Каприччо для гитары и сопровождения

Наблюдателъ
Шел второй час ночи, ресторан уже закрывался. В зале находилось не более двух-трех, уже изрядно подвыпивших, посетителей. Перед тем, как упаковать гитару в чехол, Денис решил немного погонять гаммы, ведь завтра у него времени будет мало: в восемь утра уже надо быть в офисе, а сразу после работы ему придется опять ехать сюда в ресторан, чтобы обслуживать закрытую корпоративную вечеринку...

Он не любил работать в ресторане два дня подряд, но корпоратив тоже нельзя упускать: ведь за вечер он сшибает свою месячную зарплату в офисе.

Пальцы слушались отвратительно, ведь быть ресторанным музыкантом и не пить было практически невозможно. Конечно, подавляющее большинство, столь щедро даренного ему алкоголя, он втихаря выливал в заранее приготовленную для этого флягу, но ведь все равно надо было с каждым хотя бы пригубить, ведь обидь он кого-нибудь из завсегдатаев ресторана, не видать ему этого места, как своих ушей. И на что тогда жить? На тысячу евро своей офицальной зарплаты штатного перекладывателя бумаг в офисе? Из офиса он бы уже давно уволился, но надо же что-то предъявлять в налоговую? Машина есть, квартиру снимает неплохую, откуда все это?

Обслуживать клиентуру русского ресторана на юге Франции -- это не сахар. Учитывая цены, провести вечер в этом ресторане могли позволить себе только нувориши. Сдерживаясь весь день в компании своих европейских партнеров, они приходили в ресторан, чтобы расслабиться с русским размахом: битьем посуды, щипанием официанток за зад, ну и, конечно же, неизменной "Муркой"-Марусей Климовой, как высшим проявлением ностальгии, но не по месту, а по времени, когда, видимо, они еще мотали свои первые сроки в местах достаточно отдаленных.

Между тем ресторан опустел совсем. Только у столика возле кухни официанты, спровадив, наконец, шумных посетителей, доедали свой, уже остывший ужин...

-- Скажите, а вы кроме гамм и "Мурки" еще что-то играть умеете?

Денис подпрыгнул на табурете от неожиданности и чуть не выронил гитару. Он совсем забыл, что за столиком, стоявшим чуть позади него, сидела в горном одиночестве, девушка, лет тридцати, очень стройная, с густыми темными волосами до плеч и, как ему казалось, весь вечер внимательно слушала его игру.

-- Вы пришли к открытию ресторана и прослушали всю программу. Вы должны теперь разбираться в моем репертуаре не хуже меня. Вы прекрасно слышали, что я не только "Мурку" играю.

-- Ну конечно, нет! Еще "Ой, Мороз, мороз", "Плачет девочка в автомате" и "Розовые розы". Лучше бы вы уж ТОЛЬКО гаммы играли.

Поспорить с девушкой было сложно. Увы, кто платит, тот и музыку заказывает.

--Знаете, на зоне Альбениса и Таррегу не играют, там все как-то гармонии попроще в ходу. А здесь я на работе: что заказывают, то и играю.

-- А что, Вы Таррегу можете сыграть? Если бы я знала, я бы еще пару часов назад к Вам подошла и заказала.

-- Девушка, я "Гнесинку" закончил. И Таррегу могу, и Грига. Я даже Рахманинова на гитару перекладывал. Но кому, скажите, это ЗДЕСЬ надо? Если бы вы заказали Таррегу, нас бы с Вами обоих вынесли из ресторана, даже не дав мне доиграть. Хорошо, если живыми. Я даю, конечно, и классические концерты, примерно один в год, но здесь за час я больше зарабатываю.

-- Ира. Зовите меня Ира, а то "девушка", как-то уж очень слух режет. Мысли нехорошие возникают.

-- А я -- Денис, очень приятно.

-- Так что Денис, можно у Вас заказать что-то из Тарреги? Сколько Вы берете за исполнение?

-- Да Бог с Вами, Ира, за Таррегу, я бы сам доплачивал.

-- Вы что, отказываетесь?! Я клиентка! Вы что, пренебрегаете моим заказом?! Будьте добры относиться ко мне как и к другим посетителям!

-- Как прикажете! Платите, сколько хотите.

Ира полезла в бумажник и бросила на поднос, стоящий у ног Дениса, пятидесятиевровую бумажку.  Но последнего это скорее расстроило, чем обрадовало. Да, конечно, он здесь для того и был чтобы деньги зарабатывать, но сейчас он считал, что рабочий день закончен и с Ирой он просто хотел пообщаться, не воспринимая ее как клиентку.

