Водитель-ученик

Павел Патрикац
Заместителем командира гвардейского  дивизиона противолодочных кораблей служил капитан 3 ранга Будрин Анатолий Андреевич. Слава о его высокой партийности неслась по всему Северному Флоту. Он слыл добросовестным и исполнительным политработником. И лишь нам, его соратникам по службе, были известны его отрицательные черты – излишняя щепетильность и трусость. В своем кругу мы говорили о нем:  « Между нами говоря, так он и со своей женой не спит, из-за своей глубокой партийности». Полагаю, что мы не ошибались.
  Как-то пошли компанией в  ресторан с нарядным названием «Ягодка». Застолье для нас было сущей пыткой. Анатолий Андреевич с интервалом в каждые полчаса выбегал из-за сервированного стола и  по служебному телефону администратора ресторана уточнял у своего дежурного по дивизиону:
- Как там дела? Как ведет себя личный состав? Не началась ли война?
 Вот с таким обостренным чувством ответственности надумал Будрин влиться в стройные ряды автомобилистов-любителей. В обучении умениям вождения «докой» был дивизионный минер. Он в свободное  от службы время передавал свой водительский опыт  новичкам. Причем передавал почти бескорыстно. Новоиспеченный инструктор по вождению приносил огромную пользу общему делу обучения будущих автомобилистов. Учеником минера стал и Толя Будрин. Ездить приходилось на автомобиле, не оборудованном для обучения, т.е. без дополнительных педалей газа и тормоза. Основным методом воздействия на обучаемого были «буи и пряники» и своевременная реакция учителя на действия обучаемого. По крайне сложным северным дорогам научиться водить автомобиль было не просто. Но зато «северная школа» всегда себя оправдывала на скоростных трассах средней полосы. Поездка  в очередной отпуск через республику Карелия приносила в 1970-е и в 1980-е годы массу экстремальных впечатлений и переживаний. Опыт, как правило,  приходит во время езды. Это как у летчиков:
-А сколько часов налета у вас?
У автомобилистов не менее эффектно:
-А сколько часов практической езды за рулем вы имеете?
По  этому принципу учился и «щепетильный» Толя.  Каждый день за рулем приносил ему новые ощущения, уверенность. Наступил и такой день, когда Толя вместе с инструктором выехал на основную дорогу, ведущую в Мурманск.
   Т- образный перекресток с выездом на главную дорогу. Перед перекрестком  был установлен знак «Уступи дорогу». Этот запоминающийся поворот  всегда был в поле зрения опытного водителя, но не новичка-дилетанта. И вот Толя перед перекрестком. Скорость управляемой им машины 60 километров в час. По главной магистрали, в поле видимости приближается грузовик. Толя не в меру уверенно,  не сбрасывая газ, выводит машину в вираж поворота налево. Тем самым ставит правый борт легкового автомобиля под  движение грузовика...
  Его действия сопровождаются командами учителя:
-Сбрасываем газ! Включаем левый поворот! Останавливаемся! Пропускаем грузовик! Останавливаемся!....
 Анатолий на полном ходу своей учебной машины  открывает дверь и...
покидает салон... вываливаясь на асфальт.
  В салоне  учитель, в мгновение ока оставшийся один.
 «Пустой» руль. Он покачивается в такт допустимого заводом-изготовителем люфта. Кресло в чехле, хранящее тепло внезапно потерянного тела. Гудение вентилятора работающей «жигулевской» печки. Поток свежего воздуха, разреженного внезапно создавшейся ситуацией. И обращение инструктора-водителя к эмоциональному ученику уже выпавшему из салона:
-Ты куда-а-а?...
Вопрос повисает в свежем воздухе
открытой дверки движущегося автомобиля.
 Опытный наставник не растерялся. Вскочив (именно вскочив) в освободившееся кресло, он вывел из-под удара грузовика легковой автомобиль. Остановившись, терпеливо выслушал эмоциональные упреки водителя грузовика. Тот тоже остановил свою машину, буквально уводя ее от таранного удара.
   Катапультирование  Анатолия прошло на удивление успешно, без травм. Толя на права сдал, но гораздо позже. Эта история еще длительное время вызывала только одно ощущение:  «Крупно повезло».
  Друзья рассказывали, что приехав в столицу нашей родины город  Москву, Толя оставил свою синюю «пятерку» на автостоянке при  въезде в город. В Чертаново, к месту проживания своих родителей, Толя добирался на метро. Пришлось пересесть на городской автобус, метро «Чертановская» тогда еще только строилось.