1972 - 1975 гг. Николай Борисенко

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Н.А. Борисенко, г. Лебедянь, март 1970 года.

ФОТО из семейного архива.

***

БОРИСЕНКО НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Январь 1972 г. – август 1975 г.

Борисенко Николай Алексеевич родился 29 мая 1948 года в селе Сотниковском Бурлацкого района Ставропольского края в семье колхозников.

Отец – Борисенко Алексей Григорьевич (1912 – 1975 гг.) работал в колхозе «Гигант» мотористом, мать – Борисенко Любовь Гавриловна (1926 – 2008 гг.) – рядовой колхозницей.

В 1955 году Николай Борисенко поступил учиться в Сотниковскую среднюю школу, которую окончил в 1966 году. В этом же году поступил в Ставропольский педагогический институт.

После окончания института с 1970 по 1971 год служил в рядах Советской Армии в городе Лебедянь.

***

После демобилизации работал инструктором Ставропольского краевого Комитета ВЛКСМ.

28 января 1972 года Н.А. Борисенко был избран первым секретарем Благодарненского райкома ВЛКСМ.

В августе 1975 года освобожден от обязанностей первого секретаря, в связи с поступлением в школу КГБ.

Деятельность в органах госбезопасности нам неизвестна.

Семья Н.А. Борисенко живет в городе Москве. Жена – Борисенко Ольга Денисовна, 1947 года рождения, домохозяйка.

Дочь – Борисенко Оксана Николаевна, 1969 года рождения, работает учителем.

Старший сын – Борисенко Виталий Николаевич, 1972 года рождения, предприниматель.

Младший сын – Борисенко Максим Николаевич, 1985 года рождения, работает в сфере информационных систем.

***

  Благодаря вниманию Н.А. Борисенко к моей персоне, я был выдвинут на работу в Благодарненский районный комитет комсомола.

Мне запомнилось и отложилось в памяти на всю жизнь первое собеседование в Ставропольском краевом комитете комсомола.

В августе 1974 года, когда я с семьей жил на хуторе Алтухове, и работал секретарем комитета комсомола колхоза имени Чапаева, первый секретарь райкома комсомола Николай Борисенко предложил мне работу в своем аппарате.

Предлагаемая должность была «не хилая», не простым инструктором, а сразу заведующим организационным отделом райкома комсомола.

    В то время заведующий организационным отделом Николай Сергеев выдвигался на должность второго секретаря райкома комсомола, а инструктором организационного отдела работал Владимир Шаповалов.

    Согласия на переезд в город Благодарный Николаю Борисенко я не давал, поэтому, как молодого коммуниста, повел он меня «на ковер» ко второму секретарю райкома партии Багдасарову.

А вот отказываться от предложений в стенах райкома партии, было не принято.

Отказаться – поставить крест на своей дальнейшей карьере.

В ходу было изречение партаппаратчиков: «Дважды мы не предлагаем!»

Так что согласился я – молодой коммунист на свое первое серьезное назначение в карьере.

***

    На следующий день повез меня Николай Борисенко на служебном «Газ-69» в краевой комитет комсомола на собеседование.

Прошли благополучно по всем отделам, дождались очереди в приемной первого секретаря, осталось поставить последнюю заключительную резолюцию.

    Краевой комитет ВЛКСМ возглавлял Владимир Иванович Таличкин. Ознакомился он с моим личным делом и начал задавать вопросы:
    - Что читаешь? Какую художественную литературу?

    А я в то время учился заочно в Ставропольском сельскохозяйственном институте, времени не хватало на выполнение курсовых работ, не до чтения книжек.

Отвечаю:
    - Читаю техническую литературу: теорию тракторных двигателей, теплотехнику и гидравлику, сопромат…

    - Так у тебя слабый кругозор! А еще в комсомол метишь. Да ты, дружок, карьерист, - не дал мне закончить перечисление изучаемых предметов первый секретарь крайкома комсомола.

И предъявляет претензии Николаю Борисенко:
- Николай Алексеевич, кого вы нам привезли? Нам нужен заворг, который будет учить комсомольцев, вести за собой, а товарища Пузикова самого еще надо учить!

***

    Ошибался В.И. Таличкин в своем мнении о моей безграмотности.

Уж чего-чего, а художественной литературы я перечитал «воз».

Помню, в восьмом классе учитель русского языка и литературы, по совместительству библиотекарь, Белоусова Валентина Александровна из учеников всего класса выделяла меня как способного ученика и только мне выдавала  для чтения книгу Алексея Толстого «Петр Первый».

Она говорила желающим почитать запретную книжечку:

    - Нет, нет! Вам еще рано ее читать, там много неприличных мест. А вот Володя сделает правильные выводы.

***

    Хотел я «оскорбленный и униженный» встать и уйти из кабинета Таличкина, но сдержался, да тут и секретарь уже визу наложил:

    - Ну, Николай Алексеевич, под твою ответственность, утверждайте нового заворга на бюро.

2009 г.    г. Благодарный