Ему вдруг захотелось как-то сбить с нее спесь. "Таррегу хочешь?! Да ты же Альбениса от Сора не отличишь, готов спорить на что угодно! Ты же сама, пусть не на "Мурке" выросла, но на "Ласковом Мае"!". Нет, вот уж Таррегу он ей точно не сыграет.

"Вот Сора я-то тебе и сыграю! А потом буду долго смеяться, что ты его за Таррегу приняла." -- Злорадно подумал Денис, прилично униженный пятидесятиевровой бумажкой, брошенной ему под ноги.

Да, он любил начинать классические свои концерты именно с Сора. Там не требовалось много техники, главное было чувство произведения, а именно этому и учили в Гнесинке лучше всего. Сыграть по нотам знаменитый соровский "Лунный этюд"(*) мог ученик первого класса музыкальной школы, но нужны были десятилетия кропотливой работы, чтобы расставить акценты так, чтобы от исполнения дыхание перехватывало, чтобы кровь в жилах стыла, чтобы вышибить слушателя из цепких лап реальности и перенести в неведомые миры, залитые мягким лунным светом...

Он играл с закрытыми глазами. Пальцы сами встали в начальный Си-минор и поплыли по струнам, отлично зная давно протренную дорожку. Денис только чуть вскидывал голову на каждом первом Apoyando каждого такта -- привычка, от которой он за годы игры так и не отвык.

--Хм, надо бы на тебя пожаловаться, что ты ни во что не ставишь клиентов, но ты отыграл Лунную Сора, как Бог, потому, так и быть, пожалею тебя. Даю тебе второй шанс!

-- ЛУННУЮ СОРА?! Ты ее знаешь?!

-- Конечно, мой муж был гитарист. Он ее годами отрабатывал, но до твоего исполнения ему все-равно далеко было.

-- Был?

-- Был. Умер полгода назад. Не хочу об этом. Он изменил весь мой внутренний мир. До него я и не знала, что на гитаре можно  изобразить что-то не только на трех аккордах. Он мне открыл классическую гитару. Музыку открыл. Но давай лучше вернемся к тебе. Ты мне исполнишь, наконец Таррегу? Я уже много месяцев не слышала Таррегу в живом исполнении. Ты мне доставишь это наслаждение?

-- Ну куда ж я денусь. Раз тебя на мякине не проведешь...

На самом деле Денис был в растерянности. Он не знал, что именно из Тарреги ей сыграть. Таррега написал много пьес, от простейших этюдов, до сложнейших произведений и он не знал, что именно нравится Ире, а спрашивать ее саму ему казалось непрофессиональным. Хоть он и не подал виду, но он был польщен ириными комплементами. Он решил сыграть "Слезу"(**), чтобы выиграть время.

Когда он доиграл, Ира его просто спросила:

-- Хм, это -- тоже Таррега? Никогда не слышала. Но очень мило. Ты еще что-то играешь? Можешь сыграть "Арабское Каприччо"(***)?

Вот этого Денис и боялся больше всего. Он никогда его толком не учил, считая, что в техническом плане, оно не прибавит ему мастества. Он играл вещи намного сложнее, в том числе собственного  сочинения. Но он знал, что многие дилетанты -- особенно
 девушки -- были от Каприччо без ума. Именно на такой случай он его и разучил, а теперь не был уверен, что сможет его сыграть поздней ночью, особенно после напряженного рабочего дня и обильных воздаяний Бахусу.

-- Постараюсь, -- скромно сказал он. Начало не задалось. В Каприччо нужно было несколько раз менять тембр звука, чтобы разнообразить примы, а от отсутствия сноровки он несколько раз промахнулся, допустив дребезжание струны. К счастью, в конце он исправился, ловко выдавая свои фирменные глиссандо и вибратто, от которых девушки всегда с ума сходили. Кажется, Ира не обратила внимание на шероховатости. По крайней мере дослушав, она сказала:

-- Скажи, что ты здесь делаешь? С твоим талантом тебе надо мировые турне давать! Записываться для телевидения! Школу свою открыть!! А ты здесь "Мурку" наяриваешь! У тебя настолько низкая самооценка?

--Того, что мне здесь платят, мне на жизнь хватает. А в мировые турне меня никто пока не приглашал.

-- Слушай, мой бывший муж на твоем фоне был просто ничто! Но и в Америке был с концертами и в Австралии. Может тебе стоит связаться с его бывшим импрессарио?

-- А как звали твоего мужа? Может, я его знаю?

-- Ладно, не важно! -- Голос Иры резко похолодел. -- Я прошу тебя, о муже больше ни слова!

-- Но ведь ты же сама начала?!

