Лихой ушастый

Павел Патрикац
   Испытываю водительское наслаждение в поездке по реконструированной дороге Ростов-Таганрог. Расстояние  68 километров, а душа радуется тому, что начинают улучшаться и наши  российские дороги. С каждым годом мы становимся свидетелями приведения в порядок отдельных участков. Мой «жигуленок» лихо подрезает неизвестная мне иномарка. Мой попутчик разъясняет, что это новая модель «Запорожца» - «Дана».
   Невольно вспоминаю 1980-е годы, когда «ушастые» «ЗАЗы» с воздушной системой охлаждения так же нахально и агрессивно конкурировали со своими отечественными «Москвичами» и «Ладами».
  Двигатель на тех, старых моделях, находился под крышкой багажника. А багажник располагался впереди – под капотом. У нас за Полярным кругом, в городе Полярном, тоже были в эксплуатации знаменитые «Запорожцы». Одну из историй я припоминаю и рассказываю своему пассажиру. Благо дорога ровная, многополосная позволяет  вести беседу.
  Итак, Виктор Долбаев – водитель опытный и аккуратный, стаж вождения пять лет. Технически грамотный мужик, имеет нескончаемое желание что-то усовершенствовать, прикрутить, отвинтить, протереть...
«Запорожец» - его гордость. Словом, «тюнингом» мы обзавелись в начале ХХ1 века, а ХХ век славился «народным  тюнингом», который на отечественных автомобилях  выполняли своими руками.
  Примеров этому немало:

- дополнительные фары ближнего света устанавливали на самодельных креплениях. Конечно, после такой установки их недосчитывались владельцы мотоциклов и мотороллеров;
; как катафоты* использовали круглые и квадратные велосипедные отражатели красного и белого цветов;
- из резиновых ковриков вырезали брызговики под передние и задние арки колес;
- изыскивали возможность приспособить для эксплуатации зеркала наружного обозрения, самодельные повторители сигнала «стоп»;
- полирольных и восковых покрытий для придания кузову эффектного блеска не существовало. Автолюбители наводили блеск натиркой деталей дизельным топливом (соляркой).

 Ухоженность Витиного авто бросалась в глаза. За рулем всегда сидел с неподражаемым достоинством и хвастовством. Как-то довелось ехать в командировку в поселок Печенга. Погода выдалась не по-северному солнечная и благоприятная. Северный пейзаж  сопок и зеркальных озер убаюкивал. Я старался вовлечь водителя в разговор.
 Спросил:
- А твоя замечательная машина может развить скорость 90 километров в час?
 Долбаев загадочно промолчал. Но двигатель ритмично повысил  обороты.
Лицо Виктора стало ехидно-сосредоточенным. Стрелка спидометра исподволь поползла от  отметки 80 к 90 километровой цифре.  Довольный взгляд хозяина. Я сосредоточился и спросил о возможности достижения отметки в 100 километров в час. Стрелка спидометра достигла «сотового» рубежа. Казалось, водитель и его авто  стали одним целым. Прозвучал мой вопрос о 110 километрах. Все повторилось. Ветер свистел при закрытых окошках. Чувство полета наполняло  наши сердца. Скорость завораживала,
Только...
Вдруг...
Звук рваного металла, громкий скрежет...
В салоне нас подхватывает чувство «парусности»...
Лобовое стекло темнеет.
Машину неестественно дернуло, подкинуло, перекосило.
Но скорость делала свое дело: машина неслась по инерции ...
Виктор держал руль уверенно.
Он словно готовился к неожиданному моменту.
Не растерявшись, манипулировал дроссельной заслонкой, создавая  баланс; многоразовое нажатие на педаль тормоза обеспечило торможение.
На наше счастье не было встречного и за нами следуемого транспорта.
Благо мы не слетели в кювет.
Машина уверенно остановилась.
Мы с водителем, синхронно открыв двери, выскочили к передней части «Запорожца».
Внешний осмотр позволил определить причину случившегося. На скорости в 110 километров в час у машины открылась крышка капота, она «обняла» ветровое стекло, оставив его целым. В багажнике нашлись веревки. И мы, выправив капот, закрепили его на место. Закончив  работу,  продолжили путь.
  «Народный тюнинг» не спас нас от происшествия. Это была конструкторская недоработка завода-изготовителя.
 ... Дослушав мою историю, пассажир рассмеялся.
Незаметно пролетело время. Мы подъехали к посту ГИБДД в месте поворота трассы на Матвеев Курган. Там, за Матвеевым Курганом -- граница с Украиной, где выпускают новые автомобили с правильной установкой двигателя впереди, под капотом...