Как стыдливая девица

Павел Патрикац
   Дорога Североморск-Мурманск длиною в двадцать семь километров. Мурманск - город, венчающий в административном плане Мурманскую область. Мурманск -  город- Герой, город-рыбак. Североморск – город-воин, город-труженик. Таковым он стал после того, как там разместился штаб Северного Флота. Если в город Мурманск беспрепятственный въезд, то в Североморск въезд только по пропускам или специальной прописке. Он является гарнизоном, закрытым территориальным образованием. На дороге, на подъемах и спусках необходимо проявлять предельную внимательность. И только на небольших участках, в районах расположения населенных пунктов Росляково, Росляково-1, Сафоново дорога переходит в ровную и широкую плоскость.
 Историческая дорога. По ней хаживал и ездил по служебным делам первый летчик-космонавт Юрий Гагарин. Он служил здесь в Военно-Воздушных Силах Северного Флота. По этой дороге посещал Северный Флот лидер свободной Кубы, легендарный Фидель Кастро. На тонкие, сиротливые  березки, растущие вдоль этой дороги, бросали взор наши государственные лидеры:
- «кукурузник» Никита Хрущев,
- «застойщик»  Леонид Брежнев,
- «перестройщик» Михаил Горбачев.
Бывал в этих местах и деспот «всех времен и народов» Иосиф Виссарионович Сталин. Знакомился с замечательным Заполярным краем Президент  демократической России Владимир Путин… Служил на эсминцах  в Североморске и следовал в Мурманск  поэт русской глубинки Николай Рубцов...
 Наша дивизия морских десантных сил Северного Флота занимала выгодное и элитное место в Североморске. Командовал ею один из достойнейших адмиралов земли русской – Петр Григорьевич Святашов. Фамилия говорила о том, что он флотоводец от Бога. О таких командирах говорят с гордостью, что рождены они для победы в бою. Мне посчастливилось служить под его командой, делить тяготы и лишения флотских походов. Нередко по долгу службы приходилось Петру Григорьевичу ездить по этой дороге. Его «должностной УАЗик» ( с отличительными знаками 82-00) вел как правило матрос срочной службы  «опытный» и «бывалый» водитель. Обладая фотографической памятью, командир дивизии  за короткий интервал поездки составлял особое мнение. Он исподволь исследовал трассу. Ему запоминались лица сослуживцев-подчиненных, которые «инкогнито»  и в рабочее время отлучались в Мурманск. Естественно и подчиненные, ожидая внезапной встречи с начальником, предпринимали своеобразные защитные меры. Неиссякаемое чувство юмора позволяло Святашову удачно использовать результаты наблюдения на всевозможных планерках, совещаниях, докладах. Именно так случилось и в этот раз.
   Перед собравшимися командирами кораблей, командованием дивизионов, флагманскими специалистами комдив держал поучительную речь, которая может занять достойное место в энциклопедии ГИБДД:
 ... Товарищи офицеры! Вчера на трассе Мурманск-Североморск  наш боевой товарищ ехал на красной «семерке» (ВАЗ  2107) и пренебрег скоростным режимом. Его неординарные действия за рулем, а я бы сказал «преступные действия за рулем», создавали предпосылку к возникновению аварийной ситуации. Дорожное покрытие «автобана» могло не выдержать такого вопиющего поведения его пользователя. В исключительно привлекательных погодных условиях, при замечательной видимости водитель Бапко, увидев УАЗик  командира соединения, как стыдливая красная девица, с целью остаться не узнанным своим  непосредственным начальником, на полном ходу личного автомобиля, бросив руль, закрыл лицо руками. Более того, предпринял попытку  спрятать уже закрытое руками лицо под рулевой колонкой своего двигающегося автомобиля. В результате таких преступных действий автолюбителя  в течение определенного периода времени «ВАЗ 2107», как летучий голландец, оставался неуправляемым среди потока движущихся машин.
 Товарищи офицеры!
 Товарищ Бапко, прошу встать!
За нарушение Правил дорожного движения  капитану 3 ранга Бапко объявляю замечание.
 Прошу товарища Бапко сесть.
Товарищи офицеры, рекомендую всему личному составу дивизии, имеющему в собственности автомобили, в служебное время территорию части не покидать. Не создавать своими сомнительными навыками управления предпосылок к аварийным ситуациям на дорогах нашей славной Мурманской области.
... Прошли годы. Но эти незабываемые наставления адмирала еще долго будут напоминать подчиненным  о бдительности на дорогах. Закрыв лицо руками, аварийной ситуации не избежать.
  Водитель, помни! Дорога сегодня – это боевые действия в мирное время. По статистике ежегодно в автомобильных катастрофах на дорогах России гибнет от 30 до 35 тысяч наших граждан, а в результате аварий от 200 до 250 тысяч человек остается инвалидами.
  Помни, водитель!
  Помни!...