-- Я начала, я и закончила! Ладно, спасибо тебе огромное, что я снова окунулась в чарующий мир Гитары! Но сейчас мне пора. Я живу далеко за городом, мне еще такси ловить. Не вызовешь? Ты эе здесь все знаешь!

-- Что-то,  что-ты! Не вздумай! сейчас ты не найдешь такси, которое за город поедет. Да и напорешься на маньяка какого-нибудь!

-- Ты мне предлагаешь здесь заночевать, или под кустиком?

-- Да лучше здесь, чем сейчас за город ехать. Лучше уж в гостиннице при ресторане переночевать, хотя она, дороговата, конечно. Знаешь, что?! А давай ко мне пойдем?! Я как раз здесь неподалеку живу и у меня есть раскладушка. Я тебе отдам свою кровать, а сам на раскладушке переночую.

Сказав это, Денис густо покраснел. Ему страшно не хотелось расставаться с Ирой. Ему еще не доводилось встречать девушек, которые так тонко в музыке разбирались. Умная, красивая, ему казалось, что у него никогда бы не возникло с ней тех проблем, из-за которых его жена бросила. Прожив сколько-то лет с гитаристом, Ира наверняка бы не стала устраивать ему скандалов за его долгие репетиции, рассказывая ему, что она замуж за человека, а не за гитару выходила. "Как же тебе повезло, друг безвестный! Пусть земля тебе будет пухом, ведь без тебя я бы с ней сейчас не встретился. За такую девушку не грех и жизнь отдать" -- сказав это, Денис внутренне улыбнулся.

Но Ира, казалось, не заметила смущения Дениса.

-- Ты это серьезно? Да, ехать, конечно сейчас не хочется, да и в гостинницу в это время уже наверняка не вселишься. А я тебя точно не стесню?

-- Нет, ну что ты! У меня часто ночуют друзья. Наша музыкантская братия любит здесь подрабатывать.  У меня квартира расчитана на гостей.

Когда Денис открывал замок квартиры, его руки немного подрагивали. Его мозг отказывался верить в реальность происходящего. Еще с утра он ненавидел всех женщин, считая их неспособными к пониманию искусства, а вот сейчас в его дом входит тончайшая ценительница Тарреги, Сора и прочих композиторов. Его совершенно не смущал тот факт, что это вывод он сделал лишь на базе того, что Ира отличила один раз одного композитора от другого.

Увы, все это были лишь мечты, ведь что бы такая девушка могла найти в нем, в простом ресторанном музыкантишке, раз ее муж по мировым турне ездил.

-- Проходи. Будь, как дома. Вон моя кровать, белье в шкафу. Я пойду на балкон за раскладушкой.

--Давай, спасибо, иди спать, тебе же рано вставать. Я уж тут разберусь, как-нибудь.

Денис расстелил постель, лег, но сон не приходил к нему, как часто бывает при зверской усталости. В его немного замутненном мозгу возникали картины, в которых Ира не просто одну ночь провела в его квартире, в соседней комнате, а была его подругой, возможно больше. Думал,как было бы хорошо иметь такую жену, детей от нее, которых бы он обучал музыке, а она в них воспитывала любовь к искусству...
 
-- Денис, прости ради Бога, а где у тебя подушка спрятана?

-- Да там же, в шкафу!

-- Нету тут.

-- Счас, подожди, покажу.

Он прошел в гостинную, достал подушку, вручил ее Ирине, стоявшей у изголовья кровати, и собрался уже было уходить, когда он его окликнула еще раз:

-- Скажи, я тебя совсем не интересую, да? Я стала настолько некрасива, что ты на меня не бросил ни одного взгляда, за все время, что мы у тебя дома?

-- Ира, что ты, ты просто потрясающая, я наоборот думал, что Я тебе просто не могу быть интересен. Что ресторанный музыкантишк...

-- РЕСТОРАННЫЙ МУЗЫКАНТИШКА?! Да ты -- гений, ты -- самородок, ты -- талант, который просто не попал в руки к порядочному импрессарио! Я только и мечтать могла о таких парнях, как ты! Как же ты себя мало ценишь, до чего же тебя довела наша жестокая жизнь... У тебя такая душа, такие завораживающие интерпретации классики, как же мне повезло, что я тебя встретила...

С этими словами Ира нежно положила руки на плечи Денису и уверенно потянула его к себе в кровать...

--Ира, ты что, ты правда так думаешь?

-- Ну конечно, дурачок, какой же ты у меня мнительный...

--Ира, СТОЙ! У меня же нет презерватива!

-- Какой там презерватив, если бы я могла забеременеть от тебя, я была бы только счаслива! Разве это не благодать, стать матерью существа, столь похожего на тебя! Даже если бы ты не захотел, я бы его выростила сама, ведь у меня достаточно средств, чтобы растить ребенка одной. Но, увы!, у меня сейчас все равно нефертильные дни цикла,  беременность невозможна. Так что раслабься и получай удовольствие!

