Капитан, якорь плавает!?

Павел Патрикац
   Первые якорные цепи изобретены были в античном  мире. Их можно встретить рядом с обломками древних судов средневековья, если хорошо изучить морское дно в местах катастроф.
  Первым судном с якорной цепью, посетившим  шведский порт, был американский торговый пароход  « Саванна ». 1819 год стал той временной вехой, когда он пересек  Атлантический океан и стал на якорь рейда Стокгольма.
  С 1840 года на всех шведских пароходах стали использовать якорные цепи. И нужно отметить, что якорная цепь зарекомендовала себя более прочным изделием, чем  канат или трос. Моряки  предпочитают ее, удобную для морского такелажа. Сегодня якорные цепи разделяют по калибру . Калибр – это диаметр звена цепи . Посреди  звена часто можно встретить распорку – контрфорс . Наличие  контрфорса увеличивает прочность цепи до 35 %. Якорные цепи составляют из отрезков  цепи – смычек. Длина каждой смычки 27 метров. Для определения длины вытравленной  (по  гражданскому – выпущенной) на клюз*  цепи маркируются  концы смычек. Цепь дополняет вес якоря, который удерживает пароход или корабль  в точке якорной стоянки. Маркировка якорной цепи  производится светлой проволокой или краской на первом, втором, третьем и т. д. звене смычки.
Для маркировки используются и свинцовые белила. Белый цвет сохраняется при  длительной  эксплуатации  и  удобен в определении выпущенной длины в темное время суток или в неблагоприятную погоду.
    Боцман как руководитель работ по постановке судна на якорь при отдаче – подъеме якоря докладывает с бака судна на ходовой мостик о количестве смычек на клюзе.
-- На клюзе – пять смычек!
Дублируется такой доклад и количеством  ударов в рынду. Капитан (командир), учитывая состав  грунта в месте стоянки, направление   течения, погодные условия, загрузку и общий тоннаж судна, принимает решение о дополнительной отдаче смычек якорной цепи.
  Швартовка судов к причалам порта Измаил осуществлялась в определенной последовательности : отдав носовой якорь -- кормой к причалу. Якорная цепь проходит через барабан  электрического брашпиля на носовой клюз.
   Танкер, на котором я ходил боцманом, был небольшой, выполнял  функции каботажного плавания. Он ходил с   «топливной  миссией » в  акватории Черного моря. Порт его приписки  город – герой  Одесса. Зачастую мы заходили в русло Дуная к порту Измаил. Два - три дня  якорной стоянки  у причала порта  давали нам возможность познакомиться с историей этого замечательного города. Любовались изумительным скульптурным изваянием   Генералиссимусу  А.В. Суворову. Восхищались русским победоносным духом наших прадедов.
     Боцман у нас  был моряк опытный, бывалый. Его сноровке и профессиональному опыту мы завидовали.
    И вот однажды.  …
Боцман прозевал стопорение   якорной   цепи при отдаче якоря. Он  «уронил »   якорь, вытравив  якорную цепь до жвака-галса*. Якорная цепь во всю  длину улеглась на дне  Дуная. Вместе с ней  ушел в  речную пучину и полутонный   якорь  Холла. Клюз зиял пустой округлостью. Цепной ящик дышал пустой сыростью.  Катастрофическая нехватка времени на поиск и подъем якоря и  якорной цепи  не позволили боцману  доложить капитану о своей промашке. Да и он не испытывал особого  желания сообщить  о допущенной  оплошности. Сей факт определенное время умалчивался. Боцман пережил  утрату. А танкер стал на левый якорь в тихой гавани  прекрасной Одессы. Прошло время.  Готовясь на пенсию, боцман – ветеран  разжился в порту  списанной якорной цепью . Проявив  смекалку  и находчивость,  он  водрузил  на место  утраченного якоря  деревянный дубликат. Материальный ущерб,  нанесенный судну,  формально был возмещен. Деревянный якорь выглядел значительно лучше своего металлического предшественника.
  Молодой и перспективный боцман  с особой щепетильностью подписал акт  приемки и передачи дел. У него не  было сомнений по поводу отсутствия якоря. Все оставалось  какое-то время незамеченным. Несколько  последовавших далее якорных постановок выполнялись с помощью левого якоря. И вот однажды  …
Левый якорь заклинило.
С ходового мостика прозвучала   команда капитана:
-Отдать правый якорь!
Боцман суетился и медлил с докладом об исполнении .
Натружено работал электрический брашпиль. Размеренно пропуская через  клюз каждое звено якорной цепи, он опускал якорь. Якорь,  едва коснувшись  поверхности моря …(!),
закачался  на волнах  …(!),
а  металлические  звенья якорной цепи  уходили мимо него  в  глубокую морскую пучину.
Боцман  непонимающим взглядом созерцал  эту картину. Он  смотрел за борт и беспомощно разводил руками.
А капитан ждал, нервозность чувствовалась в его голосе:
; Боцман! Доложите, сколько смычек на клюзе?   
Время  торопило. Швартовка требовала быстроты в принятии решения, точности маневра с помощью судовых машин. Промедление  смерти подобно.
А боцман  как назло мечется по одному и тому  же  маршруту: брашпиль 
(осматривает его, разводя руками)  - клюз  (переваливаясь половиной туловища за фальшборт, тоже беспомощно разводит руками). Ни  доклада, ни ударов в рынду не производит. Его бестолковые   движения  все больше приводят в беспокойство ходовой мостик.
; Боцман, якорь тебе в глотку, доложите: сколько на клюзе?
Таким встревоженным мы своего капитана еще не видели. Создавшаяся экстремальная обстановка достигла своего апогея.
Движение желваков на скулах выдавало его нешуточное волнение.
Ответ боцмана обескуражил   «кэпа»:
; Капитан! Капитан! Якорь  … плавает! Что делать?
Капитан в тон доклада  нервозно   вопрошал:
; Боцман, вы там что,  с ума сошли? Как может якорь плавать?
 Фуражка капитана, расшитая золотыми   эмблемами плавсостава, на мгновение  приподнялась над его головой. Мистика …
Миг растерянности имел место в неординарной обстановке. Но только миг. Выполнив вторичный галс* по заходу на швартовку, устранив неисправность в  брашпиле левого (настоящего)   якоря, наш танкер ошвартовался .
  Долго еще эта история служила предметом насмешек для нашего экипажа.
 Короткая фраза «Якорь плавает!?»  вызывала слезы сквозь смех
посвященных  в детали этой истории  собеседников.
Закономерен вопрос:
; А как же  якорь?
А  якорь списали, составив целую пачку  положенных в таких случаях  актов.
Деревянный якорь заменили на настоящий  - стальной,  весом в пятьсот  килограммов  черного  металла.