ № 59. Попадая в такую переделку, приходишь к мысли о расставании со своим капиталом, вложенным в машину. «Паленый» автомобиль – рискованный источник финансового вложения. Необходимо в обязательном порядке требовать у продавца указания в справке-счете  реальной стоимости и обязательной постановки автомобиля на учет. При соблюдении этого нехитрого  правила у вас при возникших проблемах будет основание на подачу искового заявления о возмещении причиненного ущерба.


10.
 В каждом субъекте Федерации был еще и пресловутый экологический контроль. Для сбора денег на экологию соорудили отдельные «избушки-посты» на трассах, появились и должностные «единицы» в штатном расписании. Особенно впечатляющими были эти сомнительного вида сооружения на въезде в курортные города: Одесса, Бердянск, Мариуполь, Таганрог... Сколько денег мы переплатили, и кому в карман? На трассе Ростов – Волгоград мне запомнился казачий экологический пост. Сонный казак на вопрос о том, кто его содержит и где он служит (так как находился при военной форме), ответил открыто:
- Кормимся сами. А дислокация - по своим домам и квартирам!
 Заплатив казаку «за экологию», я подумал:  «Где бы себе такую службу найти, чтобы быть «расквартированным» в своем доме и кормиться « с проезжей части федеральной трассы»? Экологические  поборы отменили, посты убрали , деньги оприходовали. Экологическая обстановка не улучшилась.

11.
Оплату налагаемых штрафов за нарушение правил ПДД  предписано производить через сберкассу, а не  в руки сотруднику ГАИ на месте. Не прижилась такая  форма.

12.
Принялись всерьез обсуждать перспективу установки подушек безопасности на уже выпущенные отечественные машины. Интересно было бы посмотреть на организацию этого мероприятия. Надо полагать, это должно было быть как у знаменитых фирм типа «Форд», «Мереседес»...
 Не случилось...

13.
Производим оплату налога на имущество – автомобиль. ГИБДД еще не научилась сотрудничать с ведомством Государственной налоговой инспекции (разные департаменты разные цели преследуют). Поэтому после продажи автомобиля еще присылают  бывшему владельцу квитанцию-извещение об оплате налога уже не его имущества. Владельцы машин ежегодно оплачивают транспортный налог. Но чиновникам, видимо, этого недостаточно. Они устраивают  платные парковки прямо на дорогах. Хорошо если оборудовали места стоянок, а то ведь  «берут мзду» прямо на проезжей части. Городские власти объясняют наличие такой парковки как арендную плату за землю. Но договор на аренду земли с автомобилистами никто не заключает. Все это идет вразрез и с Конституционным правом государства и с Гражданским Кодексом.

14.
 Начал действовать беспредел эвакуаторов...
Водитель опять вне Закона и является источником  всевозможных поборов и платежей, откровенного грабежа. Когда в государстве будет Закон для водителя?

15.
 2004 год для водителей – год исторический, эпохальный. По решению Правительства начали перекачку средств из кармана владельцев автомобилей  в обязательное автомобильное страхование. И эта финансовая  перестроечная кампания проводится во благо водителя! Конечно, и я, как благодарный налогоплательщик, побежал страховать свой автомобиль (попробовал бы этого не сделать). Вновь прошел через унижения перестроечных очередей, узаконенный отъем средств. Почему я так заявляю?
Да потому, что вынужден за свою ВАЗ 2106 отдать пенсию за целый месяц. За меня думает мое государство, мое замечательное правительство. А на страховом рынке появились новые громкие преуспевающие страховые компании. Появились штатные единицы «страховых комиссаров». На хрупкие плечи сотрудников ГИБДД взвалена непосильная ноша «оприходования» всех аварий, обязанность проверять наличие акта страхования автомобиля при его регистрации. Особое внимание при проверке документов на трассе и в населенном пункте  уделяется наличию полиса страхования и лейблу страховой компании на лобовом стекле. И не дай Вам Бог незастрахованным выехать в долгий путь...
  Соблюдается главное правило: водитель зависим от департамента ГИБДД. Ему насильно прививается  любовь к человеку в погонах. Возлюби его...
 Я 25 лет за рулем. 24 года мне страховка не нужна была, а тут Правительство мне ее «подсуетило». Спасибо!


16.
Водитель! Я Вас поздравляю! Назначен новый (совершенно новый) начальник  ДОБДД МВД РФ (так теперь называется ГАИ, привыкайте). Предыдущий  начальник на фоне вышеперечисленных перестроечных «побед», теперь уже генерал-лейтенант (!), избран в Совет Федерации представлять республику Карелия. «Новая метла  метет по-новому». Новый начальник – уже  генерал-лейтенант. Перспектива дальнейшего служебного роста в «полководческой деятельности» ограничена. Надо показать свою работу. С новым воодушевлением рассматривается вопрос очередной замены водительских удостоверений. При помощи СМИ готовится  платформа «замены во благо водителей». Теперь рассматриваются «усовершенствованные категории»:
- А-1;А-2;А-3.
- Б-1;Б-2;Б-2.
- С-1;С-2;С-3.
; Д-1;Д-2;Д-3.
 Дыма без огня не бывает. Если начали этот вопрос обсуждать, значит это предложение будет представлено на рассмотрение. Вношу сразу предложение, подкупающее своей новизной и охлаждающее «горячие головы перестройщиков»:
«Всю организацию обмена, замены  удостоверений  провести за счет средств инициатора».

17.

 Начальник ДОБДД МВД РФ сегодня заявляет на страницах «АИФ» (№35 за 2005 год) : «...Сегодня за организацию дорожного движения никто не отвечает: ни Минтранс, ни местная администрация. ( как же так?- авт.) В бюджете страны ни копейки не прописано на безопасность на дорогах! А ущерб от этого   экономисты подсчитали: 2,5 % внутреннего валового продукта!» -???...
  Появилось в высказываниях что-то новенькое и возможно актуальное... Оно отличается от августовского заявления первого заместителя главы МВД России Александра Чекалина, который заявил, что в его ведомстве начали работу над тем, чтобы россияне могли получать водительские права в 16-летнем возрасте. Интересно, какими формами работы собирается ведомство Чекалина разрешить эту глобальную проблему России, коренным образом переломив ситуацию смертности и аварийности на дорогах?

18.
  Уже смешно воспринимается деятельность ДОБДД на фоне принятого решения президентом Украины о роспуске ДАИ (Державна автоинспекция). ДОБДД легче за счет средств, поступающих от водителей, менять свою аббревиатуру, инспектировать, менять права, производить замену номеров, вводить систему контроля, сидеть  в засаде с радаром...
   Ну не хотят представители этого ведомства заниматься улучшением состояния дорог, добиваться совершенствования организации дорожного движения во взаимодействии с заинтересованными фондами, службами, судами...
 Не желают они выполнять свои служебные обязанности.
Старо как мир в нашей стране: в ведомствах согласия нет...
Посмотришь на сотрудника ДОБДД – все парни бравые. Как на подбор  по ухоженности, пышности форм.
Эту бы мужскую силищу да в работу!
В работу на благо России!

2006