***

Когда Денис проснулся, был уже одинадцатый час. Он лежал в кровати один. Будильник не сработал, и Денис безбожно проспал. "А может, я его просто забыл включить?", -- подумал Денис. хотя он это всегда делал прямо утром, именно для того, чтобы вечером мне забыть. Вернувшись из ресторана, он не всегда помнил, как его зовут, не то, чтобы вспоминать о каком-то там будильнике.

На него внезапно нахлынули все воспоминания вчерашнего дня: ресторан, Ира, бурная ночь любви. Таких страстных ему еще никогда не доводилось видеть. Ему казалось, что у Иры наступал множественный оргазм от любого его прикосновения.

-- Ириша? Иринка-Балеринка, где ты?! Яви свой лик, позволь сказать тебе доброе утро!!!

Ответа не было. Денис встал, не одеваясь пошел на кухню. Иры не было, но к холодильнику на самом видном месте была прикреплена магнитом записка с акккуратным мелким почерком.


"Дорогой Денис!. Не ищи меня пожалуйста. Зовут меня не Ира, я вчера была в парике, и косметике, а ты был уже изрядно пьян, так что у тебя все равно нет ни малейшего шанса меня найти. Да и вряд ли захочешь, когда узнаешь всю правду обо мне, которую я тебя собираюсь рассказать в этом письме.

Мой муж действительно был гитарист и действительно умер. Он играл несравненно лучше тебя, меня вчера чуть не вырвало от твоего исполнения арабского Каприччо, я еле дотерпела до конца. А мой муж действительно ездил по всему миру и был знаменит. Как и ты, он не пропускал ни одной юбки, счтитая, что все девушки должны были сохнуть по нему.

А вот в плане похоти вы с ним и правда друг друга стоите. Я ни секунды не сомневалась, что ты меня затащишь к себе домой и попытаешься трахнуть. ВЕДЬ ВСЕ ВЫ ПОХОТЛИВЫЕ СВОЛОЧИ-МУЗЫКАНТИШКИ! ВСЕ НА ЛЕСТЬ ВЕДЕТЕСЬ, как бы лжива она не была! Все только и ищите, где Вам отломится секс на дармовщинку. Вам плевать на бедных девушек, плевать на то, что с ними потом происходит!!! Значит, и ты наказан по заслугам!

Я очищу мир от вашей мерзкой породы. От вас, мразей! Вы все мне ответите за то, что все сообща сломали мне жизнь. Вы будете также мучаться, как мучаюсь сейчас я!

Ведь в последней поездке моему муженьку сильно не повезло: он подхватил от очередной своей пассии смертельный вирус, который его за год, несмотря на все старания лучших врачей, свел в могилу. К сожалению, к тому времени, когда он о нем узнал, он успел уже заразить и меня. Мне осталось жить от силы полгода.

Потому я продала свою квартиру, а на вырученные деньги езжу по миру в поисках интимных встреч с вашей мерзкой и подлой музыкантантской братией. Многих из вашей ненасытной похотливой породы я уже приняла в постели, у многих встреча со мной еще впереди. По крайней мере моя следующая цель уже намечена.

Вирус передается половым путем со 100%-ной гарантией, так что не поминай меня лихом, мой дорогой, и радуйся вместе со мной, внутренне понимая, что я права и поступаю единственным справедливым образом. Как же приятно думать о том,  насколько очистится мир, когда я вас всех заберу с собой в ад.

Насладись последним годом своей жизни, оторвись по полной, и пусть земля тебя будет пухом

Ира"

В записку была вложена открытка с первым куплетом известной испанской песни:


(****) Dicen que somos dos locos de amor Que vivimos de espalda al mundo real
Pretendiendo lograr de la gente un favor que nos dejen querernos en paz
Tienen envidia de vernos as; Abrazados y alegre cruzar la ciudad
Y quisiera encontrar este amor de ra;z que ellos nunca pudieron lograr




В тексте использованы следующие музыкальные произведения:


(*) Фернандо Сор op.35 nr. 25 (http://www.youtube.com/watch?v=PehGjl3xDbw)
(**)Франсиско Таррега. Lagrima[Слеза] (http://www.youtube.com/watch?v=Jot7Q9n7L9U)
(***) Франсиско Таррега. Арабское Каприччо (http://www.youtube.com/watch?v=B7-_QZPhlQo)
(****) Романс Гомеса (http://www.youtube.com/watch?v=qu82nns293w)
(****) Tema de amor (http://www.youtube.com/watch?v=_-uISKSkdfw)