Капитанская звёздочка

Павел Патрикац
  Готовясь к встрече советчика капитана, наш танкер стоял  на якоре в дельте Дуная. Матросы подвахтенной смены выполняли работы по уходу за деревянной палубой. Боцман со своим помощником  с левого борта наводил яркими красками маркировку осадки. Для этой цели за борт была вывалена беседка. У ее страховочного конца дежурил вахтенный штурман со спасательным кругом наизготовку. Развернувшись на вираже, в районе шкафута ошвартовался  «Пилот»,  ожидаемый нами  лоцманский катер.
   Облокотившись на нактоуз* магнитного компаса, через фальшборт* крыла ходового мостика капитан смотрел на  маневр катера. Его стриженую  голову  венчала кроличья шапка. Ношением этого  головного убора он отличался от всех капитанов в нашем  пароходстве. Именно ее  он предпочитал всяким  фуражкам с шитыми козырьками и «крабами».
  Из рубки катера,  держась за надраенный медный поручень, вышел  молодой лоцман. Он лихо сдвинул фуражку  с шитыми эмблемами , поправил  колоритные нарукавные  нашивки.
 Направив свой взор вверх, на невзрачную заячью шапку капитана ,небрежно спросил  :
- Где  « кэп »?
- Ну, я « кэп »!
Заячья шапка вызывала сомнение  и лоцман возмущенно заявил :
- Прекратите дурачиться ,  вызовите капитана !
Вместо ответа капитан дал боцману команду :
- Шторм - трап  за борт !
  Распашным «прыжком» морская лестница с деревянными ступеньками
( балясинами ) повисла, прижалась к борту , символизируя готовность  к приему пассажира. Поднявшись на палубу , лоцман доложил капитану , спустившемуся с ходовой рубки. «Пилот» отвалил от борта в сторону берега . А мы, свернув работы , выбрали якорь и пошли в русло  европейской реки . Взаимоотношения  капитана и лоцмана сложились сразу исключительно в служебном порядке.
Лоцман  :
- Рекомендую курс  ….
Капитан :
- Рулевой , курс ... исполнять!
 Так мы и шли,  выполняя мудреные повороты против течения реки , следуя рекомендациям лоцмана , обходя мели и  намолы.
Наступили сумерки . Включили  ходовые огни. Светящиеся и светоотражающие навигационные буи  создавали иллюминацию. На одном из крутых изгибов реки лоцманский совет был высокомерно отвергнут. Кэп  нахмурил брови и своим неподражаемым баритоном   со знанием дела молвил:
-Прости  , сынок , я по этой вот звездочке  (капитан  пальцем показал в звездное ночное небо )  двадцать пять лет уже хожу. Рулевой , держать руль прямо !
Дальнейшие события развивались как по сценарию знаменитого фильма «Волга –Волга». Наш танкер с многотонным грузом и  « пятистасильным лошадиным  табуном »,  сконцентрированным  в работе главного двигателя , уверенно  сел на мель . Машина еще работала  на  «средний вперед»  , но мы уже никуда не шли. Со штурманского стола слетели на палубу карты , транспортир , карандаши , резинки . Раздался  грохот чего-то падающего, не закрепленного « по-штормовому » . Рулевой  , штурман , лоцман  ,внезапно объединившись в единое  «штормовое тело»,  рухнули плашмя на окрашенную металлическую палубу ходового мостика .
Только предусмотрительный капитан обеспечил себе устойчивость , держась  одной рукой за  стойку крепления  индикатора   РЛС «Донец-2» .Другой рукой  он  сдвинул на затылок свою знаменитую заячью шапку  и  философски  произнес   :
- Видно, сынки,  не та  звездочка !  Машины стоп  !
  На что лежащий на палубе лоцман осуждающе сказал :
-Ну кэп , вы  и  «нарулили» по вашей знаменитой звездочке.
 Все темное время суток  наш танкер в одиночестве  простоял на мели .  Проходящие мимо по судоходному  фарватеру суда приветствовали нас  звуковыми сигналами . Утро . Плакучие ивы, растущие на берегу, нежно тянули ветви прямо в открытые иллюминаторы . Миловидные  дунайские  птахи порхали над палубой, распевая веселые песенки. Казалось, все,  что  окружало  нас, смеялось над нашей  судоводительской расхлябанностью. Манипулируя оборотами машины, мы  освободились от  берегового плена и пошли дальше,  безукоризненно выполняя рекомендации молодого лоцмана.