Наедине с самим собой

Ирене Крекер
Мне что-то сегодня тоскливо, тревожно и очень одиноко, просто хочется выть, как собаки воют на луну. Вокруг меня много людей, а я совсем  одна, наедине с обуревающими меня мыслями  и сомнениями.

Бывало с тобой такое когда-нибудь, мой  друг?  Как ты справляешься с этим состоянием себя в себе?

Я знаю, что одно слово, вовремя сказанное, может всё поставить на свои места, помочь преодолеть страх и сомнения. Знать – это хорошо, но это не спасает, а ещё больше давит, потому что понимаешь, что помощи ждать неоткуда.  Для того, чтобы быть понятым, нужно уметь отдавать, согревать других, понимать других или хотя бы попытаться понять. А если ты только всю жизнь копаешься в своей мешанине чувств, которая тебя затягивает всё дальше и глубже во внутреннюю трясину. Как тогда быть? Как выйти из этого состояния внутреннего стресса? Как нам порой не хватает немного участия и  поддержки... Как мне этого сейчас не хватает...

В такие моменты  одиночества мне хочется  стонать, плакать, кричать, но язык немеет, не подчиняется мне, а страх, не быть понятою, не даёт смелости обратиться к прохожему или знакомому, или коллеге по работе, или к близким мне людям. Я замыкаюсь всё больше и больше в себе, каменею душой, застываю в моём одиночестве...
Это жуткое состояние - быть одинокой среди людей, чувствовать себя потерянной и потерявшейся в лабиринте чувств, ощущений, невысказанных мыслей и желаний...

Одиночество...

Я пыталась уйти от этого чувства в течение последнего десятилетия.

Однажды, очнувшись от внутренней безнадёжности, я оглянулась вокруг себя, и сердце защемило уже не за себя, а за судьбы старых людей, жизни которых  вверены мне и моим коллегам по роду трудовой деятельности. Об этих больных и немощных людях действительно можно сказать, что они находятся наедине с собой и окружающим их миром. В какой-то миг мне вспомнились слова Маленького принца из одноимённой повести Экзюпери:" ты ответственен за человека, которого ты  приручил". Только недавно я поняла значение этих слов в приложении к реальности.
Знаешь, мой друг, по воле судьбы и случая я переучивалась в Германии в течение трёх лет с профессии учителя на Altenpflegerin –  это работник по обслуживанию   больных и старых людей.

Сейчас, после более пятнадцати лет работы в этой области, я имею право сказать, что  медицинский персонал выполняет в Домах престарелых свой джоб, свою работу с той долей ответственности, на которую мы способны, но при этом наши бабушки и дедушки, проживающие  здесь, всё равно находятся  один на один с собой в этом мире. О чём они думают, чем живут, какими воспоминаниями? – никому  это неведомо, никого по-настоящему  не интересует.

На матраце посреди комнаты, извиваясь от боли и унижения, крича и требуя внимания, скулит и воет человек шестидесятилетнего возраста. Несколько минут назад он упал со стула в столовой. Трудно установить, почему он это сделал: нечаянно, или, чтобы привлечь к себе внимание персонала, или в знак протеста, за то, что он не понят...

Его стошнило содержимым сегодняшнего обеда. Ему дико и одиноко одному в этой просторной комнате, где суждено провести остаток жизни с молчаливым соседом по комнате, иногда дающим о себе знать резкими криками, выражающими боль или ничего не выражающими.
 
Какие мысли одолевают сейчас обоих? Есть ли у них мысли? Кого-нибудь это вообще интересует? Кому-то это вообще нужно? Тем, кто положил его на пол на матрац, или тем, кто подал идею такого рода воспитания этого пожилого человека с большим списком болезней, или тем, кто составил план развития и сохранения его способностей и возможностей, или тем, кто утвердил этот план мероприятий, давших право на такое унижение человеческого достоинства?

Я не хочу вдаваться  в подрбное описание этой ситуации, а только хочу сказать, что слова А. М. Горького « Человек – это великолепно, это звучит гордо...» не раз приходят мне на память в моём повседневном труде.

Реальность дня такова, что сокращение персонала в домах престарелых с каждым днём всё больше и больше растёт. Внимания и заботы к жильцам всё меньше и меньше. Мы добиваемся выполнения ими необходимых условий проживания в доме, помогаем выжить в трагических ситуациях и после трагических ситуаций. Да, больным оказывается днём и ночью необходимая своевременная медицинская помощь.

При всём вышеперечисленном человек остаётся здесь наедине с собой, один на один со своей дальнейшей судьбой, распорядиться которой он просто не в силах. Разумом я понимаю, что мы продливаем ему жизнь, и тем самым совершаем благородное дело, но сердцем  не хочу понять, почему в течение, порой, десятилетий мы обрекаем человека на страдания, хотя при этом, конечно, делаем всё, пытаясь избавить его от них.
               
Когда один на один сталкиваешься с такого рода страданиями и одиночеством, своё копание в душе становится мелким и ничтожным. Тогда ты только начинаешь понимать, что ты счастливчик, потому что в твоих руках  есть возможность изменить ситуацию, даже если  придётся перестроить своё мышление на другую волну и на сто процентов изменить себя и свой образ жизни.

У моих пациентов такой возможности уже давно нет. Нет, и никогда больше не будет.
Для того, чтобы это понять, стоит работать в таком богоугодном заведении на благо этого никому не нужного больного, носящего и в этой критической ситуации звание человека.
 
               
У человека всегда есть право на выбор и реальная возможность быть счастливым. Ему только нужно ощутить в себе свою внутреннюю силу, заложенную в нём изначала природой и поступать в жизни в соответствии со своим званием.

Мысли об однообразии жизни могут довести человека до отчаяния, но жизнь остаётся неизменной во всех её проявлениях. Нужно уметь ценить эти мгновения жизни, приложить все усилия, чтобы сбросить давящий груз  потерь и жизненных ошибок. Нужно учиться быть счастливым. Всё в руках человека.